На базе Дрогичинской райбольницы планируется открыть отделение искусственной почки

Еще и осень не вступила в свою «золотую пору», и сильных холодов пока не было, а вокруг и рядом уже начинает слышаться нездоровое чихание, сморкание и другие предвестники сезонных заболеваний. И потому закономерно, что нашу беседу с главным врачом центральной районной больницы Александром Степановичем Протасевичем мы начинаем с самой актуальной на сегодняшний день темы: как обезопасить себя и своих близких от гриппа и других вирусных инфекций или хотя бы перенести их без негативных последствий для организма?

А.С.Протасевич:

– Нередко приходится слышать о том, что достаточно начать закаляться, витаминизироваться, жить в гармонии с собой и внешним миром, избегать стрессов – и здоровье обеспечено. Не стану отрицать, что подобные меры действительно нужны и полезны, но все же самым эффективным методом профилактики сезонных заболеваний является прививка от гриппа. Этот факт во многом подтверждается и на примере нашего района. В прежние годы, когда массовая вакцинация только начинала внедряться, в период распространения гриппа и ОРВИ многие отделения и реанимация нашей больницы были заполнены пациентами, причем некоторые поступали в очень тяжелом состоянии, когда вирусная инфекция перетекала в бронхит, осложнялась бактериальной пневмонией и т.д. В таких случаях последствия гриппа требовали серьезного и длительного лечения, а бывало, и приводили к трагическому исходу.

К счастью, последние несколько лет, когда в районе ведется активная вакцинация населения против гриппа, пациенты в таком состоянии, когда болезнь принимает очень тяжелые формы, становятся редким исключением. Чтобы сохранить эту тенденцию и создать так называемый порог безопасности против сезонных вирусных заболеваний, с 1 октября мы начали массовую вакцинацию населения. В первую очередь мы рекомендуем пройти ее всем, кто находится в широком контакте с другими людьми, – медикам, учителям, работникам сферы торговли, студентам, школьникам. Не противопоказана прививка беременным женщинам, детям дошкольного возраста и многим другим категориям населения. Могу сказать, что на теперешний день практически все медработники, начиная с главврача райбольницы, уже сделали прививку от гриппа. Сегодня пройти вакцинацию стремятся все жители района, которые заняты делом и которым выгодно быть здоровыми.

Конечно же, нельзя говорить о том, что человек, который сделал прививку, вовсе не заболеет. Но если такое случится, он сможет перенести грипп легче и без тяжелых осложнений. Это мы могли видеть и на примере нашего района. В минувшие годы, когда порядка 30% населения Дрогичинщины прививались от гриппа, нам удавалось избежать эпидемии и летальных исходов, вызванных этим заболеванием. Поэтому и сейчас, пока есть время для того, чтобы выработался иммунитет, нужно спешить сделать прививку.

На данном этапе мы работаем с вакциной российского производства, хотя все подобные препараты проходят сертификацию в нашей республике и к ним предъявляются очень жесткие требования по качеству. И если они допущены на наш рынок, значит, они безопасны.

При всем этом нужно заметить, что в отдельных случаях в первые дни после прививки, когда вырабатываются антитела к заболеванию и активизируются защитные силы организма, может наблюдаться небольшое повышение температуры и общее недомогание. Но все это – мелочи по сравнению с тяжелым течением болезни и негативными последствиями гриппа.

Конечно же, для профилактики сезонных заболеваний можно и рекомендуется использовать все доступные вспомогательные средства: и витамины, и закаливание, и здоровый образ жизни, и разумное чередование труда и отдыха – все это влияет на защитные силы иммунитета. Но для начала – прививка, а в комплексе с ней – и все остальное.

Корреспондент:

– В соответствии с нынешними требованиями, многие лекарства можно приобрести в аптеках только по рецепту врача. Сейчас, когда в поликлинике нет больших очередей, это не является проблемой. А как намерены ее решать в пик заболеваемости?

– То, что большинство лекарств должно отпускаться по рецептам – не наше отечественное нововведение, а мировая практика, обратиться к которой вынудили негативные последствия бесконтрольного приема медпрепаратов. Ведь как у нас некоторые лечились: поговорят с соседями (друзьями, коллегами), обменяются симптомами болезни, услышат название лекарства, которое якобы помогло выздороветь, – и спешат за ним в аптеку. Порой от банального насморка с невысокой температурой люди покупали антибиотики самого широкого спектра действия, принимали их, а в случае тяжелого заболевания лечить такого пациента уже было нечем, поскольку микробы в его организме адаптировались практически ко всем видам антибиотиков и перестали на них реагировать. Это приводило к серьезным негативным последствиям, в первую очередь – для тяжелобольных людей, в результате чего и было принято решение на отпуск ряда лекарственных средств только по рецептам.

Могу сказать, что мы без больших проблем выдержали этот переход, соответствующим образом спланировав свою работу и находя понимание у наших пациентов. Более того: на базе нашей районной больницы внедрена специальная программа и совместно со специалистами центра гигиены и эпидемиологии мы проводим исследования на чувствительность различных антибиотиков к тем или иным микробам, которые выявляются в нашем районе. И, уже исходя из этого, назначаем нужное лечение.

Что же касается наплыва пациентов в период сезонных заболеваний, то в этом случае мы намерены активно задействовать в работе наших врачей-интернов и фельдшеров, которые будут помогать проводить осмотр больных, а если появится необходимость, то и посещать их на дому, чтобы предупредить эпидемию. Здесь рекомендации остаются неизменными: если человек заболел гриппом или ОРВИ, то ему нужно отлежаться дома, чтобы: во-первых, организм естественным образом начал бороться с инфекцией, а во-вторых, чтобы не заражать других.

– Во многих современных учреждениях здравоохранения на помощь медикам приходит специальное оборудование, которое помогает своевременно диагностировать болезнь и назначить правильное лечение. Насколько эффективно оно используется в условиях нашей районной больницы? Решается ли проблема очередей на УЗИ? И планируется ли расширение возможностей райбольницы в этом направлении?

– В свое время, еще в бытность нашего земляка Василия Ивановича Жарко министром здравоохранения, его стараниями наша райбольница была обеспечена компьютерным томографом. Медики прошли соответствующее обучение, и сегодня благодаря этому оборудованию выявляются и получают необходимое лечение многие неврологические и другие заболевания. Более того: если у наших специалистов возникают какие-либо сомнения, картинку с изображением, полученным на томографе, они по интернету отправляют в Брест, где могут обсудить ситуацию и получить консультацию по поводу лечения своего больного у нейрохирурга или невролога областного уровня.

Хочу сказать, что и в новой должности вице-премьера нашей республики Василий Иванович Жарко не перестает интересоваться судьбой своей малой родины и проявлять заботу о своих земляках. Во время недавнего визита на Дрогичинщину он посетил и районную больницу и пообещал содействовать тому, чтобы открыть на нашей базе отделение экстракорпорального программного диализа или, проще говоря, отделения искусственной почки. Наша первоочередная задача – подготовить помещение, и мы ее решаем. Затем будет закуплено и установлено дорогостоящее оборудование, и наши пациенты, находящиеся на программном гемодиализе, всю необходимую помощь будут получать на месте. В настоящее время для того, чтобы они могли пройти жизненно важную процедуру гемодиализа, которая проводится через день и длится около 4-х часов, мы доставляем их в Пинск.  Но если все пойдет, как намечено, то в первой половине будущего года в Дрогичине планируется открыть отделение искусственной почки, и это будет большая помощь и поддержка для тех, кого коснулась такая беда.

Что же касается проблемы УЗИ, то недавно за бюджетные средства был приобретен еще один аппарат современного поколения, и еще один наш специалист прошел соответствующее обучение. В результате очередь на ультразвуковое исследование если и не исчезла вовсе, то значительно уменьшилась.

И здесь важно заметить следующее: решение о направлении на УЗИ принимает лечащий врач, он же и решает, насколько срочно нужно пройти пациенту такое обследование. И, поверьте, если ситуация действительно угрожает здоровью человека, медицинский работник сам свяжется со специалистом, чтобы в течение короткого времени иметь на руках нужные результаты. В остальных случаях записаться на УЗИ и пройти обследование можно в течение одного-двух месяцев. Однако нередко бывает, что человек приходит к доктору и, не имея никаких медицинских показаний, настаивает на УЗИ, чтобы удостовериться, все ли у него в порядке. В таком случае пройти эту процедуру он может на платной основе.

А вот компьютерная томография проводится только по заключению врача. Это связано с немалой лучевой нагрузкой, которую получает организм пациента при проведении обследования. Поэтому риск должен быть оправдан, и проходить эту процедуру рекомендуется только по жизненно важным показателям.

– Сейчас, с наступлением холодов и отопительного сезона, актуальное значение приобретает и работа отделений сестринского ухода, где зимой получают кров, пищу и должное внимание одинокие пожилые люди. Ходило немало слухов, что Антопольская БСУ, заслужившая доверие многих постояльцев, в этом году будет закрыта…

– Вопреки слухам, больница в Антополе не закрылась. Более того, некоторое время назад там был развернут ремонт: на втором этаже заменены окна, завершаются отделочные работы, проведена техническая экспертиза кровли на счет того, подлежит ли она ремонту или потребует полной замены. Так что и БСУ в Антополе, и койки сестринского ухода в сельских участковых больницах будут не только работать, но и расширяться. В этом есть необходимость, которая связана с тем, что у жителей нашего района – самая высокая продолжительность жизни на территории Брестчины (75,8 лет при среднеобластном показателе 73 года). Значительная часть из них в одиночестве дожили до своего преклонного возраста.

И такие люди не остаются без поддержки, определяются на социальные койки, чтобы в тепле и сытости пережить зиму. В частности, если в прежние времена в Бездежской и Радостовской больницах было соответственно по 5 и 10 социальных коек сестринского ухода, то сегодня их – уже по 15 в каждом из этих медучреждений. Обращения о приеме на сестринский уход продолжают поступать и далее, и мы держим ситуацию на контроле…

– Спасибо вам за познавательную беседу!

– Не болейте!

Беседовала Галина ШАФРАН