В довоенное время центр Дрогичина был расположен на перекрестке улиц Почтовая (теперь Октябрьская) и Пинская (часть улицы Ленина, в сторону здания райисполкома). Там проживало преимущественно еврейское население. На месте теперешнего здания представительства «Белгосстрах» были торговые ряды, а напротив, где сейчас сквер, – синагога.

У местного населения за этой частью города закрепилось название «мисто». Именно там в период Великой Отечественной войны и был центр еврейского гетто. Сегодня мы расскажем о прошлом двух улиц, прилегающих к довоенному центру Дрогичина и образующих своего рода «полукольцо» или дугу. Это улицы 8 Марта и Гоголя. Их протяженность совсем небольшая, но все же мы смогли узнать об этой части райцентра немало интересного.

Петр Мысливец, улица Шевченко:

– В довоенное время улица 8 Марта так еще не называлась. Официального какого-то названия не было. Жители города между собой звали ее Хомской, поскольку она сворачивала в направлении этого местечка и дальше в сторону Березы. Часть улицы Ленина до пересечения с Почтовой по-местному звалась Пинской, а за перекрестком – Брестской. После войны первая ее часть стала называться ул. Ленина, а вторая – Сталина. Позже после разоблачения культа личности Иосифа Сталина вся главная улица Дрогичина стала называться одинаково, как и сейчас. Также и другие улицы города получили свои современные названия.

На фото житель д. Староселье Степан Федорович Мысливец.
Улица 8 Марта, 1937 год

В 1937 году на Хомской уложили булыжник. Нанялся возить песок для проведения этих дорожных работ мой отец, Степан Федорович Мысливец, который жил на Староселье. Он потом и рассказывал мне, как укладывали «булыжную» дорогу. Всего несколько человек задействовались в работах. На подводах возили песок и делали песчаную насыпь высотой в 15-20 сантиметров. Камни укладывали двое рабочих определенным образом, острым концом вниз, а третий – утрамбовывал какой-то, видимо, специально предназначенной для этого, палицей. С годами я изобразил этот процесс на полотне, и эта картина вошла в мою личную серию работ под названием «Краски родного города».

В послевоенное время 8 Марта, как окраинная улица города, отделялась от нашего Староселья небольшой канавой. Она и сейчас видна справа от проезжей части, если идти на улицу Шевченко. На пересечении 8 Марта и Гоголя, чуть ближе к теперешнему молитвенному дому, стояла пивная. Ее называли по-местному «Cтычкой». Видимо, потому, что располагалась она на стыке города и деревни Староселье. Посещали ее мужики – как городские, так и деревенские. Как только скажет кто «я вчера в стычке был» – сразу все понимали, какое место он имеет в виду. В городе было еще одно питейное заведение с народным названием «У Брони». Оно располагалось в районе автовокзала.

Перекресток улиц Ленина и 8 Марта в недавнем прошлом

Теперь немного об улице Гоголя. В то время на ней находилось всего три дома, туда ближе к промкомбинату на Почтовой. Жили там семьи Ярославцевых, Шведовых и Мурзаковых. Ближе к 8 Марта, по левой стороне, как и сейчас, находится одноэтажная кирпичная постройка бывшей млечарни (маслобойни). Известно, что при Польше там делали масло и сыр, а само здание, возможно, и в более давние времена было построено. После войны млечарня тоже работала, а когда уже ближе к 60-м построили маслосырзавод на улице Веры Хоружей, то ее закрыли.

С того времени здание стало использоваться как служебное жилье. По другую сторону было болото. Его не стало только совсем недавно, ближе к 90-м годам. Часто как дрогичинцы, так и старосельцы, перед праздником Святой Троицы рвали растущий на этом болоте аир, который на местном наречии называли «плысняк», и раскидывали его по двору. Был такой обычай. Никто не мог подумать, что на том болотистом участке когда-нибудь что-то построят. Однако к концу 80-х – началу 90-х там возвели большой храм христиане веры евангельской. Можно только догадываться, сколько тонн песка они завезли туда, чтобы начать строительство.

Светлана Могилянчик, улица 8 Марта:

– Я живу на улице 8 Марта всю свою жизнь. На ней долгое время лежал булыжник. Когда я училась в старших классах, помню, что движение на ней было двухсторонним, по обоим краям проезжей части лежали бордюры, вдоль улицы росли тополя. Среди жителей улицы было много ветеранов Великой Отечественной войны и других уважаемых в городе людей. Там жил первый директор Дрогичинской школы механизации Лычковский, заместитель директора Барабанов, преподаватель училища Калеников, мастер производственного обучения Гарапучик и другие. Старожилов на улице осталось совсем немного, в основном сейчас в домах проживают новые хозяева.

В годы моего детства и юности часто можно было встретить играющих на улице детей. В каждой семье воспитывалось по два, по три ребенка и больше. Зимы тогда были по-настоящему снежными. Бывало, заметало снегом дома по самые крыши. Но нам, детям, это время года всегда было в радость. Не сидели мы дома, а резвились, устраивали забавы на свежем воздухе, играли и в прятки, и в садовника. Между домами
на ул. 8 Марта находилась небольшая горка, и мы любили скатываться с нее на санках, на лыжах. Катались также на лугу за домами, где разливался Ляховичский канал. Когда замерзало болото на улице Гоголя, мы часто ходили и туда. Помню, как привязывали бельевой веревкой к валенкам коньки-снегурочки и катались по прочному льду.

Наш дом № 19 находится чуть в глубь от дороги, а рядом с ней стоит и сейчас кирпичная постройка еще польских времен. В первые послевоенные годы в ней каждый день с самого утра до 17.00 работали два мотора, которые вырабатывали электроэнергию. Точно не скажу, для каких целей, но можно предположить, что они давали электричество на промкомбинат, который тогда находился на Почтовой. Шум от моторов разносился по всей улице. Со временем, когда электрификация города вышла на новый уровень, эта постройка стала пустовать, и ее отдали нашей семье под сарай.

Постройка еще «польских» времен, в которой после войны размещались электрогенераторы и вырабатывали ток для местного промкомбината

Галина Пилипович, улица 8 Марта:

– Я родилась в первый год Великой Отечественной. Всю свою жизнь провела на этой улице. В первый класс я пошла в начальную школу, которая находилась недалеко от моего дома на 8 Марта. Она располагалась в деревянном одноэтажном доме. В одной его половине детей обучали грамоте, а в другой жила со своей семьей учительница Екатерина Фроловна Позняк. Там я окончила первый класс, а когда пошла во 2-й – школу перенесли в другой деревянный дом на углу с улицей Ленина. А уже в 4-й класс я пошла в СШ №2 в районе нынешней городской площади.

В этом доме на улице 8 Марта в первые послевоенные годы работала начальная школа

При въезде на 8 Марта есть двухэтажное здание, где сейчас находится швейный цех «Силуэт» Дрогичинского райпо и магазин «Автозапчасти». Там на втором этаже был районный суд, а на первом – аптека и магазин «Оптика». В 1984 году суд «переехал» в прежнее здание военкомата, а на его месте на втором этаже стало работать горпо. Я сама трудилась в этом здании и с 1977 по 85-й была его председателем. На первом этаже сделали магазинчик, где продавали мясную и молочную продукцию, аптеку тогда оставили на прежнем месте.

В следующем здании по этой же стороне от дороги была швейная мастерская от местного промкомбината. Там в свое время работал закройщиком мой отец Дмитрий Лукьянович Рудой. Магазин «Спорттовары» появился не так уж давно, а в прежние времена там были сараи, на месте которых в 70-х и построили это одноэтажное продолговатое здание. Там сначала магазин по продаже тканей открыли, перевезя товары из универмага. Какой там был выбор! Прям как в ГУМе в Минске. Ткани всех видов, на любой фасон.

Татьяна Храпич, улица 8 Марта:

– Я ходила в школу №3 (сейчас СШ №2 по улице Ленина). Ее построили в 1965 году. Мое детство и подростковые годы прошли на улице 8 Марта. Когда были детьми, то часто проводили время на школьном дворе. Там была баскетбольная, волейбольная площадки, футбольное поле. А зимой катались на коньках, играли в хоккей на нашей «ледовой арене». Так называли болото на ул. Гоголя.

Вид на улицу Гоголя, 1928 год

Какие только забавы не придумывали! В тех местах ребята соорудили своего рода карусель. Точно уже не вспомню, как там что на чем крепилось, но она представляла собой большое колесо от телеги, которое вращалось вместе с приделанным к нему деревянным шестом. Одно время на конце шеста использовали санки для сидения, а также, бывало, катались без них. Вот такое у нас было веселое детство!

Андрей РАССАФОНОВ
Фото автора и из архива Петра Мысливца
и Василия Полховского