ОБ ОБЩЕЙ МОЛИТВЕ И ЦЕРКОВНЫХ ЗАПИСКАХ

, , Leave a comment

МОЛИТВА ЕСТЬ ВЕЛИЧАЙШИЙ, БЕСЦЕННЫЙ ДАР ТВОРЦА  ЧЕЛОВЕКУ, ПОСРЕДСТВОМ КОТОРОГО КАЖДЫЙ ИЗ НАС МОЖЕТ БЕСЕДОВАТЬ С ГОСПОДОМ, КАК ЧАДО С ОТЦОМ, ИЗЛИВАЯ ПЕРЕД НИМ СВОИ  ЧУВСТВА, ЖЕЛАНИЯ, БЛАГОДАРЕНИЯ. ОСОБЕННО БЛАГОДАТНОЙ ЯВЛЯЕТСЯ  ОБЩАЯ МОЛИТВА ВЕРУЮЩИХ, СОВЕРШАЕМАЯ В ЦЕРКВИ, ИБО О НЕЙ  ГОСПОДЬ СКАЗАЛ: «ГДЕ ДВОЕ ИЛИ ТРОЕ СОБРАНЫ  ВО ИМЯ МОЕ,  ТАМ Я ПОСРЕДИ НИХ».
Церковная молитва имеет великую силу еще и потому, что она возносится священником, специально поставленным для того, чтобы совершать священнодействия и молиться за людей.
В древности православные христиане  приносили в храм хлеб, вино, свечи. Сегодня мы подаем записки «О здравии» и «Об упокоении»  и вносим за них небольшое, скромное пожертвование, подавая которое, помогаем приобрести  все необходимое  для совершения богослужения. Их  читают священнослужители в алтаре на проскомидии – первой части Божественной литургии, во время которой приготовляют Святые Дары для Таинства Евхаристии.
«О здравии»
Понятие «здравие» включает не только физическое, но и духовное состояние человека. В эту записку следует внести имена крещеных людей, которым мы желаем здравия, спасения и благоденствия.
Первым нужно написать имя Святейшего Патриарха,  за ним — правящего архиерея, заботящегося о врученной ему пастве и приносящего за нее Господу молитвы. Затем следует отметить  имя духовного отца, священника, у которого человек исповедуется, поскольку сказано: «Поминайте наставников ваших». Далее  пишутся имена родителей, собственное имя, имена членов семьи, близких и родных. Каждый должен молиться о здравии и благополучии своей семьи.
Наконец, если у человека есть недоброжелатель, обидчик или даже враг, можно вписать его имя для молитвенного поминовения, по заповеди Господа: «любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас».
«Об упокоении».
В ней мы пишем имена наших усопших  родных, знакомых, всех, кто нам дорог. Мы называем наших покойных усопшими (уснувшими), а не умершими, потому что  в конце времен, по учению Церкви, они встанут из гробов, воскреснут из мертвых.
Общаясь с живыми, мы постоянно помним о  них, а усопшего  мы помним только в первое время после смерти, а позже… Постепенно чувства скорби, острота разлуки как бы ослабевают, и мы начинаем забывать своих  близких. А между тем усопшие ждут наших постоянных молитв, которые являются  наилучшим проявлением нашей любви к ним, и за искреннюю молитву о них  мы и сами не лишимся милости Божьей, ибо Господь сказал: «Какой мерою мерите, такой и вам будут мерить». Если мы будем усердно молиться за усопших, то Господь расположит и  сердца наших ближних помолиться за нас, когда сами мы будем нуждаться в молитвенной поддержке.  Поминовение производит на душу молящегося чрезвычайно глубокое действие и впечатление, доказывая этим действительное общение с душами умерших.
Правила написания записок о живых и усопших
 Лучше всего записки о поминовении подать вечером или рано утром, до начала Литургии. Нельзя вписывать имена живых и усопших механически, нужно проявлять сердечное участие о поминаемых, стараться в этот момент молиться о них.
В записках пишут имена только крещеных православных христиан. Об упокоении не поминают самоубийц, так как своим отказом от жизни они добровольно поставили себя вне Церкви.
Если  записка пишется на специальном бланке, не стоит вписывать в нее имен больше, чем отведено строк, тем более не стоит писать имена с обратной стороны (обычно принято писать не больше 10-12 имен). Если же нужно помянуть многих родных и близких, лучше подать несколько записок. Имена должны быть написаны в родительном падеже (отвечать на вопрос «кого?»). Следует писать имя, которое было дано человеку при Крещении, полностью (например,  Ксении, а не Оксаны, Александра, а не Саши).
В записках не указываются фамилии, отчества, звания и титулы, степени родства. В записках о здравии перед именем можно указать: «младенца» (ребенка до 7 лет), «болящего», «воина», «путешествующего», хотя подобные уточнения уместны в небольшом храме, где священник лично знает всех прихожан, и такие  дополнения помогут ему понять, о ком именно идет речь в записке. Господь же и без уточнений знает обстоятельства жизни каждого из нас. Не пишут в записках – «озлобленного», «заблудшего», так как мы тем самым вместо того,  чтобы молиться, осуждаем человека. В записках «Об упокоении» усопший в течение 40 дней по кончине именуется как «новопреставленный». Допускается в записках «О упокоении» написать перед именем «убиенный», «приснопамятный» (в день смерти, день именин усопшего).
Кроме литургии, вечерни, утрени в Православной Церкви существуют частные богослужения, называемые требами (так как они совершаются по требованию, по заказу прихожан), в том числе молебен (о живых) и панихида (об усопших). Они совершаются обычно по окончании литургии и заказываются там же, где принимают записки и продают свечи.
В монастырях и храмах принимают записки для поминовения живых и усопших христиан на 40 дней (сорокоуст), на полгода и на год. В этом случае имена записываются в поминальный синодик и братия обители или храма в течение указанного срока за каждым богослужением молится о наших сродниках.
Подавая записки, мы должны усердно молиться о наших родных и близких в храме и дома и всегда помнить о них, совершая дела милосердия.
Итак, если вы хотите, чтобы поданная вами в алтарь поминальная записка была  прочитана внимательно и неспешно, помните правила:
1. Пишите четким, понятным почерком, лучше — печатными буквами.
2. Озаглавьте ее — “О здравии” или “Об упокоении”.
3. Имена пишите в родительном падеже (вопрос “кого”?).
4. Ставьте полную форму имени, даже если поминаете детей .
5. Узнайте церковное написание светских имен (например, не Полины, а Аполлинарии; не Артема, а Артемия; не Егора, а Георгия).
6. Перед именами священнослужителей укажите их сан, полностью или в понятном сокращении (например, иерея Петра, архиеп. Никона).
7. Ребенок до 7 лет называется младенцем, от 7 до 14 лет  – отроком (отроковицей).
8. Не надо указывать фамилии, отчества, титулы, профессии поминаемых и их степени родства по отношению к вам.
9. Допускается включение в записку слов “воина”, “монаха”, “монахини”, “болящего”, “путешествующего”, “заключенного”.
10. Наоборот, не надо писать “заблудшего”, “страждущего”, “озлобленного”, “учащегося”, “скорбящего”, “девицы”, “вдовицы”, “беременной”.
11. В заупокойных записках отметьте “новопреставленного” (усопшего в течение 40 дней по кончине), “приснопамятных” (усопших, имеющих в этот день памятные даты), “убиенных”.
12. За тех, кого церковь прославила в лике святых (например, блаженную Ксению), молиться уже не нужно.
    Помня эти простые правила ,у вас не будет возникать проблем в написании церковных поминальных записок. Бог вам в помощь!
 Протоиерей Иоанн Пинчук,
настоятель Свято-Сретенского храма г. Дрогичина
(Visited 46 times, 1 visits today)
 

Оставьте комментарий

(*) Required, Your email will not be published