spot_imgspot_imgspot_imgspot_img

«Оказываем помощь здесь и сейчас, но немногие из пациентов вспомнят наши лица»

Накануне профессионального праздника мы побеседовали с врачом-анестезиологом-реаниматологом райбольницы Павлом Ивановичем Демко, который заведует отделением, где выхаживают самых тяжелых пациентов и где порой минуты решают исход человеческой жизни.

На все вопросы он отвечает предельно кратко, доступно, понятно и лаконично. Это уже стало чертой характера, привычкой, которая вырабатывалась в процессе работы в отделении анестезиологии и реанимации центральной районной больницы.

– Как правило, к нам поступают очень тяжелые пациенты после сложных хирургических операций, травм, отравлений, дорожно-транспортных происшествий. И в нашем случае не выходит лечить словами, ведь пока мы будем сострадать больному и утешать его – он может просто уйти из жизни. Поэтому нам всегда нужно действовать грамотно, быстро, слаженно, не тратя время на разговоры. Такова специфика нашей работы. Мы мало общаемся с пациентами по причине их тяжелого физического состояния, и поэтому нередко бывает, что когда мы выхаживаем и переводим их в другое отделение, они не помнят ни наши лица, ни то, что мы их лечили, – рассказывает П.И.Демко.

К выбору профессии его привели определенные жизненные обстоятельства: трагедия… Когда Павел учился в 11 классе сельской школы в Столинском районе, умер его отец. И убитая горем мать настраивала сына на то, чтобы он шел в медицину и чтобы в их большой многодетной семье, где Паша был предпоследним, четвертым ребенком, появился свой доктор. Так он стал студентом Минского медицинского колледжа. Получая специальность, самостоятельно готовился к поступлению в вуз. Хорошо сдал тестирование и сразу после окончания колледжа подал документы в Минский медицинский университет. А на старших курсах Павел Демко уже начал подрабатывать в больнице скорой медицинской помощи, облегчая мамины заботы об его образовании и нарабатывая полезный практический опыт. Приходилось работать с разными пациентами: выезжали и на происшествия с тяжелыми травмами, и к детям с судорогами, и к психическим больным… Но по эмоциональному восприятию, как говорит П.И. Демко, ему и сегодня помнится первый день работы в бригаде скорой помощи.

– Это было суточное дежурство. Нас вызвали к дедушке, а у него уже была клиническая смерть. Мы старались реанимировать пациента, но у нас ничего не получилось … После дежурства я ушел домой, но несколько дней думал об этом случае, анализировал, предполагал разные варианты развития событий… Переживал, что не получилось вернуть человека к жизни. И по сей день не могу полностью абстрагироваться от врачебных дел и оставить проблемы на рабочем месте: если в отделении находятся тяжелобольные, то, бывает, и по вечерам звоню дежурным врачам, чтобы справиться о состоянии пациентов, и если возникает необходимость – скорректировать лечение. Хотя со временем все же приходит осознание того, что врач – не Бог, и, даже если он выложился по максимуму и сделал все, что нужно, не всегда происходит так, как ему хочется, – рассуждает мой собеседник.

Так почему же П.И. Демко выбрал именно специальность врача-анестезиолога-реаниматолога? Возвращаясь в годы студенческой жизни, Павел Иванович вспоминает, что на 5-м курсе им нужно было определиться со специализацией. Предлагали 4 направления – анестезиология, акушерство и гинекология, хирургия и терапия, причем отбор осуществлялся не только на основании заявления и личного желания будущего врача, но и по результатам его учебы. И у Демко хватило баллов, чтобы совершенствовать свои навыки в избранном деле.

– У меня уже была работа на скорой помощи, и я знал, на что иду, выбирая анестезиологию. В дальнейшем для прохождения интернатуры (это практическое освоение избранной специальности) меня направили в Пинскую больницу. А в 2012-м году я был распределен на работу в Дрогичин. Перспективу работать в райцентре воспринял нормально. Я в большей степени сельский житель и в мегаполис не рвался, поэтому проблем с адаптацией у меня не было. Позже я познакомился с местной девушкой Юлей, которая работает в нашем медучреждении, женился, так вот и остался в Дрогичине. Сначала был дежурным доктором, перенимал опыт своих старших коллег. Моим наставником в освоении профессиональных обязанностей на нынешнем рабочем месте был Владимир Владимирович Радюк, который до недавнего времени возглавлял отделение и который приложил немало усилий для обучения молодых специалистов. Врачом-

анестезиологом-реаниматологом является и главный врач нашей больницы Александр Степанович Протасевич, который не отошел от практики и периодически берет ночные дежурства и хорошо владеет ситуацией в нашем отделении, где пациентов нередко приходится возвращать, как говорится, «с того света». Многие годы на этом непростом участке работает опытный доктор Ольга Васильевна Крейдич, хотя в основном составе нашего коллектива – молодые врачи Юлия Михайловна Петрович, Раиса Александровна Анищенко, Юрий Леонидович Михович, Максим Викторович Игнатюк, Дмитрий Александрович Юрашевич. Огромнейший повседневный вклад в общее дело – лечение и выхаживание больных, – вносят медсестры и санитарки нашего отделения, – рассказывает П.И. Демко.

В реанимационно-анестезиологическом отделении, которым он заведует, находится 6 стационарных коек для выхаживания тяжелобольных пациентов, и они всегда – полностью или частично – заняты. Всегда есть кто-то, кому нужна помощь. Немало проблем, как говорит Павел Иванович, доставляют наши пьяные сограждане. Вот и на днях в отделение был доставлен водитель, который вел автомобиль в нетрезвом виде, потерял управление, ударился о препятствие и с тяжелыми травмами попал в больницу. И за последнее время это – не единственный подобный случай. Нередко бывает, что в реанимационное отделение попадают и пьяные пешеходы, и здесь проводят необходимое обследование, делают анализы, используют дорогостоящее лечение, чтобы спасти человека. А он, подлечившись, чаще всего снова возвращается к прежнему образу жизни. Но это, по мнению П.И. Демко, не столько медицинская, сколько острая социальная и общественная проблема.

Павел Иванович акцентирует внимание и на том, что сейчас, с наступлением лета, особое внимание нужно уделять детям, которые тоже периодически становятся пациентами отделения реанимации. С ними, как считает мой собеседник, «до беды много не надо». Горячий чайник на краю стола или кастрюля с кипятком на плите нередко становятся причиной тяжелых ожогов. Бывает, что дети по недомыслию пробуют химические чистящие средства, которые находятся в ванной или на кухне. Неоднократно приходилось иметь дело и с малолетними пациентами, получившими тяжелые отравления таблетками или батарейками, которые лежат в доступных для них местах. И это, как считает П.И. Демко, как раз те случаи, которые можно контролировать, и те неприятности, которых можно избежать.

Павел Иванович также отмечает, что врач-анестезиолог-реаниматолог должен иметь обширные знания, которые нужно постоянно пополнять и совершенствовать, а также обладать хорошей выдержкой и стрессоустойчивостью. Ведь он нередко имеет дело с пациентами, которым в экстремальной ситуации, когда минуты решают исход человеческой жизни, нужно быстро, здесь и сейчас, и без права на ошибку оказать необходимую медицинскую помощь.

Есть в этой работе и другие особенности. В первую очередь – это постоянное взаимодействие с коллегами-хирургами и умение работать в команде, когда ведется предоперационная подготовка тяжелобольного, определяется, какое лекарство и в какой дозе оно будет введено ему для наркоза, и далее, когда осуществляется последующий контроль за его жизненными показаниями во время операции и после ее завершения. А еще нужно быть хорошим психологом, чтобы постоянно беседовать с родственниками тяжелобольных людей и уметь правильно донести им ситуацию о состоянии пациента…

– А чем увлекаетесь в свободное время? И что для вас – хороший отдых? – спрашиваю у П.И.Демко.

– Если находится время, люблю почитать специальную литературу, ведомственную газету и художественные книги о медицинских работниках. А лучший отдых – это дома, в семье, когда есть возможность поиграть и позаниматься с маленьким сыном, – также немногословно и лаконично отвечает Павел Иванович, поглядывая на дверь своего кабинета, за которой его уже явно заждались и пациенты, и подчиненные.

– Спасибо вам за беседу! И с наступающим профессиональным праздником вас и всех ваших коллег! – прощаюсь со своим собеседником.

– Не болейте! – звучит мне вслед самое важное из пожеланий, и в этом случае очень хочется, чтобы оно бумерангом возвратилось как к самим медикам, так и ко всем нашим читателям!

Галина ШАФРАН