spot_img
spot_imgspot_imgspot_imgspot_img

«Мои достижения – это победы моих учеников», – с гордостью и не без оснований говорит учитель иностранного языка Воловельской СШ Ирина Малыщик

Дата:

Свою работу в сельской школе Ирина Васильевна считает не просто профессией, а призванием. Здесь, в Воловле, она родилась, здесь пошла в первый класс и дальше, и ей до сих пор помнится тот неповторимый момент, когда она решила стать учителем.

– В 4-м классе у нас появился новый предмет – немецкий язык. На тот урок к нам пришла замечательный педагог Ирина Юрьевна Дегтярева, и после того как учитель провела занятия, я решила: «Буду, как она». Так был сделан мой профессиональный выбор. Окончательно и бесповоротно. И до конца учебы в школе меня уже не покидала эта мечта, – признается И.В. Малыщик.

Сельская девочка не просто желала быть учителем – она уверенно и упорно шла к своей цели. В 6-м классе Ира нашла объявление о приеме на заочные образовательные курсы «Юный лингвист», подала заявку, выполнила контрольную работу – и ее зачислили. Школьнице начали присылать задания по немецкому языку: сначала – раз в четверть, потом – чаще, а в старших классах добавились еще и вопросы по белорусскому языку и истории. И она старательно все это выполняла. В том случае, если возникали трудности – обращалась к своим учителям, и они всегда помогали, консультировали, доступно объясняли сложные темы. Это и стало той прочной базой, которая в те времена помогла сельской школьнице с первой попытки поступить в один из престижнейших вузов страны.

– Школу я окончила с серебряной медалью. На вступительных экзаменах мне нужно было сдать один предмет – немецкий язык, и я справилась на «отлично». Так в 1987-м году я стала студенткой Минского института иностранных языков, – рассказывает И.В. Малыщик. И добавляет: – Но все те годы, что училась в столице, меня тянуло домой, в деревню. Видимо, по складу я все-таки сельский житель…

К завершению учебы в институте девушка вышла замуж в свою же деревню и, получив диплом, пришла работать в родную школу. Она и сегодня с особой теплотой вспоминает ту прекрасную атмосферу человеческих взаимоотношений и всестороннюю коллективную поддержку, в которой начинала свою трудовую деятельность.

– Мои учителя стали моими коллегами. Так получилось, что в те годы в школу пришло несколько молодых специалистов, и мы с удовольствием посещали уроки наших опытных педагогов, постоянно обращались к ним за помощью и советом, и никто из них никогда не сказал, что мы отнимаем их личное время, – говорит Ирина Васильевна.

Впоследствии, уже работая в школе, она и на своих уроках начала использовать педагогические подходы и методику еще одного любимого наставника – математика М.П. Жук. По словам моей собеседницы, Мария Петровна умела очень доступно и грамотно объяснять самую сложную тему. Ее любимый прием – работа в группах, куда определялись ученики разного уровня знаний. После того, как теорему объяснил учитель, ее – каждый в своей группе, – рассказывал сильный ученик, потом – средний, и в завершение повторял тот, кто не имел тяги к учебе и считался слабым звеном. Таким образом, в процессе обучения был задействован каждый школьник, постигая знания в меру своих способностей.

Впрочем, Ирина Васильевна с искренней благодарностью вспоминает каждого из наставников своей школы, кто учил ее и с кем впоследствии довелось работать: педагогов-ветеранов Надежду Григорьевну Шумак, Раису Николаевну Малыщик, Николая Николаевича Малыщика, Марию Кирилловну Когут, Любовь Кирилловну Павлючик, Марию Николаевну Михновец, Лидию Петровну Варочкину, Людмилу Алексеевну Марковскую, в том числе – и ныне покойных Елену Антоновну Лещину, Надежду Степановну Румачик, Людмилу Богдановну Тарасюк и многих других.

С особым увлечением моя собеседница рассказывает и о том, как в Воловельской школе складывались уникальные традиции в изучении немецкого языка, которые закладывала послевоенный учитель Ада Григорьевна Дегтярева. В те времена ее ученики поступали в лучшие вузы и настолько впечатляли преподавателей своим глубоким знанием немецкого языка, что многим не верилось, что они учились в обычной сельской школе. А дочь Ады Григорьевны – Ирина Юрьевна Дегтярева, стала не просто достойной преемницей этих традиций, а усовершенствовала и развивала их дальше.

– В свой предмет Ирина Юрьевна влюбляла нас через внеклассные мероприятия. Проводились интереснейшие недели немецкого языка, которые завершал вечер с импровизированным «буфетом». Ирина Юрьевна на свои деньги покупала различные сладости, и получить их на школьном празднике могли лишь те из учеников, у кого на немецком языке получалось внятно изложить свою просьбу. А я тогда где-то в классе 6-м была, и на вечера нам еще ходить не разрешалось. И я упрашивала свою тетю, которая трудилась в школе техничкой, чтобы она вечером взяла меня с собой на работу и я могла подойти и по-немецки поговорить с Ириной Юрьевной. Причем мне совсем не нужны были те сладости – мне просто очень нравилось общаться на иностранном языке, – с улыбкой вспоминает свои школьные годы И.В. Малыщик.

Эту любовь к предмету Ирина Васильевна пронесла через всю свою жизнь, считая, что ее знания принадлежат всем. И все эти годы она щедро делится ими с каждым, кто к ним стремится. Ведь, как уверена моя собеседница, хорошо научить можно только тому, что сам любишь.

При всем этом педагог сельской школы не только учит других, но и постоянно совершенствует свое профессиональное мастерство. Абсолютный перфекционизм в работе, как считает моя собеседница, ей во многом передался от родителей.

– Папа, Василий Васильевич Румачик, всю жизнь работал трактористом, многие годы избирался депутатом областного Совета, его портрет постоянно находился на Доске Почета. Он ушел из жизни, но его награды остались. А вот мама, Лидия Степановна, и сейчас со мной. Живем почти по соседству…

Она работала страховым агентом и тоже была в числе лучших специалистов на своем месте. Родители своим примером воспитывали в нас ответственность к делу, которому мы служим. Они очень ценили порядок в работе, и для меня это стало нормой жизни, – подчеркивает И.В. Малыщик.

Ирина Васильевна не стала довольствоваться одним высшим образованием. Впоследствии она окончила Институт немецкого языка им. Гёте, дважды побывала в Германии по программе обмена учителей. Кроме этого, она уже более десяти лет преподает на курсах повышения квалификации педагогов. А с некоторых пор Ирину Васильевну каждые каникулы приглашают работать в Международный молодежный лагерь под Кёльном, в котором участвуют дети из Латвии, Греции, Германии, Беларуси, Украины, Польши и куда она может взять и своих лучших учеников, чтобы они имели возможность получить живую языковую практику. В нынешнем году вместе с ней ездила десятиклассница Алеся Минюк, обладательница Диплома 2-й степени районной олимпиады по немецкому языку.

– А всего за последние шесть лет мы заработали 16 дипломов различного уровня. Мои достижения – это победы моих учеников, – убежденно говорит И.В. Малыщик.

Сидя в опустевшем классе, откуда только-только разошлись ее ученики – члены театрального коллектива «Stern» (в переводе – «Звезда»), Ирина Васильевна с удовольствием перечисляет заслуги своих воспитанников. Это практически ежегодные призовые места в районной предметной олимпиаде, успешное поступление выпускников в лингвистический институт (в текущем году его студенткой стала Виктория Довгун) и, конечно же, громкая победа бывшего десятиклассника Андрея Марковского на республиканской научно-исследовательской конференции. В своей работе на немецком языке школьник сравнил грандиозный Кёльнский собор и Закозельскую каплицу-усыпальницу рода Ожешко. И в своем выступлении на республиканской конференции обо всем этом Андрей рассказывал настолько интересно и увлекательно, что члены жюри подходили к нему и интересовались, действительно ли в их полесской глубинке есть такой памятник.

В педагогике, как поясняет И.В. Малыщик, сразу достичь видимых результатов практически невозможно. Это постоянный, целенаправленный и очень долгосрочный труд, когда с мотивированными на получение знаний учениками надо начинать работать заблаговременно и дополнительно к урокам. Поэтому она благодарна и администрации Воловельской СШ, где ее инициативы находят понимание и поощряются, и отделу по образованию, где ей второй год подряд дают возможность работать со способными учениками по индивидуальному плану.

Развивая таланты, она старается научить и всех остальных. В таких случаях Ирина Васильевна нередко использует свою любимую методику «Четыре угла».

– К примеру, мы начинаем изучать тему «Поры годы». В таком случае я предлагаю ученикам определиться, кто какую пору года любит – осень, зиму, весну, лето, разделиться на 4 группы и занять свой угол. Подхожу к каждой группе и начинаю на немецком языке задавать вопросы: а почему ты выбрал этот угол? А чем тебе нравится такая пора года? И т.д. Находясь в такой ситуации, дети не боятся рассуждать, ошибаться, высказывать свое мнение, развивая навыки общения на иностранном языке, – поясняет И.В. Малыщик.

Что же касается школьников, которые имеют способности и настроены на углубленное изучение предмета, то к ним Ирина Васильевна начинает присматриваться уже с 5-го класса, где у нее есть уроки. Хорошую возможность увидеть и раскрыть таланты своих учеников, по мнению моей собеседницы, предоставляет и традиционный фестиваль школьных театральных коллективов на иностранном языке. В ходе подготовки к этому конкурсному мероприятию дети в игровой и непринужденной форме заучивают тексты, стихи, песни, вырабатывают дикцию на иностранном языке, учатся держаться на сцене, перед публикой. В прошлом году юные артисты из Воловельской школы за свой спектакль на немецком языке привезли Диплом 2-й степени. Но руководитель кружка и не скрывает, что ее ученики мечтают занять 1-е место, стать победителями.

Поддерживая детей в их стремлении к достижениям, опытный педагог Ирина Васильевна Малыщик видит и другой, возможно, более важный, смысл подобных мероприятий: олимпиады, конкурсы, фестивали за день-другой проходят, а знания с детьми остаются на всю жизнь.

Галина ШАФРАН
Фото Ивана ЛЕОНЧИКА

Поделиться новостью:

Популярно

Архив новостей

Похожие новости
Рекомендуем

“Белорусское сладкое” и “Сябрына”. Лукашенко проводит субботник на своей малой родине

Президент Беларуси Александр Лукашенко в день республиканского субботника на своей...

Жители Дрогичинщины принимают участие в республиканском субботнике

Благоустройством и наведением порядка в городе и населенных пунктах...

Активисты и общественники Дрогичинщины в рамках республиканского субботника приняли участие в акции «Время помнить»

В данной акции участие приняли Дрогичинская районная организация БРСМ,...

Магазины, рынки, такси, услуги на дому: когда покупателям должны выдавать чек

В соответствии с Налоговым кодексом Республики Беларусь, при реализации...