После “Нешпора” завели “Стрилку”… Как в Бездеже сохраняют местные традиции

Дата:

Есть день, когда открываются врата небес и Господь по-особому слышит наши молитвы – Светлое Воскресение Христово. И есть место, где в этот праздник люди, подобно своим предкам, с особым усердием молятся не только о «мире всего мира… о святом храме и обо всех с верою входящих в него…о Богохранимой стране, властях и воинстве ее…», но и об изобилии плодов земных, о грядущем урожае… Так от века и до сегодняшних дней происходит в деревне Бездеж.

Праздничное торжество – по благословению настоятеля Бездежского храма, отца Геннадия
Праздничное торжество – по благословению настоятеля Бездежского храма, отца Геннадия

Празднование Пасхи в этом населенном пункте имеет свои самобытные  особенности, которые передавались из поколения в поколение и свято хранятся до сих пор.  И в этом году оно проходило в соответствии с исконными местными традициями. Но – обо всем по порядку!

Отзвонили колокола светлой пасхальной заутрени,  неся в мир радостную весть: «Христос Воскресе!» И в церкви Святой Живоначальной Троицы деревни Бездеж, как и в каждом православном храме, прихожане с особым восторгом и благоговением  вторили: «Воистину Воскресе!»

А во второй половине дня сельчане начали стекаться на великую вечерню. Это богослужение в Бездеже и сегодня  называют на старинный лад – «нешпор». В этом году оно началось со встречи Благодатного Огня от гроба Господня, который настоятель местного храма, протоиерей Геннадий Ворон, принял из рук отца Сергия, священника из Белоозерска.

После пасхальной вечерни прихожане с песнопениями и  хоругвями крестным ходом пошли к новой Бездежской церкви Рождества Христова, где продолжилась молитва. Затем крестный ход возвратился к старому храму: здесь и завершилось богослужение.  Настоятель и прихожане вышли на прицерковную площадь, и батюшка поблагодарил всех за совместную молитву. В своей проповеди отец Геннадий говорил и о том, что «наши праотцы сохранили и передали нам веру Христову и добрые традиции, и ныне живущим нужно потрудиться для их укрепления и  достойного продолжения…»

«Стрилка» в исполнении юных последователей народных обрядов
«Стрилка» в исполнении юных последователей народных обрядов

А дальше, как и в старину, как и каждый год подряд, не нарушая традиции, сельчане стали в круг, чтобы провести свою бездежскую «стрилку». Так называется местный обряд, который занесен в список нематериального наследия ЮНЕСКО. Люди берутся за руки и с обрядовой песней «Ой, лыты, лыты, стрилка…» ведут хоровод, переплетаясь в виде бесконечной восьмерки. Внутри его несколькими группами стоят детишки, которые символизируют «зернышки». Кто-то считает, что «стрилка» посвящена будущему урожаю, кто-то видит в ней смысл бесконечности бытия…

Однако достоверно можно утверждать лишь то, что этот обряд в Бездеже завершает  Великий пост и после него начинаются народные гуляния. До того момента, пока не проведен этот обряд, ни петь, ни плясать, ни употреблять алкоголь в Бездеже не позволялось. Вот что вспоминают старейшие хранительницы местных традиций Надежда Наумовна Янусик и Мария Петровна Миневич,  которые теперь уже своих молодых односельчан учат, как правильно провести «стрилку»:

— После Всенощного богослужения наши сельчане возвращались домой, где разговлялись только едой, без спиртного, отдыхали и снова шли в церковь, чтобы успеть на «нешпор». Из храма все  выходили на прицерковную площадь и заводили «стрилку».  Как и сегодня, так и в прежние времена, посмотреть и поучаствовать в ней собирались люди из многих близлежащих деревень. Но для тех, кто жил в Бездеже, этот обряд означал то, что пост закончен. И с этого момента молодые могли  сколько душе угодно петь, плясать, веселиться, а те, кто постарше, отправлялись в гости. Обычно шли к кумовьям, чтобы поздравить крестников. Так что во времена наших предков в первый пасхальный день  спиртное на столе появлялось лишь к вечеру – после всех праздничных богослужений, — рассказывают женщины.

Надежда Наумовна и Мария Петровна вспоминают и еще одну особенность местной Пасхи: после «нешпора», возвращаясь домой, сельчане обычно варили и подавали к столу локшу. Это блюдо напоминало самодельную лапшу, которую готовили заранее, сушили, и в прежние времена она была праздничным лакомством…

Многое изменилось и осталось лишь в воспоминаниях. Но обряд вождения «стрилкы» сохранился, и желающих посмотреть его с каждым годом становится все больше. К примеру, в этом году гостями праздничного мероприятия в Бездеже были не только наши сограждане, но и туристы из Великобритании. Они остались в восторге и от музея местных фартучков, и от крестьянского этноподворья «Каля Плэса», и от самобытных традиций, и от здешнего гостеприимства, когда пасхальными пирогами их и всех присутствующих угощали прямо на улице.

А праздничные гуляния в Бездеже, которые развернулись сразу после завершения «стрилкы», продолжили самодеятельные коллективы  «Купалинка», «Свояки», «Заряночка» и лучшие гармонисты района. На сельской площади, как и во время богослужения в храме, присутствовало немало молодых людей, что вселяло надежду: и святая вера предков, и их самобытные традиции имеют достойных последователей!

Галина ШАФРАН

Фото автора и Ивана ЛЕОНЧИКА

Поделиться новостью:

Популярно

Архив новостей

Похожие новости
Рекомендуем

Карпенко рассказал, как идет формирование ВНС

Формирование ВНС идет достаточно гласно, сообщил журналистам председатель ЦИК...

В Беларуси скорректирован порядок предоставления и использования спонсорской помощи

Президент Беларуси Александр Лукашенко 27 марта подписал указ №112,...

В Дрогичинском районе проходят комплексные учения

Учения в районе будут проходить в течение двух дней...