Штраф «бесправнику», побег пешехода-нарушителя и группа водителей в «Вайбере» – об этом и многом другом узнал журналист, подежурив с сотрудниками ГАИ

Дата:

Пятничный вечер. Поток машин в городе и за его пределами достаточно большой. Некоторые возвращаются с работы домой, другие уезжают на дачи. Пешеходы спокойно переходят дороги, размеренно движутся по своему направлению велосипедисты…

Но за всем этим видимым благополучием нередко скрываются опасности, которые в одночасье могут нарушить привычное течение жизни и привести к непоправимым последствиям. И для того, чтобы этого не случилось, постоянное патрулирование на дорогах района несут сотрудники Госавтоинспекции, своевременно выявляя нарушителей и таким образом предупреждая аварии и людские трагедии. То, как все это происходит на деле, я увидела своими глазами, проведя пару часов на дежурстве с экипажем ГАИ.

Время близится к пяти часам. Подхожу к зданию РОВД, где меня встречает начальник Госавтоинспекции Андрей Васильевич Калютчик. Некоторое время назад у него началось дежурство. Садимся в служебный автомобиль, оборудованный проблесковыми маячками-«мигалками», видеорегистратором и другими необходимыми приборами. За рулем транспортного средства находится опытный автоинспектор Алексей Владимирович Сущук. Пока автомобиль движется, я, не теряя времени, начинаю расспрашивать своих попутчиков о том, как и почему они выбрали такую профессию.

– Я, как и многие, принял решение еще в школьные годы, однако о том, что стану сотрудником ГАИ, тогда не предполагал. Просто в свое время поступил в одно из престижнейших учебных заведений нашей страны – Академию Министерства внутренних дел. Чуть позже студентов начали распределять по профильным группам. И из всех предложенных специализаций меня почему-то больше всего привлекла Госавтоинспекция – туда и пошел. Отучившись, был распределен в Пинский ГОВД, где работал инспектором патрульной службы, а через два года решил вернуться на малую родину – в Дрогичин, – рассказывает А.В. Калютчик.

Вскоре Андрей Васильевич был назначен на должность начальника ОГАИ Дрогичинского РОВД, к чему отнесся со всей серьезностью и ответственностью. Хотя изначально, по признанию моего собеседника, он даже не предполагал, что вместе с новой должностью многократно увеличится и количество обязанностей.

– Нужно своевременно решать организационные вопросы, следить за документооборотом, да и дежурить сейчас приходится часто, поскольку в штате не хватает сотрудников: вместо 8 человек у нас работает только 5. Поэтому на данный момент также активно занимаемся поиском подходящих кандидатур для службы в местном отделении Госавтоинспекции, – говорит начальник ГАИ.

Тем временем, пока мы беседуем, милиционер А.В. Сущук уверенно управляет служебной машиной, одновременно следя за показателями видеозаписывающего радара, установленного в салоне автомобиля. С помощью этого устройства контролируется скорость, с которой движется проходящий мимо автотранспорт.

По ходу дела узнаю подробности служебной карьеры милиционера. Как выяснилось, А.В.Сущук оказался в штате сотрудников Госавтоинспекции случайно – после учебы работал кинологом, а потом молодому человеку предложили пополнить ряды сотрудников ГАИ.

– Сейчас, по истечении пяти лет, привык и к дежурствам в любую погоду, и к преследованиям пьяных водителей, и к задержаниям, – говорит Алексей Владимирович.

За время своей службы А.В. Сущук хорошо изучил обстановку, знает едва ли не все машины в городе, и одного его взгляда хватает, чтобы определить, привлекался ли водитель к ответственности, лишался ли водительских прав и т.д.

А вскоре все это подтверждается на деле. Проезжая мимо автозаправки, инспекторы замечают автомобиль и водителя, у которого, по их предположениям, нет прав на управление транспортными средствами. А это является грубейшим нарушением ПДД. Представляете, какой хаос будет твориться на дороге, если за рулем будут находиться все, кому вздумается!

 Но не успел нарушитель выехать на дорогу, как почти сразу же был остановлен экипажем ГАИ. Весьма забавно было наблюдать, как человек выбегает с водительского места и пытается поменяться позициями с женой, пересаживаясь на пассажирское кресло. Однако смешно было не долго. Водительских прав у него действительно нет. При этом нарушитель сразу же стал отпираться, утверждая, что, несмотря на зафиксированный видеорегистратором факт, он не был за рулем и что штраф платить не собирается. После нескольких минут препирательств горе-водитель все же осознает, что непризнание вины не снимает ответственности, а лишь увеличивает сумму наказания. Далее следует оформление протокола, во время которого нарушитель начинает говорить о своих проблемах и о том, что в семейном бюджете совершенно нет денег на уплату штрафов.

– Вы должны были думать об этом, прежде чем сесть без прав за руль автомобиля, и должны были осознавать последствия своих действий, – спокойно объясняет нарушителю А.В.Калютчик. И для дальнейшей транспортировки автомобиля, который остался без водителя, вызывает эвакуатор…

Пока оформлялись необходимые документы, мне продемонстрировали все преимущества современных гаджетов в работе сотрудников ГАИ. Так, имея в наличии планшет и Интернет, они имеют доступ к базе данных: введя лишь имя и фамилию гражданина, милиционеры могут получить всю необходимую информацию вплоть до того, привлекался ли ранее человек к ответственности и за какие правонарушения был оштрафован.

К слову, «пробили» даже мою фамилию, хотя у меня отродясь не было автомобиля и я пока лишь учусь в автошколе. Высветилась фотография былой давности, которая сейчас находится в паспорте и которую по своему желанию никому показать бы не захотелось. Были видны и пустые строки правонарушений – хоть за это не было стыдно.

Между тем, мимо пронеслась машина, которая тоже хорошо знакома инспекторам, – за рулем находился человек, лишенный прав за езду в нетрезвом состоянии. Дверь служебного автомобиля быстро захлопывается, резкий разворот, включенные «мигалки» – и мы уже несемся вслед за нарушителем. Заезжаем во двор, куда въехала и где остановилась машина, и к нам навстречу выходит молодой человек. Без препирательств он осознает свою вину и готов нести материальную ответственность…

По ходу дела узнаю, что количество оформленных протоколов и взысканных штрафов за нарушения Правил дорожного движения никак не влияют на увеличение зарплаты сотрудников ГАИ.

– Главная наша задача – не оштрафовать человека, а предупредить негативные последствия езды «без правил», сохранив жизнь и здоровье участников дорожного движения, – подчеркивает Андрей Васильевич. – Вот, допустим, самый банальный пример. Сегодня мы остановили водителя, который не был пристегнут ремнем безопасности, и выписали ему штраф. Возможно, он злится за то, что пострадал его бюджет, но мы-то знаем, что это требование написано кровью многих жертв ДТП и что ремень безопасности – проверенный спасатель при самых сложных авариях. И в следующий раз, прежде чем начать движение, водитель вспомнит об уплаченном штрафе, о возможном более суровом повторном наказании, и все-таки пристегнется ремнем безопасности…

Наша патрульная машина движется в центр города. И тут прямо навстречу ей выезжает нарушитель. Только уже не на автомобиле, а на велосипеде. Как оказалось, таких в городе немало. Даже при оборудованных дорожках многие из велосипедистов предпочитают двигаться по проезжей части. И самое страшное, если они это делают в темное время суток, не имея на своем двухколесном транспорте светоотражающих элементов. Это же касается и пешеходов.

– На каком-то этапе мы бесплатно вручали прохожим фликеры. Так вот, остановил я одного мужчину и объясняю, что плохо ходить без данного предмета, что это может привести к печальным последствиям. Но не успел я провести с ним профилактическую беседу и вручить фликер, как он рванул в сторону, перескочил через забор, так и не разобравшись, для чего его остановили. И это – серьезная проблема, когда люди считают, что носят светоотражающие элементы больше для нас, чем для себя, для своей безопасности, – поясняет А.В.Калютчик. А его напарник Алексей Владимирович Сущук добавляет:

 – Был в нашей практике и довольно нетипичный, но очень неприятный случай. В минувшем учебном году имел место факт, когда школьник на автомобиле подвозил своего младшего брата к учебному заведению. В итоге юный нарушитель поставлен на учет, а родители получили штраф.

Тем временем, служебная машина объехала автостанцию и остановилась на тихой улице Освобождения. По словам сотрудников ГАИ, эту дорогу предпочитают те, кто любит ездить без техосмотра.

– Проще же проехать задворками, чем по главной улице – так считают некоторые наши нарушители, – говорит Андрей Васильевич. – Однако не думаю, что наше теперешнее месторасположение долго будет находиться в тайне. Дело в том, что жители Дрогичина и других небольших населенных пунктов завели свои группы в популярном на данный момент приложении Вайбер. Там они сообщают друг другу, куда выехал и где находится патруль ГАИ, делятся другими новостями, не подозревая, что порой мы и сами входим в состав этих групп, а иногда даже пишем сообщения – указываем свое неверное нахождение. Так сказать, той же монетой любителям нарушать правила отплачиваем, – весело продолжает А.В.Калютчик.

Пока Андрей Васильевич рассказывал об обстановке, его коллега Алексей Владимирович Сущук нес дежурство на дороге. И очередной нарушитель ждать себя не заставил. В машине за рулем находился мужчина, а сзади – дети без автокресел. Как итог – штраф. Первые несколько минут нарушитель даже не хотел выходить из машины, однако позже все-таки одумался и сел в патрульный автомобиль. Естественно, настроение испорчено.

– Сейчас все, что заработал на малине, вам придется отдать, – недовольно произносит мужчина.

И здесь сотрудники ГАИ напоминают, что в салоне автомашины безопасность ребенка целиком и полностью зависит от водителя и пренебрежение элементарными мерами безопасности может закончиться очень трагично. При столкновении или резком торможении вес пассажира возрастает в несколько раз и удержать ребенка от резкого удара практически невозможно. И если в таком случае он не пристегнут ремнем безопасности, то это – верная гибель для маленького пассажира. Поэтому перевозить детей разрешено только в специальном удерживающем устройстве. В любом случае, его приобретение стоит дешевле, чем уплата штрафов за это нарушение. И разве можно соотносить жизнь ребенка с материальными издержками? Есть в семье деньги на приобретение авто – должны найтись и на то, чтобы обеспечить безопасную перевозку детей, – уверены представители службы ГАИ.

Далее снова следует стандартная процедура – оформление протокола, оплата штрафа и прощание. Водитель при этом пожелал себе и патрулю больше не встречаться. Возможно, так оно и будет. Но лишь в том случае, если он осознает свою ошибку и исправит ее.

Подежурив на улице Освобождения и остановив еще одного нарушителя, сотрудники ГАИ принимают решение менять дислокацию. Мы отправились за город – в сторону магазина «Санта». И, как это ни печально, именно в этом месте было выявлено больше всего нарушений водителей, которые привлекались к ответственности не только за превышение скорости и за отсутствие техосмотра, но и за разговор по телефону во время вождения…

Начинало темнеть, когда сотрудникам ГАИ поступило сообщение о том, что им надо ехать в больницу к пострадавшему в ДТП. Мы прощаемся: милиционеры продолжат дежурство, а я спешу домой, чтобы спокойно осмыслить приобретенный опыт и сделать нужные выводы. Ведь я пока только учусь в автошколе и надеюсь стать законопослушным водителем. Чтобы и себе не иметь проблем, и другим их не создавать.

Марина ШАФРАН

Фото автора

Поделиться новостью:

Популярно

Архив новостей

Похожие новости
Рекомендуем

Почти 180 станций обезжелезивания воды построили в Брестской области в 2016-2023 годах

В Брестской области за последние семь лет построили 177...

Карпенко рассказал, как идет формирование ВНС

Формирование ВНС идет достаточно гласно, сообщил журналистам председатель ЦИК...

В Беларуси скорректирован порядок предоставления и использования спонсорской помощи

Президент Беларуси Александр Лукашенко 27 марта подписал указ №112,...