Как бороться с бескультурьем на дорогах?

Дата:

После окончания зимы и полного таяния снега в полосе отвода автодорог общего пользования обнажилась наша вечная проблема – мусор! Проезжая по шоссе, складывается впечатление, что это уже не автомагистрали, а полигоны для утилизации бытовых отходов. Через территорию нашего района проходит 668 км местных и 150 км автодорог республиканского значения. На них расположены: 141 автобусный павильон, 201 площадка для остановок  автобусов, 44 площадки для стоянки транспорта, 6 кемпингов и площадок отдыха. Многие из них, к сожалению, превратились в несанкционированные свалки мусора.

Можно, конечно, уповать на то, что это такой менталитет нашего народа и продолжать ежегодно тратить огромные деньги на уборку мусора вдоль автомобильных дорог. Но ведь лучше всего всем выбрасывать отходы в специально отведенных для этого местах. Многие участники дорожного движения (водители, пассажиры и т. д.) скажут, что вы, работники дорожного хозяйства, обязаны следить за чистотой. Согласен, уборка мусора в полосе отвода автомобильной дороги — прямая обязанность дорожной службы. И деньги на это выделяются, но не в таком количестве, чтобы убирать нечистоты раз в неделю. В лучшем случае их хватает, чтобы наводить порядок ежемесячно. Но если бы мусора было в разы меньше, что напрямую зависит от участников дорожного движения, тогда средства, выделенные на уборку, можно было бы перенаправить на более качественное эксплуатационное содержание автомобильных дорог (ликвидацию ямочности, установку недостающих дорожных знаков, ремонт ограждений, мостов и т. д.)

Для решения проблемы несанкционированных свалок вдоль автомобильных дорог применяются всевозможные методы борьбы. Устанавливаются щиты с текстами, призывающими участников дорожного движения не сорить, на автобусных остановках и павильонах есть урны. Но ситуация не меняется, а скорее ухудшается. Знаки, призванные уведомить людей о наличии мест сбора мусора, поломаны, урны для мусора – или украдены, или используются местным населением как бесплатные, очень удобные места для складирования бытовых отходов.

Как же решить проблему мусора на автомобильных дорогах? Усилить административную ответственность? Может быть, но ведь кроме работников дорожных служб таких лиц никто не выявляет. А этим должны заниматься и сотрудники госавтоинспекции, участковые инспектора милиции, работники санэпидемстанциии и инспекции природных ресурсов и охраны окружающей среды. Думаю, надо заменить наказание в виде штрафа на исключительно общественные работы — уборку мусора вдоль автомобильных дорог.

Можно пойти и иным путем. Так как выявить нарушителей порой невозможно, предлагаю во время прохождения техосмотра автомобилей обязывать водителей (именно водителей, которые являются основными пользователями автомобильных дорог и призваны контролировать действия пассажиров своих транспортных средств) к “дорожной повинности” – отработать 8 часов (одну смену) на уборке мусора вдоль дорог и организовать дела так, чтобы работу невозможно было заменить денежным эквивалентом. Организацию и учет этих работ необходимо возложить на дорожные организации.

Мне кажется, это привьет водителям уважение к работе дорожников и отучит выбрасывать, вываливать мусор на обочины и посадки, находящиеся вдоль шоссе.

Хочется отметить наиболее неблагоприятные в этом отношении участки автодорог: Дрогичин – Осовцы, Дрогичин – Радостово – Дивин, Береза – Антополь, Дрогичин – Огдемер, Сороцни – Вавуличи – Огдемер и автопавильоны в деревнях Перковичи, Осовцы, Н.Попина, Детковичи, Липники, Гутово, Закозель, Зелово и т. д. Особо с отрицательной стороны следует отметить автобусный павильон в д. Осиповичи. Складывается такое впечатление, что в данном населенном пункте культуре поведения вообще никто и нигде не учился.

Урны на автобусных остановках предназначены для незначительного мусора пассажиров, ожидающих маршрутные транспортные средства. Однако в населенных пунктах туда выбрасывают мусор и местные жители: пакеты из-под молока, сметаны, стекло, различного рода коробки, старые телевизоры. При этом практически в каждой деревне района службой ЖКХ налажен сбор и вывоз мусора в предназначенные для этого места. Парадокс!

В 2012 году на уборку от мусора автодорог, проходящих на территории района, затрачено 463 млн. рублей: из них  республиканских – 85 млн. и местных – 378 млн. рублей. В марте, апреле 2013 года на это дело уже истрачен 261 млн. рублей, из них 179,9 млн. рублей на местных автодорогах. И это только на территории Дрогичинского района, а в Брестской области их 16. Несложно подсчитать, в какую сумму бюджетных средств это выливается.

Уважаемые жители Дрогичина и района! Проблема мусора на обочинах автодорог продолжает оставаться одной из самых актуальных. И она создает отрицательное мнение о Дрогичинщине у гостей. Не-санкционированный выброс разных отходов часто создает препятствия при ведении дорожных работ. Кстати, посторонние предметы опасны для участников дорожного движения и могут послужить причиной ДТП, а битое стекло – возгорания сухой травы, что даже приводит к лесным пожарам.

Возмущает безразличие отдельных граждан к природе, ее экологическому и эстетическому состоянию. Этим людям то контейнеров мало, то власти недостаточно мер принимают… А как порой такие граждане любят сравнивать Беларусь с Европой! Разумеется, не в лучшую для родного края сторону.

Но ведь для соблюдения чистоты не требуется ни затрат,  ни большого труда, ни помощи властей… Надо просто не бросать мусор где попало, а складывать в специально отведенных для этого местах. И если начать с малого – стараться убирать за собой даже обертку от конфеты – можно существенно изменить ситуацию к лучшему. Дети начнут брать пример с родителей, и каждое следующее поколение будет еще бережнее относиться к природе, жить в лучших условиях.

Неужели это непонятно бескультурным гражданам, которые не подозревают о существовании пепельницы в салоне автомобиля и выбрасывают окурок прямо на дорогу? Если вы видите человека, который оставляет мусор в неположенном месте, то запишите номер машины или сфотографируйте. Потом обратитесь к сотруднику милиции или к должностному лицу горпоссельисполкомов, которые имеют полномочия зафиксировать правонарушение, составить протокол и направить его для дальнейшего рассмотрения в соответствующие инстанции.

Если от граждан поступит информация о подобном административном правонарушении, да еще подтвержденная фотографией, водители-нарушители будут нести ответственность в виде штрафных санкций. Такие случаи в нашем районе уже есть.

Анатолий ШАЛАЙ,

ведущий инженер по содержанию уличной дорожной сети ДРСУ-177

Поделиться новостью:

Популярно

Архив новостей

Похожие новости
Рекомендуем

Карпенко рассказал, как идет формирование ВНС

Формирование ВНС идет достаточно гласно, сообщил журналистам председатель ЦИК...

В Беларуси скорректирован порядок предоставления и использования спонсорской помощи

Президент Беларуси Александр Лукашенко 27 марта подписал указ №112,...

В Дрогичинском районе проходят комплексные учения

Учения в районе будут проходить в течение двух дней...