Профессия – комбайнер: работа от рассвета до заката

, , Leave a comment

Каждое лето, когда  многие из нас думают о том, как провести отпускную пору и хорошенько отдохнуть, для сельских тружеников, наоборот, начинается самая жаркая пора. В период уборочной кампании все усилия направлены на то, чтобы как можно быстрее и качественнее убрать урожай с полей. Время у работников и впрямь на вес золота… Но каков он, трудовой день комбайнера? Поговорку «лучше один раз увидеть, чем сто – услышать» никто не отменял. Посему корреспондент «ДВ» решил воочию понаблюдать за работой хлеборобов.

Признаться, в детстве эта профессия мне казалась весьма интересной и даже романтичной. Еще бы: человек управляет большущей машиной, которая, полоса за полосой, «съедает» участки посевов и на выходе высыпает из бункера целые зерновые потоки! Поэтому, будучи школьниками, мы с местными ребятами частенько бегали к комбайнерам, предлагая составить им компанию в кабине  «Нивы» или «Дона». Время прошло, мы повзрослели, да и техника уже поменялась:  на смену старой пришли новые, усовершенствованные сельхозагрегаты. «Теперь и работать приятнее, комфортнее, и потерь зерна значительно меньше»,— рассказывают наперебой знакомые деревенские комбайнеры.

Эти же слова я услышал и из уст Анатолия Соболя, механизатора СПК «Пеняково». Именно с ним на минувшей неделе автор этих строк и отправился в поле. «Он человек опытный, грамотный. Все толково покажет и расскажет», – четко отрекомендовал Анатолия главный инженер хозяйства Виктор Яковчик. Забегая вперед, отмечу, что в этом я убедился сполна…

…На машинном дворе СПК «Пеняково» я появился в 8 утра. Как и в любом хозяйстве, здесь работа кипит с рассвета. Комбайнеры проверяют, готова ли техника к жатве: продувают фильтры, очищают бункер, смазывают-подкручивают все «жизненноважные» для комбайна детали. В поле важна любая мелочь, поэтому все работы проводятся очень тщательно. Затем, удостоверившись, что все хорошо, комбайны следуют на заправку. Кстати, емкость топливного бака составляет 450 литров. Выход техники в поле – около 9.30 утра, когда спадает роса и колосья просыхают. Возвращаются комбайны поздно, где-то в 10 часов вечера. Бывает, и вовсе люди трудятся ночью. В уборочную страду все работают на пределе возможностей.

В «Пеняково» на уборке  задействовано 6 комбайнов. Мой «экскурсовод» Анатолий Соболь на «КЗС-10» работает 5 лет, с того момента, как эта техника прибыла в хозяйство. Говорит, что знает, «чем дышит комбайн». Несомненно, ему можно верить. Ведь в СПК «Пеняково» Анатолий – «старожил». Трудится он здесь более 20 лет.

Заправив бак, пройдя необходимый медосмотр и получив путевку, Анатолий Соболь зовет меня в кабину. Поехали! Первое, на что обращаю внимание в салоне комбайна, это приятная прохлада. На улице не на шутку припекает солнце, но в кабине жары не чувствуется. Здесь установлен кондиционер. «Пару лет назад об этом приходилось лишь мечтать. В старых «Нивах», бывало, задыхались от жары!», – смеется мой «экскурсовод». Вообще, наш «КЗС-10» оснащен по последнему «писку моды». Осматриваюсь и замечаю бортовой компьютер. Это устройство с множеством датчиков контролирует такие параметры, как обороты барабана, обороты вентилятора и продува зерна, обороты колосового и зернового элеваторов и др. Кроме того, компьютер сообщит водителю и о перегреве двигателя, и о заполненности бункера, и о количестве топлива в баке. А в случае малейшей неисправности – известит пронзительным сигналом «тревожная» красная кнопка. За время нашей работы она просигналила несколько раз. В первом случае на экране появилось сообщение, что снизились обороты колосового элеватора (транспортеры, которые «тянут» зерно). Устранив неполадку, мы с Анатолием Соболем двинулись далее в путь. Но спустя два часа случилась новая оказия: комбайн курсировал по крайней полевой полосе, и, уже на развороте, в жатку попало какое-то «инородное тело». В результате два сегмента жатки оказались частично повреждены. Впрочем, Анатолия Соболя это нисколько не смутило. Выйдя из кабины, он умело и оперативно заменил поврежденные «зубья» на новые. Мы опять двинулись по заданному маршруту…«Мне не привыкать устранять на месте всяческие поломки. Без них в работе не обходится. Поэтому надо быть готовым к подобным «сюрпризам». Да и, если надо, коллеги всегда придут на помощь. У нас очень дружный, сплоченный коллектив», – рассказывает Анатолий.

Кстати, помимо комбайнеров на поле несут «трудовую вахту» и водители, готовые в любой момент подъехать и увезти зерно, и машина с бочкой воды. Так положено по технике пожарной безопасности.

«Сколько в среднем вы намолачиваете?» – интересуюсь у комбайнера. «В один бункер вмещается 5 тонн зерна. В день можно намолотить примерно 40 тонн. А за сезон набирается около 800 тонн. Комбайнов в хозяйстве много, поэтому нагрузка между нами распределяется, считай, поровну», – отвечает он.

Кстати, зарплата комбайнера напрямую зависит от количества намолота. За сезон может выйти около 7-8 миллионов рублей. Существенная прибавка в семейный бюджет.

За разговорами с комбайнером время летит незаметно. Уже обед. Пора подкрепиться. Кормят хлеборобов на полевой кухне два раза в день. И кормят отменно. Жалоб со стороны тружеников на качество питания не поступало. Наоборот, исключительно слова благодарности. «Все очень вкусно. Так что наедаемся вдоволь. О том, чтобы брать «ссобойки» из дома – и речи не идет!» – хором отвечают мне комбайнеры.

Быстренько подкрепившись, они снова садятся за руль. Впереди у них – много работы. Я же прощаюсь с Анатолием Соболем. И ловлю себя на мысли, что его профессия –хлебороб – очень благородна. Мужчина искренне любит свое дело и считает, что если берешься за работу – то делать ее надо честно и на пределе сил. «Тяга к технике у меня с детства. Отец-тракторист часто брал с собой на работу. Я уже в 7 лет сам на тракторе катался!»– весело говорит Анатолий. Он крепко жмет на прощание мне руку, и через пару минут его комбайн вновь убирает урожай… Как тут не вспомнить поговорку о том, что каждый должен заниматься своим делом…

Алексей НАУМОВЕЦ

Фото Анны ГОЛЁТЫ

(Visited 3 261 times, 1 visits today)
 

Оставьте комментарий

(*) Required, Your email will not be published