Развитие ребенка должно быть на особом контроле

Дата:

Учитель-­дефектолог ГУО «Дрогичинский районный центр коррекционно-­развивающего обучения и реабилитации» Ирина Кравчук принимала участие в IХ Республиканском конкурсе «Современные технологии в специальном образовании». В областном этапе наша землячка представляла использование кейс-технологии как средство формирования коммуникативных умений и навыков у детей с расстройствами аутистического спектра на основе мобильного пособия «Логокейс», за что была удостоена Диплома III степени главного управления по образованию Брестского облисполкома.

Путь становления

Ирина Александровна на протяжении одиннадцати лет работает в коррекционном центре учителем-­дефектологом. По образованию она педагог-­психолог, преподаватель психологии. После окончания с отличием Брестского государственного университета имени А. С. Пушкина Ирине была предоставлена возможность выбора места работы. Девушка на тот момент была замужем, ей хотелось работать недалеко от дома, поэтому ее выбор пал на Антопольскую вспомогательную школу-­интернат, но декан университета очень настоятельно рекомендовал Ирине выбрать все же другое место для своего первого трудоустройства, объясняя это тем, что в данном учебном заведении будет непросто работать. Молодой специалист послушалась совета и пошла работать в ГУО «Перковичская санаторная школа-­интернат». Там она и стала набираться своего первого практического опыта в качестве педагога-­психолога.

Ирина Александровна имеет опыт работы с детьми разных категорий развития: с тяжелыми множественными нарушениями, нарушениями аутистического спектра, интеллектуальной недостаточностью. В настоящее время наша собеседница оказывает помощь малышам в возрасте от 0 до 3 лет по запуску речи, а также по развитию познавательной и мыслительной деятельности. Также она занимается частной практикой. Ирина Александровна открыла в городе первую логопедическую студию «Азбука речи», в которой занимается преимущественно с детьми от 3 лет и работает по коррекции звукопроизношения. Среди деток, с которыми проводит занятия наша собеседница, несколько детей с аутизмом. Учитель-­дефектолог работает с детьми и взрослыми и в онлайн-­режиме. Пользуются ее услугами взрослые и дети из разных уголков земного шара. Взрослые чаще всего обращаются за помощью в вопросах коррекции звукопроизношения и в постановке голоса и речи.

Наша собеседница считает, что все в нашей жизни не случайно. Обстоятельства и люди, которые приходят в нашу жизнь, обязательно несут какой-то смысл. Люди, встретившиеся нам на жизненном пути, учат нас чему-то, а обстоятельства – приходят для перемен. Сложившаяся жизненная ситуация привела Ирину к смене места работы. В коррекционном центре освобождалось место педагога-­психолога. Наша собеседница, несомненно, слышала о детях с особенностями. Во время обучения и прохождения специальных курсов было много теоретического материала, а вот на практике Ирине не приходилось работать с такими детьми. Только придя на работу в коррекционный центр, Ирина по-настоящему поняла смысл слов декана университета во время ее распределения, который ее предупреждал о специфике работы со сложными детьми. Со временем Ирине Александровне предложили должность заместителя директора. В это же время приходит направление, в котором предлагали получить образование учителя-­дефектолога, и наша собеседница решила расширить свои знания и пройти предложенное обучение. Так Ирина Александровна пришла к работе учителя-­дефектолога именно с тяжелыми детьми. Сейчас она считает, что видимый ею первоначальный выбор места работы был не случайным. Спустя некоторое время она все же пришла к своему предназначению – оказывать помощь детям, у которых есть особенности развития.

Ирина Александровна считает, что знания психологии ей очень помогают выстраивать работу не только с ребенком, но и с родителями более эффективно. Ведь особенный ребенок – это серьезное принятие для всей семьи, возникающие проблемы требуют длительного решения, порой занимающего годы. Знание возрастной психологии детей значительно помогают выстраивать продуктивную работу с семьей.

– Все дети без исключения нуждаются в любви и поддержке. Я, как учитель-­дефектолог, стараюсь делать свою работу с любовью и старанием, чтобы помочь каждому, обратившемуся за помощью, – поделилась Ирина Кравчук.

Конечно, как призналась нам наша собеседница, эмоционально очень тяжело работать с особенными детками. Ведь ей так же, как и другим людям, не чужды эмоции сострадания и переживания. Она буквально каждого ребенка, условно говоря, пропускает через себя, отдавая себя целиком ему и его проблемам. Переживания, слезы, чувство безысходности и беспомощности наша собеседница переживала не единожды. Но Ирина Александровна считает, что все испытания, которые нам посылает Господь, мы должны воспринимать не как наказание, а как возможность стать сильнее.

Ирина Кравчук не только сама учит, но зачастую учится у деток и их родителей принимать ситуацию, переживать ее, но не поддаваться эмоциям, продолжать дальше двигаться к своей цели, несмотря ни на какие трудности. Только доверие, вера в себя и своего ребенка приведут к достижению поставленной цели.

У учителя-­дефектолога Ирины Александровны нет таких слов, как «я не могу» или «у меня не получается», есть им замена: «я попробую еще раз» – если не получилось сегодня, то обязательно получится в следующий раз. Главное не сдаваться. По такому же принципу живет и сама Ирина, она убеждена, что педагоги не имеют права сказать, что они что-то не могут, так как это будет признанием беспомощности.

Ирина Кравчук помнит каждого ребенка, обратившегося к ней за помощью. Она считает, что все дети уникальны, важно их раскрыть. Самое сложное, с чем ей приходилось сталкиваться – это те моменты, когда диагноз пересиливает знания педагогики. Трудно обозначить родителям реальную проблему, которую нужно решать. Самое запоминающееся для Ирины Александровны – это положительные результаты в работе, счастливые эмоции детей, возможность быть полезным и приносить пользу.

Вред гаджетов

Очень часто именно мы, родители, всячески замедляем процессы развития своих детей. И делаем мы это очень просто, на первый взгляд, даже безобидно: мы просто даем нашим детям в руки телефон и всевозможные гаджеты, которые и являются главной причиной нарушения нормальных процессов развития у детей.

– Часто приходится видеть, как мама, гуляя с ребенком, который сидит в коляске, смотрит сама в телефон и ребенок также занят каким-то гаджетом. В эти минуты мы упускаем важный момент созерцания ребенка. Психика детей очень гибкая, их мозг формируется до 3 лет. Получается, что мы даем ребенку в руки телефон, когда у него еще не сформированы отделы и центры мозга. Мамы скупают различные игры и пособия, но все они находятся в хаотичной игре, потому что дети не умеют играть, а не умеют, потому что мы их не научили. Чаще всего игрушки используются не по назначению. Задача родителей, особенно в раннем возрасте – максимально развивать своих малышей, для этого совсем не обязательно покупать тонны игрушек. Важно быть рядом, уделять внимание физическому, эмоциональному развитию ребенка, соблюдать режим дня, играть и вместе познавать окружающий мир. Речь и мышление – это два параллельно текущих ручья, которые дополняют друг друга.

Еще очень важной причиной является позднее обращение за помощью. Очень часто взрослые ждут 3 лет, только потом бегут за помощью. Если у вашего ребенка есть проблемы с речью, то необходимо обращаться за помощью, не дожидаясь 3‑летнего возраста. Безобидное, на первый взгляд, намеренное продлевание периода детства также негативно сказывается на развитии наших детей. Зачастую родители, стараясь облегчить себе миссию воспитания, осознанно увеличивают периоды детства за счет продолжительного сосания пустышки, отдаления естественного процесса жевания у своих чад, перетирая и измельчая им пищу, ведь жевание – это естественное развитие артикуляции и подготовка речи. Не стоит забывать и про режим дневного сна, который так важен для детей дошкольного возраста, – поделилась учитель-­дефектолог.

 

Что касается развития детей в целом, то Ирина Александровна рекомендует всем родителям ограничить, а лучше исключить из жизни приложение Tik Tok. Наши дети ежедневно смотрят в нем бесполезные коротенькие видеоролики. В это время в их организме вырабатывается гормон, который стимулирует уровень радости, и ребенок находится на эмоциональном подъеме. А на самом деле мозг перегружается и появляется чувство усталости. Вот это бесцельное свайпанье роликов крадет все свободное время наших детей. В этот момент мозг не формирует процесс целеполагания, не развивает логического мышления, превращая наши головы в мусорное ведро.

Советы родителям

Советы от логопеда-дефектолога: занимайтесь нейрокоррекцией ребенка. Развивайте мелкую моторику у детей. Записывайте их в музыкальные и хореографические школы. Игра на музыкальных инструментах лучше всего развивает мозг вашего ребенка. Во время игры или танца мозг контролирует несколько процессов. Это самое лучшее нейроупражнение. Важно обозначать ребенку, что только благодаря труду мы достигаем хороших результатов. Стройте доверительные отношения с вашими детьми. Хвалите их за успехи, сопереживайте неудачам, научитесь разделять увлечения ребенка, чтобы не обесценивать его интересы, а мотивировать его на дальнейшие победы. Народная мудрость гласит: «Сильный не тот, кто все время идет вверх, сильный тот, кто падает, затем встает и снова начинает путь».

Логокейс

В настоящее время маркетплейсы пестрят огромным количеством логопедических пособий. У нашей собеседницы возникло желание создать одно пособие с несколькими уровнями сложности, которое можно использовать для разных детей. Изначально оно представляло собой лэпбук, включающий в себя множество заданий. На практике учитель-­дефектолог не была удовлетворена своим творением. Из-за переизбытка предметов не получалось достичь запланированного результата в обучении.

Изучая особенности детей с аутизмом и интеллектуальной недостаточностью, Ирина Александровна сделала акцент на том, что у таких детей ограничено поле зрения. Они не воспринимают большое количество предметов, а главной сложностью в работе с такими детьми является установление визуального контакта. Они также не воспринимают слова «посмотри». Именно поэтому опытный педагог разработала плоскостную поверхность своего пособия в вертикальной и горизонтальной форме. Магнитное поле позволяет на нем рисовать, передвигать различные фигуры, создавать свой мир. Также создание двухмерного пространства позволяет воссоздать определенную картинку, играть и изучать исключительно внутри него за счет обозначения границ специальными бортиками. Ребенок концентрирует внимание на том, что располагается в его поле зрения. Игра с реальными фигурами, которые он может рассмотреть и потрогать, развивает зрительную и моторную координацию, за счет этого ребенку легче выполнять речевую инструкцию педагога. Уникальность пособия в том, что оно может использоваться в работе с любыми детьми – как с детьми раннего возраста по запуску речи, с речевыми нарушения, коррекции постановки звуков, с детьми, которые имеют эмоциональные нарушения, так и с детьми с аутистическими расстройствами.

Вскоре нашу собеседницу ждет представление «Логокейса» на республиканском этапе конкурса. Пожелаем Ирине Александровне удачи в ее нелегком труде!

Татьяна КОНОНЕНКО.

Поделиться новостью:

Популярно

Архив новостей

Похожие новости
Рекомендуем

Семинар по профилактике мошенничества прошел в районном ТЦСОН

На базе территориального центра социального обслуживания населения состоялся семинар-тренинг...

В Беларуси с 1 ноября повышаются размеры бюджета прожиточного минимума

С 1 ноября в Беларуси повышаются размеры бюджета прожиточного...

Программа развития до 2030 года и подготовка встречи с учеными. Лукашенко заслушал доклады Головченко и Караника

Президент Беларуси Александр Лукашенко 29 октября заслушал доклады председателя...

Житель Дрогичинского района покатался на чужом автомобиле… недолго

Порой желание прокатиться на авто заставляет граждан идти на...