Изучаем проблему. Удобна ли городская инфраструктура для велосипедистов

Велосипед не только самый экологичный вид транспорта, но и  самый здоровый (имеется ввиду – укрепляющий здоровье). Но не о пользе этого средства передвижения пойдет речь в данной публикации, а об условиях, возможностях для жителей Дрогичина в его частом использовании. Насколько развита в нашем городе велосипедная инфраструктура? Можно ли сказать, что на улицах райцентра создана, как стало модным говорить сегодня, безбарьерная среда для велосипедистов. «Районка» изучила ситуацию, задав эти вопросы жителям  Дрогичина.

Не  первый год у нас реализуется проект «Дрогичин – здоровый город», в роли  главного модератора  которого  выступает  районный центр гигиены и эпидемиологии. Несомненно, одной из  составляющих здорового образа жизни для современного человека является использование велосипеда,  как средства передвижения. Может и не каждый день, но хотя бы раз в неделю можно добраться к месту работы, учебы не на авто, а на велотранспорте. К тому же,  ежегодно весной  в Дрогичине проводятся республиканские соревнования по дуатлону. Это, несомненно, работает на популяризацию данного вида спорта среди нашей молодежи. Положительный отклик со стороны местного населения имеется: в последнее время  все чаще доводится видеть молодых людей, как парней, так и девушек,  передвигающихся по улицам Дрогичина на велосипеде. Есть и те, кто  добирается в центр города на двухколесном транспорте всей семьей.  Но, по мнению некоторых местных жителей, таковых было бы больше, если бы дорожная инфраструктура была более комфортной для велосипедистов.

Каждый с кем нам удалось пообщаться, указал на опасную для велосипедистов часть автодороги Огдемер-Городец, а именно, отрезок, соединяющий Дрогичин
с аг. Липники. Многие едут по нему на работу в райцентр, вечером – обратно. Велодорожки там нет, и велосипедистам приходится двигаться по краю проезжей части. Поток машин также немаленький. В последнее время некоторые работы проводились в том направлении движения: была восстановлена велодорожка между Дрогичином и предприятием ОАО «Экзон», а также на этом участке делают уличное  освещение.

 

Еще нам были высказаны предложения об устройстве велодорожки из райцентра в направлении Брашевичей.

– Дрогичинцам нужен  маршрут  выходного дня, по которому семья могла бы добраться на велосипедах к каким-либо интересным местам, достопримечательностям. Это и спорт, и туризм, и отдых.  Наиболее подходящий вариант для такого маршрута – дорога на Брашевичи. Например, оленей можно было бы съездить  покормить, посетить дэндропарк, – говорит жительница райцентра Ирина. 

– В самом Дрогичине также нет места  для велопрогулок. Прежде в городском парке была грунтовая тропинка, по которой активно ездили велосипеды. Сейчас на том месте – автомобильная парковка. По выложенному плиткой тротуару – тоже не совсем удобно. В выходной день там много пешеходов, идут целыми компаниями, попробуй обьедь.  Было бы хорошо и удобно для жителей Дрогичина, если бы  оборудовали велодорожку вокруг городского озера. Летом проехался, покатался, а затем искупнулся – неплохой вариант для  семейного отдыха. Но это желаемое, а из действительного, может только в новом микрорайоне и удобные велодорожки, созданы комфортные условия для велосипедистов,  – продолжила тему наша собеседница.

 

Помимо всего этого нам высказали пожелание того, чтобы отдельная велодорожка появилась на участке улицы Ленина от подстанции Дрогичинского РЭС до нового микрорайона, а также от ремзавода до комбикормового завода.

Помимо этого  жители Дрогичина высказали свое недовольство  неудобными бордюрами. Они есть на улице Ленина рядом с СШ№2, рядом с хлебозаводом, на Мелиоративной у поворота к магазину «Хит», на 17 Сентября у здания районной типографии  и в других частях райцентра.

– Движешься на велосипеде, скажем, по улице Ленина и то и дело, каждые 100-200 метров, будь добр велосипедист – спешься и переходи через  второстепенный проезд пешком, ведя с собой велосипед. Очень неудобно, многие из-за этого и не пользуются велосипедами, – высказался нам еще один велопользователь Дрогичина – Дмитрий. 

Особенно на высокий бортовой камень можно наткнуться при съезде с пешеходной дорожки на рыночную площадь  рядом с аптекой № 228. Велосипедист может спешиться, а вот инвалидам и матерям с колясками лучше не направляться на мини-рынок со стороны «Галереи трудовой славы».

– Вообще, безбарьерная среда для велосипедистов – это когда ты сел на велосипед, например, на площади в Дрогичине и, не спешиваясь, добрался до ремзавода или до Царского села. Во многих городах республики рядом с пешеходными переходами есть зеленые полосы для велосипедистов, с нанесенной на ней дорожной разметкой 1.29. Водители автомобилей обязаны пропускать их, движущихся на полном ходу, как и пропускают пешеходов на бело-желтой «зебре». Проблема в том, что автомобилисты после того, как велосипеды убрали с дорог, не воспринимают велосипедистов как участников дорожного движения, не уступают им дорогу, что часто приводит к  ДТП, – поделился информацией любитель езды на двухколесном транспорте.

По словам Дмитрия  наиболее комфортной для езды на велосипеде является большая часть улицы Карла Маркса от универмага до СШ№1, а также другой отрезок, начиная от магазина «Про запас» (прежнее называние «Явар») до  здания районного отдела Следственного комитета. Там, рядом с тротуарной плиткой уложили велосипедную дорожку из асфальтобетона. А вот на участке возле СШ№1 велодорожка попросту выделена на тротуаре линией дорожной разметки. Это допускается по нормам, но на примере улицы Карла Маркса пешеходам оставили очень мало места. Поэтому строгое разделение на полосу для велосипедистов и полосу для пешеходов там часто не соблюдается, особенно в «часы пик». Следовательно, и риск наезда возрастает.

Из всего сказанного можно сделать некоторые выводы. Отвечая на вопрос, где должна быть установлена велосипедная дорожка, мы получим ответ, что существуют определенные правила, прописанные в нормативных документах. Но даже если ее и нет на той или иной улице, то где должны ездить велосипедисты, ведь насколько мы знаем, движение на велосипеде по проезжей части дороги запрещено, а тротуары не всегда приспособлены для комфортной езды на этом виде транспорта. Высокие бордюры мешают не только велосипедистам, но и инвалидам с нарушением опорно-двигательного аппарата, родителям, прогуливающимся с маленькими детьми на колясках. Согласно правилам, действующим с 2013 года (Изменение  № 1 к ТПК 45 – 3. 03 – 227 – 2010 «Улицы населенных пунктов»)  не может быть никаких перепадов высот в тех местах, где тротуары пересекаются с проезжей частью. На примере нашего города есть улицы, где эти нормы соблюдаются, и проехаться по ним велосипедистам должно быть вполне удобно. Это касается нового микрорайона и ул. Юбилейной, Освобождения, большей части ул. Карла Маркса. Все это улицы, которые появились на карте города после 2013 года или были реконструированы после вышеназванных  изменений. А как быть со старыми? Вариант, который выбран для велодорожки на улице Ленина  (от перекрестка с  ул. 17 Сентября  до ул. Карла Маркса) некоторые велосипедисты считают не самым удобным  для них. «Просто сделали спуски с бордюров с помощью асфальтобетона». Преодоление таких преград, как считают жители города, приводит к износу деталей велосипеда.

Кстати, во время общения с велопользователями сразу несколько мам обратили наше внимание на то, что на территории детских садов Дрогичина нет паркинга для велосипедов и самокатов. Многие родители могли бы  добираться с детьми до дошкольного учреждения на велосипедах (имеются ввиду воспитанники средней и старшей групп детского сада). Но поскольку негде оставить детский транспорт, отказываются от такой идеи. Эту тему можно расширить в ее масштабах, охватив  и учреждения среднего образования. Учащиеся школ  тоже могли бы добираться на занятия на велосипедах. Так сказать, с детства приобщаться к здоровому образу жизни. Только вот вопрос, где их можно оставить, и может ли школа обеспечить  сохранность данных транспортных средств. По крайней мере, это тоже хороший повод для размышлений, обсуждений и будущих публикаций.

Андрей РАССАФОНОВ
Фото Ивана ЛЕОНЧИКА