spot_img
spot_imgspot_imgspot_imgspot_img

Островец как место столкновения интересов

Дата:

Белорусские СМИ (да и не только) систематически затрагивают тему атомной энергетики. Что же заставляет регулярно к ней возвращаться?

Во-первых, строительство Белорусской атомной станции затрагивает интересы всех жителей Беларуси, вне зависимости от расстояния, отделяющего нас от Островца. Во-вторых, в обществе периодически пытаются возбудить нездоровый интерес к строительству Белорусской атомной электростанции, выработать стойкое негативное восприятие проекта в общественном мнении. По сути, стройке объявлена информационная война. Но о войне поговорим чуть попозже. Сначала все-таки о самом проекте.

Не просто амбиции

Белорусская атомная станция – не просто амбициозный проект молодого государства. Это вопрос экономической независимости и политической состоятельности Республики Беларусь. Как известно, энергоресурсы и геополитика в сегодняшнем мире неразделимы. Кто контролирует ресурсы, тот может если не влиять на регион или всю планету, то, во всяком случае, в значительной степени обеспечивать собственную независимость по самым разным направлениям.

Электроэнергия – тоже энергоресурс. Поэтому со вступлением в строй собственной атомной станции наша страна значительно укрепит свои позиции. Многие из наших соседей в прибалтийском регионе не раз заявляли, что откровенно «проспали» удобный момент для завоевания перспективного рынка производства и поставок электроэнергии, как это сегодня делает Беларусь, но подобные заявления популярностью у зарубежных СМИ не пользуются.

Собственных топливно-энергетических ресурсов у Беларуси недостаточно. Во многом именно поэтому нам необходимо развивать атомную энергетику. Атомная станция под Островцом строится, прежде всего, для укрепления энергетической безопасности Беларуси и повышения конкурентоспособности нашей экономики.

Нестабильность цен на природный газ сегодня представляет реальную угрозу энергетической безопасности страны. Запуск АЭС позволит производить электроэнергию в 2 раза дешевле, чем на традиционном топливе. Станция позволит заместить 4 – 4,5 миллиарда кубометров газа в год, что снизит зависимость от поставок углеводородов и создаст резервы для укрепления отечественной экономики.

Кажется, приведенные выше аргументы – достаточно убедительные, чтобы признать верность принятого решения. Но есть ряд медиаресурсов, которые годами ведут борьбу с проектом БелАЭС, старательно лепят в общественном сознании неприятие, неприязнь, скептицизм к Островецкой станции. Причем ведут информационную войну, понятное дело, не иностранные медиа, влияние которых на умы белорусов не столь уж велико, а именно белорусские, из числа тех, что позиционируют себя независимыми и правдивыми.

Однако, если вчитаться, то правды там найдем немного…

Помолчи – сойдешь за умного…

Чего только не писали об Островце!

Много «независимые СМИ» говорили о том, что в 2008 году в районе Островца произошло разрушительное землетрясение. Правда, о землетрясении говорит всего один непроверенный источник, а опросы старожилов и исследования каменных строений, проведенные еще в прошлом веке, эту сомнительную историю не подтвердили. Однако рассказали ее многие очень свободные СМИ. История смелая, особенно если учесть, что район Островца вообще-то асейсмичный, то есть не подверженный землетрясениям.

Кандидат в президенты 2010 года Николай Статкевич как-то сетовал, что страна в годы независимости не создает амбициозных современных проектов. Казалось бы, чем не амбициозно создание собственной АЭС? Но нет, здесь весь оппозиционный блок солидарен: не надо нам «мирного атома»! Не верите? Вспомните недавние выборы в Палату представителей: все оппоненты нынешнего государственного устройства проявили трогательное единение в отношении неприятия строительства станции.

Те из них, кто попал в Палату, остались верны себе и в новом статусе.

Так, в номере «Народной воли», посвященном очередной годовщине Чернобыльской катастрофы, депутат Елена Анисим говорит: «Я ўвогуле выступаю супраць таго, каб у краіне будавалася атамная электрастанцыя. Па-першае, яшчэ не так даўно здарылася Чарнобыльская трагедыя, і мы да гэтага часу не маем выразнай карціны, як і на колькіх пакаленнях беларусаў адбілася катастрофа 30-гадовай даўніны. Па-другое, хопіць ужо плесціся ў хвасце цывілізацыі. Свет ідзе па шляху выкарыстання аднаўляльных крыніц энергіі і адмаўляецца ад атамных электрастанцый. Таму з пункта гледжання сучаснага развіцця ў пабудове АЭС – адны мінусы».

Елена Николаевна всю жизнь была специалистом в области филологии – 25 лет проработала в Институте языкознания Национальной Академии Наук. Как правило, люди подобных профессий с трудом отличают отвертку от гаечного ключа, а тут на тебе – резвое рассуждение о том, что атомная энергетика – это вчерашний день. Честно говоря, лично я не считаю, что перемена места работы или повышение социального статуса дают право рассуждать на темы, в которых ты не сведущ. Не надо стремиться быть смешным…

Еще один записной враг станции – наш нобелевский лауреат, знаменитая Светлана Алексиевич. После присуждения премии медийность Светланы Александровны выросла в разы. Комментарии и поучения стала она давать по самым разным поводам. В том числе и по проблемам атомной энергетики (по образованию Алексиевич журналистка). Касательно строительства Белорусской АЭС, лауреат, в частности, отметила: «Я думаю, что это преступление. Преступление, которое говорит о том, что мы не помним Чернобыль, мы не извлекли из него смысл (…) Во время Чернобыля совпало две катастрофы: развал советской империи и эта космическая катастрофа».

Космическая катастрофа – это когда галактики сталкиваются или сверхновая звезда рождается. Чернобыль – это что-то другое. И это не придирка к слову – лауреат Нобелевской премии по литературе не имеет права на неряшливость стиля. Да и в целом фраза получилась какая-то неубедительная. Как впрочем, и у цитируемого выше депутата.

Но в информационной войне всякое лыко в строку. Поэтому и гуляют с ресурса на ресурс высокопрофессиональные мнения филолога и журналистки о перспективах атомной энергетики. При этом конструктивные мнения тех, кто действительно разбирается в вопросе – табу. А если и просачиваются в «независимые» СМИ, то только для того, чтобы быть оплеванными агрессивными «форумами».

…караван идет

А строительство Белорусской атомной станции тем не менее идет по графику. В 2017 году на первой белорусской АЭС запланированы монтаж машинного зала, турбинного оборудования, строительство турбинного цеха, продолжение работ по монтажу реактора. В настоящее время имеется полная строительная готовность к монтажу корпуса реактора первого энергоблока.

Беларусь долго определялась, кто же будет строить АЭС. Претендентами были Франция, США, Чехия, Россия и Китай. В результате было принято решение осуществить проект с российским партнером, который зарекомендовал себя во многих странах Западной Европы. Как только за дело взялся «Росатом», нет такого дня, чтобы озлобленные соседи и их «полномочные представители» внутри страны не посчитали своим долгом заявить о небезопасности белорусского проекта, несоблюдений требований международных конвенций, сокрытии ЧП и многом другом.

Но при всем желании зарубежные и внутренние противники строительства БелАЭС не смогли заручиться поддержкой ни МАГАТЭ, ни других авторитетных мировых организаций в сфере атомной энергетики. В тоже время глава департамента по ядерной безопасности МАГАТЭ Хуан-Карлос Лентихо, находясь в Вильнюсе, сказал: «Строящаяся в Островце у границы Литвы Белорусская АЭС является серьезным проектом. Он предварительно отвечает стандартам безопасности, выдвигаемым нами».

Проект «АЭС-2006» соответствует самым строгим международным нормам МАГАТЭ, отличается повышенными характеристиками безопасности и улучшенными технико-экономическими показателями, а по ряду таких показателей превосходит существующие в мире аналоги.

Системы безопасности, применяемые на БелАЭС, уникальны. Анализ, проведенный специалистами, показал, что в случае, если бы на атомной станции «Фукусима» были использованы системы, аналогичные предусмотренным проектом «АЭС-2006», аварии подобного масштаба удалось бы избежать даже при одновременном воздействии землетрясения и цунами. Проект «АЭС-2006» позволяет выдерживать станции землетрясение в 8 баллов и переносить прямое падение самолета. Кроме того, «Росатом» сегодня – безусловный лидер мирового рынка атомного проектирования, занимающий долю в 40%. Специалисты «Росатома» строят АЭС во многих странах мира. Поэтому говорить о невысоком качестве российских ядерных объектов может сегодня только сознательный обманщик либо заинтересованный в отказе от реализации нашего права на укрепление энергетической безопасности.

На сегодняшний день «Росатом» строит в регионе две атомные станции: в белорусском Островце и российском Калининграде. Введение их в строй объективно усилит энергетические позиции Беларуси и России. Именно этот факт и беспокоит некоторых европейских чиновников.

Интересный факт: пока шел выбор страны-строителя белорусской АЭС (Франция, США, Чехия, Россия или Китай) жесткой критики проекта со стороны Литвы или Польши не было. Но как только за дело взялся «Росатом», началась информационная война.

Сегодня Литва остается принципиальным противником строительства белорусской станции. Вильнюс не устает повторять, что Минск не выполняет международные требования к безопасности атомных станций. Основные претензии Литовской Республики – близость атомного энергообъекта к ее государственной границе и столице, а также то обстоятельство, что проект БелАЭС якобы не соответствует международным требованиям в сфере атомной энергетики. Литва уже несколько раз выражала беспокойство в связи с возможными происшествиями на БелАЭС, однако, по словам экспертов МАГАТЭ, официальный Вильнюс при этом не предоставляет никаких доказательств. Что касается расстояния от БелАЭС до Вильнюса, то МАГАТЭ не устанавливает на этот счет соответствующих требований. Таковых просто нет в мировой практике. В 14 странах Европы работают 132 блока атомных электростанций вблизи крупных городов.

В раздутом конфликте всегда был один подтекст, и этот подтекст политический. В отношениях с Беларусью Литва часто показывает себя достаточно сварливой соседкой. Есть желание быть влиятельным игроком в регионе. Но одного желания мало. Литва по европейским меркам государство небольшенькое, балтийским тигром не ставшее. Даже советское наследие не сохранившее, в том числе Игналинскую АЭС. Не имея возможности вырабатывать собственную атомную энергию, хочется заставить Минск отказаться от своего атомного проекта.

Реализация идеи белорусской атомной станции началась через два года после остановки последнего реактора Игналинской АЭС, которая была закрыта по требованию ЕС как не отвечающая европейским критериям безопасности. Литва в один миг утратила свой энергетический суверенитет и превратилась из производителя и одного из основных поставщиков электроэнергии на прибалтийский рынок в рядового потребителя. В итоге добровольный отказ от собственной атомной энергетики обернулся полной зависимостью от российских поставок электроэнергии, что послужило началом к долгой борьбе «за энергетическую безопасность от Российской Федерации».

Сегодня Литва всеми силами стремится стать частью европейской энергосистемы, объединившись с электросетями Польши и Швеции. Во сколько обойдется эта процедура, в Вильнюсе сегодня предпочитают не говорить. Но даже если это и случится, то не раньше 2025 года.

В 2018 году под боком у Литвы заработает первый блок Островецкой АЭС, что станет, по мнению литовских политиков, энергетическим оружием против их страны и новой угрозой самостоятельности. Поэтому политики Литвы цепляются за любую причину, чтобы помешать строительству БелАЭС. Литва развернула информационную войну, помощниками в которой выступают представители белорусской оппозиции и ряд подконтрольных и сочувствующих им медиаресурсов. Несмотря на бездоказательность многих утверждений, надо признать факт того, что определенные успехи у оппонентов на фронте информационной борьбы с АЭС все же есть, поскольку значительная часть белорусов неоднозначно относится к островецкой стройке.

Однако, если интерес Литвы понятен – не допустить белорусов к осваиванию атомной энергетики, не дать нашей стране стать влиятельным экспортером электроэнергии, то в чем же интерес доморощенных противников, которые на словах являются еще какими государственниками, пекущимися об интересах своей страны и народа?

Не знаю, но предполагаю, что интерес этой кампании – явно не в том, чтобы делать свою страну сильнее. Пример с атомной энергетикой, когда нам взамен АЭС предлагают десятки маленьких станциек, работающих на реках, солнечных батареях и ветряках – не единичен. Много чего еще крутится в этих светлых головах, что вызывает настороженность.

К счастью, истерики Литвы и ее добровольной белорусской прислуги не сильно влияют на позицию международного сообщества, трезво оценивающего сложившуюся ситуацию.

Многие европейские эксперты сходятся в том, что рано или поздно Европа будет покупать дешевую белорусскую электроэнергию, более того, и высокие государственные деятели Литвы это понимают. Они тоже не рады закрытию Игналинской АЭС, благодаря чему покупают дорогую электроэнергию из Западной Европы. Однако политика иногда заставляет говорить совершенно не то, что думаешь…

А что думают по этому поводу простые литовцы? Литовцы интересуются ходом строительства, поддерживают его и жалеют о закрытии собственной АЭС. Причем данный факт могу подтвердить не только медийными примерами, но и своим собственным. Несколько лет назад мне удалось поговорить даже не с простыми литовцами, а с простыми белорусами – гражданами Литовской Республики, жителями города Висагинаса. А что такое Висагинас? Это бывший Снечкус, город-спутник Игналинской атомной станции. Некоторые собеседники когда-то работали на ней. Так у них даже была надежда на то, чтобы переехать в Островец и снова работать по специальности.

АЭС будет построена. Амбициозный проект близится к завершению.

Игорь САХАРУК

Поделиться новостью:

Популярно

Архив новостей

Похожие новости
Рекомендуем

Активисты и общественники Дрогичинщины в рамках республиканского субботника приняли участие в акции «Время помнить»

В данной акции участие приняли Дрогичинская районная организация БРСМ,...

Магазины, рынки, такси, услуги на дому: когда покупателям должны выдавать чек

В соответствии с Налоговым кодексом Республики Беларусь, при реализации...

Вспашка и культивация. Как оказывать услуги, не нарушая законодательство

С наступлением весны растет популярность таких видов деятельности, как...

Дроботы и Сороцни: ищем решение проблем

Середина апреля – на календаре 15‑е число, понедельник. Весна...