Сможет ли потребкооперация конкурировать с частниками и сетевиками?

3
107

В Дрогичинском райпо прошло отчетное собрание уполномоченных по результатам работы в 2017 году. Как ни странно, присутствие на этом мероприятии журналиста «ДВ» инициировало само руководство потребкооперации района. Обычно так поступают, когда есть чем похвастаться. Но ведь даже самому обычному покупателю очевидно, что дела в кооперативной торговле идут не лучшим образом.

А и вправду, чем похвастаться? Пятнадцатым местом, которое Дрогичинское райпо заняло в масштабах области? Так ведь ниже опуститься было уже некуда: Брестский облпотребсоюз объединяет всего-то 15 райпотребсоюзов.

Виктор Петрович Коляда возглавил правление райпо в конце 2017 года. По этой причине обвинять его в сложившейся ситуации было бы несправедливо. Главная задача нового руководителя – сделать глубокий анализ причин, по которым кооперативная торговля на Дрогичинщине в течение нескольких лет пребывает в «состоянии пике» и наметить конкретные шаги по спасению ситуации.

Так, из 9 утвержденных прогнозных параметров роста в прошлом году удалось выполнить только два. Удельный вес потребкооперации в торговой сети района, который и без того был невысоким, снизился еще на 4,64 процента, и теперь составляет немногим более 27 процентов. В среднем за месяц на душу населения в действующих ценах было продано товаров на 40,7 рубля, что на 14,5 процента меньше, чем в 2016 году. Это означает не только то, что частники и сетевики расширяют свое присутствие в районе, открывая новые торговые точки, но и что население предпочитает делать покупки именно у них. Многие уверены, что у частника ассортимент шире, продукты свежее, цены ниже, и что на дрогичинском хлебозаводе по определению не могут испечь качественный, вкусный хлеб. При этом они даже не заходят в магазины райпо и никогда не пробовали продукцию местных хлебопеков, которая уже давно отличается и достойными вкусовыми качествами, и, что немаловажно – отсутствием пищевых добавок. Чем меньше покупатели тратят денег в магазинах райпо, тем меньше у потребкооперации района возможностей для дальнейших закупок товара, обновления и расширения ассортимента, а значит, и для привлечения покупателей. Получается замкнутый круг, разорвать который пока не удается. Райпо, привыкшее в советские времена к роли монополиста, своевременно не заметило угрозы со стороны частного бизнеса и теперь пожинает плоды своей нерасторопности. Вряд ли найдется человек, способный подсказать, например, как реанимировать большой рынок в Дрогичине, рассчитанный на 379 торговых мест. А ведь было время, когда он не вмещал всех желающих здесь реализовать свои товары. Вот и в отчетном докладе Виктор Коляда констатировал, что «места для торговли скоропортящимися товарами оснащены холодильным оборудованием. Однако с каждым годом рынок заполняется все меньше и работает в убыток».

Нельзя сказать, что кооператоры не старались в 2017 году увеличить товарооборот. И 23 ярмарки организовали, и 350 раз вывозили свои товары на рынки и на административные торговые площадки других городов, благодаря чему дополнительно наторговали 330 тысяч рублей. Предлагали покупателям непродовольственные товары в рассрочку, и даже без первоначального взноса. Проводили различные акции – «Единые дни скидок», «Товар недели», «Скидка имениннику», в двух городских магазинах (№9 и №3) предоставили пенсионерам возможность покупать товары со скидками. «Переспециализировали» продуктовый магазин №5, который народ по старинке называет «рыбным», в магазин «Кладовка», что позволило «принести» в товарооборот 55 тысяч рублей. В середине лета в центре города открылся фирменный магазин фабрики «8 Марта», что также позволило дополнительно получить более 50 тысяч рублей товарооборота. Трижды в неделю в каждую деревню, где нет стационарной торговой точки, а таких населенных пунктов в нашем районе насчитывается 69, приезжали автомагазины. Кстати, темп роста розничного товарооборота «лавок на колесах» в 2017 году составил 105,7 процента. В целом по райпо данный показатель значительно ниже – всего 79,1 процента в сопоставимых ценах. И, думается, кооператорам жизненно важно удержать свои позиции в обслуживании сельчан автомагазинами. Ведь не секрет, что «сетевики» все активнее заявляют о своей готовности организовать торговое обслуживание сельчан в деревнях, где нет магазинов.

– Однако проводимых мероприятий было недостаточно для выполнения объемов розничного товарооборота. Наибольшие потери произошли по таким товарным группам, как рыба и морепродукты, мясо птицы, сахаристые кондитерские и макаронные изделия, сахар, ткани, лакокрасочные материалы, белье, холодильники и морозильники, косметические товары, ювелирные изделия и другим, – констатировал в отчетном докладе Виктор Коляда.

В связи с нерентабельной работой в прошлом году были закрыты магазины в деревнях Кокорица, Гумнище, Хидры, Именин, Микитск, Сутки, Горицы, Заточье, Дятловичи, Первомайск, а по причине отсутствия продавцов – в Завелевье, Семоновщине и Белинке. Впрочем, кадровая проблема – отдельная тема для разговора. И еще один круг, который предстоит разорвать. Из-за низких экономических показателей среднемесячная зарплата по райпо в прошлом году составила 376 рублей, что также соответствует последнему месту в системе потребкооперации Брестчины. Но, как говорится, что заработали – то и получили. Наблюдается серьезная текучесть кадров, о чем свидетельствуют объявления о вакансиях на дверях торговых точек. При этом, как отметила, выступая на отчетном собрании, начальник контрольно-аналитического отдела Брестского облпотребсоюза Светлана Витальевна Кузнец, сокращение людей в райпо достигло своего максимального предела, при котором те, кто остался на своих рабочих местах, не в состоянии качественно выполнять должностные обязанности.

И Светлана Витальевна, и заместитель председателя райисполкома Сергей Викторович Карпенко достаточно критично оценили работу дрогичинских кооператоров в 2017 году. Но все же выразили надежду, что ситуацию, пусть и медленно, но удастся улучшить. Ведь если в январе 2016 года темп роста розничного товарооборота составил 68 процентов, то в январе нынешнего – 97,6, а в феврале – 100 процентов. Если в том же 2016 году чистая прибыль составила 0 рублей, то в 2017 – 22 тысячи, а прибыль от реализации – 83 тысячи рублей. С прибылью сработали все отрасли райпо, кроме розничной торговли, где был получен убыток в 220 тысяч рублей.

В отчетном докладе председатель правления райпо Виктор Петрович Коляда обозначил и планы, которые предстоит реализовать в 2018 году. Так, в частности, расположенная на центральном рынке нерентабельная торговая точка будет перепрофилирована в магазин «Стройматериалы», «Явар» трансформируется в магазин формата «Про запас», в магазине «Родны кут» откроются фирменные секции ОАО «Красный пищевик» и «Полесье», возобновят свою работу магазины в деревнях Завелевье и Семоновщина, а также в летнее время – в деревне Белинок. Конечно же, хочется надеяться на то, что Дрогичинскому райпо удастся укрепить свои позиции в районе. Ведь здесь трудится 683 человека, которые мечтают иметь работу и получать достойную зарплату за свой труд.

Фамилии некоторых из них прозвучали на отчетном собрании уполномоченных. Двенадцать человек было решено занести на Доску почета лучших работников системы райпо. Среди них оператор ЭВМ Татьяна Михайловна Собчук, продавцы Тамара Ивановна Кашкина, Алла Леонидовна Литвинец, Людмила Игоревна Кучик, мастер-повар Антонина Владимировна Млынец, швея Мария Викентьевна Драгун, сторож Елена Григорьевна Комзюк, водитель Владимир Сергеевич Игнатовский и др. Продавец автомагазина, который обслуживает деревни Завелевье, Лесники, Всходы, Беленок, Переспа, – Светлана Анатольевна Млынчик отмечена Почетной грамотой облпотребсоюза.

На продавца пятого разряда Тамару Ивановну Кашкину, работающую в магазине «Родны кут», что на въезде в Дрогичин со стороны Березы и Белоозерска, возложены обязанности и заведования торговой точкой

Нина ТКАЧУК

Фото Ивана ЛЕОНЧИКА

P.S. Так почему же руководство райпо, зная, что разговор на собрании уполномоченных будет не самым приятным, пригласило журналиста «ДВ»? Может, потому, что кооператоры хотят быть открытыми для населения и надеются на его поддержку?

3 КОММЕНТАРИИ

  1. Большой рынок в Дрогичине был уничтожен при активном участии бывшего главврача санстанции. Сейчас все за покупками едут в Иваново и Березу и вывозят наличные из района. Возродить прежний рынок не получится.

  2. Пусть сначала наше райпо научится торговать без обмана покупателей.Уже просто не хожу в магазин «Родны кут» в центре города,просто потому ,что там то отсутствуют ценники и как ненормальная набираешь полные руки товара и шагаешь «стрелять цены»,то товар не занесён в компьютер,а лежит на зале,то цены во время не поменяли,цена на ценнике и в компьютере существенно отличается,то в середине акционного товара лежит не акционный и цены на него нигде рядом нет,с просрочкой тоже сталкивалась.Заехали в деревню к бабушке и на обратном пути зашли мороженое купить-купили и выбросили,перемёрзшее,есть просто не возможно.Почему не вернули спросите-потому как уже домой ехали,возвращаться не было резона.И в самом начале как только открылся центральный Родны кут-была неприятная ситуация с весами,Карл!Взвесила фундук на контрольных весах,на кассе нам весы прибавили 20 грамм.Откуда?Оставила товар на кассе,цена за кг не маленькая,а тут ещё 20 грамм приписали,попросила разобраться или у них контрольные весы не в порядке или на кассе,уверяли,что такого быть не может.Много недочётов можно перечислить,и не забыть про иногда не очень вежливое отношение продавцов,особенно когда они не правы и с рьяностью себя пытаются оправдать и сделать из покупателя недалёкого человека.Куда уж тут о прибыли думать.Выпечка-да,хорошая,часто с детьми посещаем детское кафе.К вечеру там почти и нечего делать,в течении дня почти весь ассортимент разбирается.В поликлинике в буфете не добиться до булочек-пирожков в особенности.Очереди сумасшедшие.А упаковка-то бишь пакетики полиэтиленовые ?Неужели в торговле не знают,что они должны быть бесплатными?Всё они это знают,но за пакетики всё равно берут денежку.где 2 копейки,а где и 4.

    • Пакетики есть бесплатные. Глаза откройте. В то же время есть и бесплатные. Просто лишний раз спросите. А Родны Кут-прекрасный магазин. Цены ниже чем в Санте даже на рыбу!! Посмотрите у частника на ценники-они ВООБЩЕ отсутствуют на половину товара. Поэтому прежде чем обливать райпо грязью- посмотрите вокруг

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here