Русская литература богата на жизненные произведения. Одно из таких есть у Михаила Булгакова, которое называется «Записки юного врача». Оно написано сто лет назад, но не потеряло своей актуальности по нынешний день. Это рассказ о человеке, который закончил университет в крупном городе и попал на работу в провинциальную больницу. И, имея лишь теоретические знания, опираясь только на собственный ум, силы и интуицию, набирается практического опыта в медицине.

Такая суровая, а местами комичная действительность находит отражение и в практике нынешних молодых специалистов, в числе которых – заведующий Закозельской амбулаторией, врач общей практики Е.В. Симончик.

Профессия – мечта, специальность – действительность

Все детство Евгений Владимирович провел в Столине, где родился, а в средних классах начал приходить к пониманию, что хочет стать врачом. И даже разнообразие и привлекательность других профессий за годы учебы в школе не вытеснили эту мечту, которая медленно, но верно трансформировалась в полноправную цель. И ей суждено было реализоваться, когда парень поступил в Витебский государственный медицинский университет.

За долгие годы учебы не разочаровался. И понял, почему решил стать врачом, – мне нравится помогать людям. Осознание, что приносишь пользу, заставляет думать, что ты делаешь нечто важное. Это заряжает энергией, – задумавшись, рассказал молодой доктор.

Но не все так сказочно, как кажется на первый взгляд. Пусть желание стать врачом и осуществилось, но предпочтениям относительно узкой специальности не суждено было воплотиться – парень хотел стать анестезиологом.

До сих пор импонирует эта специальность. Врач занимается поддержанием и восстановлением жизненно важных функций организма при угрожающих жизни состояниях, но при этом практически всегда остается в тени, – отметил Евгений Владимирович.

В закулисье попасть не получилось. У парня было целевое направление. И учреждение, где предстояло работать, нужды в таких врачах не испытывало.

Тогда решил пойти в терапию. Не скрою, расстроился. Но не сильно, ведь всегда можно переучиться, – подчеркнул Е.В. Симончик.

Но на этом сюрпризы не закончились. На предварительном распределении Евгению Владимировичу пророчили место в более крупном городе – Березе, но в действительности молодой специалист попал в Дрогичин.

Честно, город на первый взгляд не понравился. Наверное, потому что ждал большего. И сыграло роль то, что долгое время провел в крупном областном центре. Пришлось привыкать к спокойному и размеренному ритму, – рассказал Е.В. Симончик.

Парню выделили комнату в общежитии, а после появилась возможность переселиться в арендное жилье, чем он и воспользовался.

Год работал и набирался опыта в районной больнице, а потом появилось свободное место врача общей практики в Закозельской амбулатории, куда я и был направлен, – отмечает Евгений Владимирович.

 

Смена локации с городской больницы на сельскую амбулаторию

По словам молодого специалиста, во время учебы он и подумать не мог, что в будущем предстоит работать врачом в сельской местности. Это было за гранью его представления, поскольку сам вырос в районном центре.

Но почувствовал воодушевление. Полагал, что там буду полезным человеком. Первый трудовой день начал с банального – сделал перестановку. Наверное, пытался оттянуть сложные задачи, которых предстояло решить массу, – с улыбкой заметил Евгений Владимирович.

И не удивительно, что молодой доктор испытывал переживания. Ведь интернатуру Е.В.Симончик проходил в стационаре, где врачи трудятся по определенным направлениям, в то время как опыта работы в сельской амбулатории, где оказывают первичную медицинскую помощь сразу по всем направлениям, у него было мало.

Это – самое сложное звено в медицине. Здесь один врач ведет человека от рождения и до смерти. Надо не только выявлять различные заболевания и отправлять людей к специалистам узких направлений, но после продолжать назначенное лечение человека и следить за состоянием его здоровья. И к этому можно добавить заполнение множества документов, что является не самым приятным звеном в работе, – отметил врач.

На сегодняшний день, в сфере здравоохранения в городе и районе работает 42 молодых специалиста: 18 врачей и 25 работников среднего медицинского звена.

Первые знакомства и попытки себя зарекомендовать

Выполнять такой объем работы, особенно с непривычки, было тяжело. И на первых порах молодому специалисту вливаться в ритм функционирования амбулатории помогли люди, которые трудятся на этом месте уже многие годы, – помощник врача и медсестра.

С коллективом тоже пришлось налаживать контакт. Сначала присматривался. Первоначально если и видел пробелы в работе – молчал. Не скрою, было неловко указывать людям на недостатки. Тем более, что они опытнее и старше меня. Но потом понял, что молчанием проблемы не решаются. И со временем мы пришли к пониманию и взаимодействию, – рассказал Е.В. Симончик.

А вот с некоторыми пациентами построить отношения оказалось сложнее. Когда врач вышел на работу, поток людей был бурным и, порой казалось, – нескончаемым.

Это случилось по причине продолжительного отсутствия участкового врача в данной местности. Люди давно не обращались за медицинской помощью. А мне важно знать состояние здоровья каждого человека, проживающего в зоне моей ответственности и пришедшего на консультацию, – подчеркивает Евгений Владимирович.

К слову, за молодым специалистом закреплено порядка 1700 человек из нескольких деревень. И многие из них прошли обследования, назначенные врачем, в первые месяцы его работы.

Попасть на прием хотело столько людей, что в коридоре собирались длинные очереди, и каждому человеку, который давно отсутствовал в кабинете доктора, старался уделить внимание, – отметил Е.В. Симончик.

Но без должного опыта молодой специалист тратил на осмотр, возможно, чуть больше времени, чем требовалось. И делал это не из прихоти, а потому, что многие сельские жители запустили здоровье и жаловались на самочувствие, и теперь им требовалось полное и тщательное обследование. Не все пациенты, которые находились в ожидании приема, входили в положение врача. Звучали возмущения, а порой случались и скандалы. Нервничали сидящие в очереди люди, то же делал и Евгений Владимирович, который хотел помочь каждому, но физически не мог сделать это настолько быстро и оперативно, как того хотелось некоторым посетителям.

Мое официальное время приема – до обеда. Но нередко люди умоляли или угрозами пытались заставить вести осмотр до вечера. И не понимали, почему отказываю. А ведь ежедневно, наряду с приемом в амбулатории, мне приходится выезжать к больным в других деревнях на нашем врачебном участке или же приводить в порядок документацию. И я не могу пренебрегать этой частью своей работы, – высказывается о наболевшем Е.В. Симончик.

Но при этом врач уточняет, что если случай серьезный, то он всегда принимает больных и не в приемное время.

На начальном этапе приходилось выстраивать контакт с пациентами. Порой молча выслушивал необъективные возмущения и унижения, потому что не знал, как беспристрастно ответить, – отметил Евгений Владимирович.

Но сейчас выполнять обязанности стало проще, поскольку он научился корректно отстаивать себя и свои профессиональные интересы.

С 2013 по 2018 год в город и район прибыло 73 врача и 61 медработник среднего звена. А по окончании распределения в нашей местности продолжило работу 38 врачей и 47 работников среднего медицинского персонала.

Проблема многих людей – желание вылечиться с помощью чудодейственной таблетки

Врач общей практики – это первичное звено оказания медицинской помощи, к которому сельчане обращаются в случае недомогания.

 

Но знаете, какой помощи иногда ждут люди? Что они зайдут в кабинет, попросят врача прописать чудодейственное лекарство и через минуту выйдут здоровыми. И поражаются, когда начинаю назначать им обследования и отправлять к докторам узкой специализации, – объясняет доктор.

Слушают назначения и удивляются, что им и самим придется приложить усилия для укрепления своего здоровья. А затем уходят и забывают о прописанном лечении, чтобы со временем вернуться с аналогичной, но более запушенной формой болезни. Не всем свойственно такое отношение к своему здоровью, но очень часто люди именно так и поступают. А тех пациентов, которые действительно выполняют указания, – едва ли не по пальцам можно пересчитать.

Для меня это больная тема – когда стараешься помочь пациенту, а он в этом не заинтересован. Хотя здоровье человека лишь частично зависит от врача, а в остальном – это его образ жизни, профилактика болезней и желание своевременно прийти на прием, разобраться с проблемами в своем самочувствии, получить и, главное, выполнить назначенное лечение, – говорит Е.В. Симончик, добавляя, что, в конце концов, человек должен понимать, что его здоровье – это его самое бесценное богатство, которое в случае утраты вряд ли купишь за деньги.

Сюда же Е.В. Симончик просит добавить проблему самостоятельного лечения антибиотиками, отмечая, что применение таких лекарственных препаратов без показаний вызывает возмущение многих докторов.

Люди не понимают, к чему это может привести. Большинство ОРВИ и простуд – это то, с чем организм способен справиться самостоятельно, достаточно лишь систематического лечения. Но многие, чувствуя недомогание, начинают применять антибиотики без рекомендаций врача – в неправильных дозировках и сбитым курсом. Выпив несколько таблеток и решив, что лечение можно прекращать, человек запускает опасный механизм. Бактерии, которые были в организме и не погибли, начинают мутировать. И при последующих заболеваниях будут сложнее поддаваться лечению, – отмечает Евгений Владимирович.

К этому Евгений Владимирович относит и народное врачевание, которое так любят жители сельской местности и которое не имеет ничего общего с доказательной медициной. А если и помогает одному, то точно не сможет вылечить всех людей.

Крещение смертью

В практике врача происходили разные случаи. И откладываться в памяти они начали еще на этапе учебы в университете, когда будущий доктор параллельно подрабатывал в отделении реанимации.

Началось с того, что отвозил трупы в морг. Это стало боевым крещением. Но гораздо тяжелее было работать с живыми людьми, которые находились при смерти, – отмечает Е.В. Симончик.

Помнит он и первого умершего пациента. Там, в Витебске. Это был мужчина тридцати лет с инфекцией брюшной полости, которую не зашивали и периодически чистили. Но больной находился в сознании, поэтому общался с окружающими. В том числе, и с Евгением Владимировичем.

А потом он умер. Было странное чувство, потому что сколько бы врач не успокаивал себя, что он сделал все для того, чтобы спасти человека, – к смерти привыкнуть невозможно. Хотя в нашей работе нужно учиться абстрагироваться, не зацикливаясь на этих эмоциях, иначе можно потерять способность объективно мыслить и поддаться нахлынувшим чувствам. А это неуместно в нашей профессии, – подчеркивает врач.

Вероятно, по этой причине молодой специалист спокойно реагирует на угрозы в свой адрес. С ними периодически приходится сталкиваться, и один из случаев, который хорошо запомнился Евгению Владимировичу, когда любящая мать угрожала «закопать» врача, если он не вылечит ребенку банальную простуду. Но он прекрасно понимает, что все люди переживают за своих близких и их здоровье, поэтому не держит злобы, обиды и относится к этому с пониманием и человечностью.

А однажды поступил срочный вызов. Когда приехали, увидели пожилую женщину на полу. Она качалась в разные стороны, и мы никак не могли выявить, что случилось. Знал пациентку и ее проблемы со здоровьем. У нее было заболевание трахеи, которое затрудняло дыхание. Но симптомы напоминали инфаркт миокарда. В общем, мы проводим все необходимые мероприятия, а на диване сидит пожилой муж и наблюдает за нашими действиями. Вдруг ударяет тростью по полу и с чувством произносит: «Не, сегодня точно не умрет», – с улыбкой на лице рассказывает доктор.

И действительно, женщина выжила. И впоследствии оказалось, что даже стала здоровее, чем была до приступа. А одна из пациенток Е.В. Симончика, наоборот, – бодро пришла на прием, а уехала на срочную госпитализацию в отделение реанимации по причине скрытых проблем с сердцем.

Но со всеми случаями можно справиться. Они сначала кажутся страшными, а потом привыкаешь. Всегда можно позвонить и проконсультироваться с моими коллегами, которые являются опытными врачами узких специализаций. Первое время так и делал – телефон был постоянным спутником, – отмечает врач.

Но сейчас помощью коллег молодой специалист пользуется реже. Его собственные знания стали шире, а опыт – больше. И Евгений Владимирович продолжает развиваться и пополнять список обязанностей. Так, недавно парня отправили на курсы повышения квалификации и вскоре он сможет выполнять обязанности акушера-гинеколога.

Честно, до сих пор не знаю, как к этому относиться. Вероятно, теперь точно буду врачом, который ведет людей от рождения и до смерти, – отметил врач.

А что после отработки?

И это сложный вопрос для Евгения Владимировича. Он понимает, что не хочет оставаться работать в амбулатории. И пять лет – это максимум, который он может провести на первичном звене.

Возможно, впоследствии пройду подготовку и стану врачом узкой специализации, чтобы узнавать, постигать и становиться профессионалом в одном конкретном направлении. Но кто знает, как ляжет карта, – задумавшись, делится планами молодой специалист.

Но пока он работает в сельской местности. И какие бы плюсы и минусы он не озвучил, в завершение беседы молодой специалист отмечает, что на данном этапе место распределения его устраивает. И он готов продолжить свою работу на этом участке.

По прибытии на место распределения для первичного бытового устройства молодым специалистам выделяется 5 базовых величин. Компенсируется стоимость съемного жилья.На данный момент такая помощь оказывается восьми врачам, пяти медсестрам и двум интернам. Производится и доплата к тарифной ставке за работу по контракту, которая составляет от 20 до 40 процентов.

Марина ШАФРАН
Фото автора