Права потребителя: применение на практике

, , Leave a comment

Наверняка многие сталкивались с ситуацией, когда, совершив покупку – потом приходилось жалеть об этом. Далеко не всегда человека устраивает качество приобретенного им товара. Что делать в таком случае?..

ИСТОРИЯ ВОЗВРАТА

История моего приятеля – как раз из той «оперы», когда хочется кусать локти за свой поспешный выбор. В один из прекрасных осенних деньков Дима захотел купить новые ботинки. Задавшись этой целью, он прошелся по магазинам в поисках необходимой ему обуви. Наконец, примерив несколько моделей, он остановился на одной из них. Неся в пакете ботинки, парень и не подозревал, какое разочарование ожидает его через пару-тройку дней… «Стильные, модные, молодежные», с виду прочно прошитые через несколько «сеансов» носки ботинки отклеились сразу с нескольких сторон… «Что делать?!» – растерянно вопрошал Дима. И решил вернуть обратно в торговую точку свою неудачную покупку. Одна маленькая деталь: при приобретении обуви чек приятель не взял. Впрочем, сей документ ему не особо и предлагали… Осмотрев товар-возврат, продавец поначалу стала возмущаться, мол, «как вы так носите обувь, до вас никто на качество не жаловался!». Но потом она все-таки приняла ботинки обратно. А спустя несколько дней, после добротного ремонта, вернула их парню.

С ЧЕКОМ И БЕЗ

К чему я веду сей разговор? Да к тому, что многие из нас, на месте Димы, услышав недовольные возгласы и увидев косые взгляды продавца, могли, застеснявшись и растерявшись, молча уйти. Чека-то ведь нет… Однако, оказывается, право на замену или ремонт некачественного товара все равно есть! И оно четко прописано в  Законе «О правах потребителя».

Цитирую: «Потребитель, которому продан товар ненадлежащего качества, если его недостатки не были оговорены продавцом, вправе ПО СВОЕМУ ВЫБОРУ потребовать замены недоброкачественного товара, соразмерного уменьшения покупной цены, незамедлительного безвозмездного устранения недостатка товара, возмещения расходов по устранению недостатков товара».

Кроме этого, пункт 4 статьи 27 Закона  гласит следующее: «При расторжении договора розничной купли-продажи потребитель вправе потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы, а также возмещения разницы между ценой товара, установленной договором и ценой соответствующего товара на момент добровольного удовлетворения требования потребителя». То есть, если с момента совершения вами покупки товара он вырос в цене – вам полагается доплата до его «новой» стоимости.

Конечно, желательно при возврате некачественной обуви предъявить кассовый чек. Однако и его отсутствие – не основание для отказа покупателю. Ведь он может доказать факт приобретения товара в конкретной торговой точке путем предъявления свидетельских показаний, элементов потребительской тары (например, упаковки, на которой есть какие-либо отметки, указывающие на покупку товара)…

За компетентными комментариями по данному вопросу корреспондент «ДВ» решил обратиться к заместителю начальника отдела экономики райисполкома Наталье Лопачук.

«У покупателей любых товаров, которые не включены в список тех, что не подлежат обмену или возврату (например, белье, бижутерия, бытовая химия) – есть возможность вернуть их обратно продавцу. Более того, если вы передумали приобретать, например, сапоги и в них не ходили – то в течение 14 дней имеете право отнести их обратно в магазин согласно статье 28 «Прав потребителя». В данном случае, при наличии чека человеку вернут деньги или  же предоставят возможность обменять одну пару обуви на другую», – говорит Наталья Григорьевна.

Задумайтесь, многие ли из вас, дорогие читатели, знали о таком нюансе? Признаться, лично я – нет.

Что касается именно некачественной обуви, речь о которой шла несколькими абзацами выше, то здесь у покупателя также есть права. Во-первых, существует гарантийный срок, в течение которого продавец обязан при обнаружении недостатков не по вине покупателя забрать товар обратно. Кстати, для обуви сезонного назначения гарантийные сроки носки исчисляются не с момента покупки, а с наступления сезона. Для зимней отсчет начинается  с 15 ноября, для весенней и осенней – соответственно с 1 марта и 15 сентября, а для летней – с 1 мая. Обычно срок «гарантии»  на обувь колеблется от 30 до 70 суток, в зависимости от производителя. Приведу пример: если человек приобрел зимнюю обувь в июле – гарантийный срок на нее стартует с 15 ноября.

ПОКУПАТЕЛЬ ПОД ЗАЩИТОЙ

Не за горами наступление зимних холодов. Поэтому уже сейчас люди запасаются теплыми вещами и обувью. Автор этих строк решил заглянуть в основные торговые точки, где они реализуются. В городском универмаге и магазине «Чаравічкі» мне пояснили, что население пока не очень активно покупает обувь. «Люди ждут до последнего, пока снег не выпадет. Таков уж наш менталитет…», – улыбаясь, говорили продавцы. Ну а те, кто уже  стал хозяевами новой обуви – видимо, остались довольны ее качеством. В нынешнем году продавцы припомнили всего несколько случаев, когда к ним приносили товар. Если же это произошло, то в течение 12 суток при обнаружении производственного брака людям без проблем возвращали их деньги.

…Конечно, лучше всего – когда нет необходимости отправлять покупку по «старому адресу», и уж тем более выяснять в судебном порядке, кто прав в паре потребитель-продавец. Однако люди должны понимать: они наделены определенными правами согласно нашему законодательству. И  ими не только можно, а даже нужно пользоваться! Так что, дорогой покупатель, знай, ты – под защитой!..

Алексей НАУМОВЕЦ

Фото Ивана ЛЕОНЧИКА

(Visited 72 times, 1 visits today)
 

Оставьте комментарий

(*) Required, Your email will not be published