О причинах молодежной безграмотности

, , Leave a comment

Впервые над причинами безграмотности школьников я задумалась, наблюдая, как моя мама, учитель русского языка, проверяет тетради своих учеников. На мой вопрос: «Откуда столько ошибок?» — мама ответила однозначно: «Мало читают». Этим она вызвала во мне еще большее любопытство. Только ли в этом проблема? Или существуют другие, может быть, менее важные, но все же влияющие на орфографическую зоркость молодых людей, факторы?

Для того, чтобы глубже вникнуть в суть интересующей меня темы, я провела опрос педагогов нашей школы, в ходе которого выяснила, что основными причинами низкой грамотности нынешних подростков они считают: недостаточное чтение книг, активную СМС-переписку и пользование социальными сетями. Так ли это?

В поисках ответа на этот вопрос я неоднократно обращалась к анкетированию своих одноклассников и учеников нашей школы. В частности, побеседовав с учащимися 6, 9 и 11 классов, выяснила, что те их них,  кто имеет по русскому и белорусскому языку средний балл от 6 и выше, хорошо дружат с книгой и, помимо программных произведений, читают  дополнительную литературу. Ученики, имеющие средний балл по этим предметам от 5 и ниже, читают мало или не читают вообще. Таким образом, нашлось подтверждение,  что активное чтение произведений художественной литературы напрямую связано с орфографической и пунктуационной зоркостью.

Далее предстояло изучить влияние на грамотность подрастающего поколения  СМС-переписки. Язык, на котором общаются по мобильным телефонам, возник относительно недавно, но при этом редкий школьник сегодня не знаком с СМС.  В рамках данного исследования я провела опрос старшеклассников, который показал, что в течение недели учащиеся 10–11 классов посылают  до 1000 и даже больше СМС-сообщений. Свое увлечение средствами современной коммуникации мои ровесники объяснили следующим образом: от нечего делать, дешево и быстро (самые популярные ответы – прим. автора); можно написать то, что не можешь произнести, так как стыдно; позвонить нет возможности (на уроке, в автобусе…); не тратится время на разговор и т.д.  Вывод очевиден:  популярность СМС-жаргона настолько высока, что он стал оказывать серьезное влияние на современный язык, и в первую очередь, на язык подростков.

И, наконец, общение в социальных сетях – как оно влияет на нашу грамотность? Я побеседовала со старшеклассниками нашей школы, у которых, в частности, поинтересовалась, применяют ли они при общении в Интернете орфографические правила, используют ли молодежный сленг, сокращают ли слова и т.д.  В итоге оказалось, что 100% опрошенных общаются в различных социальных сетях, чаще всего при общении сокращают слова, не задумываются об их правильном написании, практически не ставят знаки препинания или ставят их бездумно. Большинство учащихся считают, что активное пользование социальными сетями негативно  влияет  на грамотность,  просто об этом редко кто задумывается.

А пора бы! Ведь СМС-переписка и пользование социальными сетями – это наша действительность, и наивно было бы полагать, что в ближайшее время что-то изменится. И в таком случае мы, активные пользователи, обязаны помнить, что общение в  Интернете, которое не заставляет задумываться над тем, как  ты пишешь, почему так говоришь, оказывает на лексику современного подростка отрицательное влияние.  Язык засоряется из-за использования большого количества иностранных слов, употребляющихся в речи без перевода;  форумы «пестрят» нецензурными выражениями, неграмотные сокращения приводят к обеднению языка, к нарушению культуры общения, исчезновению из активного словаря многих важных слов и понятий.

А потому формула грамотности остается неизменной: «Чтение – вот лучшее учение» — писал великий Александр Сергеевич Пушкин. Но особенно важным, на мой взгляд, является  чтение произведений художественной литературы в средних классах, когда формируются основы орфографической и пунктуационной зоркости учащихся. Чтение – залог уверенности в жизни. Когда люди хотят подчеркнуть высокий интеллектуальный уровень кого-либо,  они так и говорят: “Образованный, умный, начитанный”. Никто же не говорит: “Этот человек грамотный, потому что он зависает постоянно в сетях Интернета”, или же так: “Тот человек умный, потому что непрерывно смотрит шоу и сериалы на телевидении”?

В заключение хотелось бы сказать, что проблема грамотности, чистоты языка – это проблема общества в целом. И если внешняя среда и современные коммуникативные средства на ребенка давят  «клевым спичем», то, в противовес этому,  от учителей, родителей и остальных взрослых он должен слышать образцовую речь. Школа и семья – главные места детского обитания, и именно здесь каждый из нас  может и должен научиться излагать свои мысли последовательно и грамотно, как в устной, так и в письменной речи.

Кристина ПРИБЫШ,

одиннадцатиклассница Воловельской СШ

(Visited 183 times, 1 visits today)
 

Оставьте комментарий

(*) Required, Your email will not be published