На гидроузле № 5 «Ляховичи», расположенном на Днепровско-Бугском канале, проводятся масштабные строительные работы по возведению нового шлюза. Реализацией данного проекта занимается республиканское унитарное эксплуатационно-строительное предприятие «Днепробугводпуть». Новый шлюз позволит повысить пропускную способность водного пути, улучшить условия судоходства и обеспечить надежную эксплуатацию гидротехнических сооружений.
Прибыв на гидроузел, нас радушно встретил его начальник Виктор Бычик – человек, с которым у нас сложились дружеские отношения благодаря прошлым поездкам на этот объект. Изменения на гидроузле произвели на нас сильное впечатление. Казалось, даже сама природа осознавала важность момента, подчеркивая его яркими красками: солнечными лучами, пробивающимися сквозь облака, и легким ветерком, несущим свежесть воды с глубин канала.
Злые шутки небесной канцелярии
Наше теплое приветствие с Виктором Ивановичем продолжилось не только обсуждением строительных работ на гидроузле, но и разговором о тревожной проблеме – снижением уровня воды в водоемах. Если раньше весенний паводок приносил ожидаемое изобилие воды и ее сброс уходил через плотину, то в этом году ситуация изменилась. Плотина на Ляховичском гидроузле даже не потребовала укладки для прохождения паводка, ведь его в этом сезоне попросту не было. Увы, нынче хвастаться таким, казалось бы, привычным природным явлением, как весенний паводок, не приходится. Природа играет в злые шутки.
– В районе шлюзов и плотин водный баланс удается поддерживать, но ситуация на той же Припяти становится критической. Плотины удерживают доступные ресурсы, обеспечивая судоходство в зоне шлюзовой системы. Однако там, где шлюзов нет, вода уходит. Так, туристический теплоход «Белая Русь», прежде ходивший до Мозыря, теперь вынужден ограничиваться маршрутом лишь до гидроузла «Стахово», – говорит Виктор Бычик. – Сухая осень и бесснежная зима привели к острой нехватке воды. В этой непростой гидрологической ситуации наши плотины закрыты, чтобы удерживать воду. На Белом озере водоспуск, предусмотренный для сброса паводковых вод, закрыт.
В Горавице на Белоозерском канале двумя плотинами поддерживаются заданные отметки проектного уровня. Вода в озере не понижается, но с приходом жары неизбежно начнется испарение, что приведет к постепенному снижению ее уровня. Такая же тенденция ожидается и на Днепровско-Бугском канале, – продолжает начальник гидроузла. – В настоящее время на канале также поддерживается проектный уровень воды по верхнему бьефу – 4,10 метра, без заметного снижения. Однако прогнозы делать трудно – ситуация полностью зависит от небесной канцелярии.
Виктор Иванович также отмечает, что нехватка воды способна серьезно сказаться на судоходстве, экосистеме и сельском хозяйстве, создавая дополнительные риски. Более того, эти негативные изменения могут привести и к ощутимым экономическим потерям, затрагивая различные отрасли.


Максим РОДЬКО.
Фото автора.
Подробнее читайте в № 21 печатной версии “ДВ” от 23 мая 2025 г.