В минувшее воскресенье храму Успения Пресвятой Богородицы в д. Перковичи исполнилось 220 лет

Дата:

В деревне Перковичи 26 октября состоялось торжественное богослужение, посвященное 220‑летию храма Успения Пресвятой Богородицы. Божественную литургию возглавил архиепископ Брестский и Кобринский Иоанн. Юбилей стал значимым событием в жизни прихода, собрав множество верующих, гостей и представителей духовенства. Хотя нынешнему храму исполнилось 220 лет, история православия в Перковичах уходит корнями во вторую половину XVI века, когда здесь появилась первая церковь. Настоящий храм – не только архитектурная жемчужина, но и живая летопись духовного пути народа к Богу, хранящий преемственность веры и традиций сквозь века.

В преддверии столь значимого юбилея мы посетили древний храм и пообщались с настоятелем иереем Димитрием Шкодюком. А в сам день торжества приобщились к духовному празднику, побывав на архиерейском богослужении. Во время нашей предпраздничной встречи отец Димитрий рассказал об истории храма, изучению которой он посвятил немало усилий, в том числе обращаясь к архивным материалам. Священник также поведал о бывших настоятелях, этапах реставрации, утраченной святыне и жизни прихода.

Три века истории

История деревни Перковичи восходит к XV веку. Первым храмом здесь стала православная деревянная церковь, освященная в честь Успения Пресвятой Богородицы. Она была построена в середине XVI века на каменном фундаменте, имела две невысокие башни и купол над алтарной частью. Храм возвел тогда еще православный епископ Кирилл Терлецкий, управлявший Пинской кафедрой в 1576–1585 годах, на землях своего брата Яроша – владельца Перковичского имения.
Позднее, в условиях церковных перемен, Кирилл Терлецкий стал одним из инициаторов Брестской церковной унии 1596 года. Уния привела к серьезному расколу среди православного населения Речи Посполитой и стала причиной образования Греко-католической (униатской) церкви. После ее принятия храм в Перковичах стал униатским.
Согласно завещанию Кирилла Терлецкого, после его смерти, в 1607 году, он был похоронен в соборной церкви Луцка, поскольку с 1585 года возглавлял Луцко-­Острожскую кафедру. Однако, по ряду причин, предположительно после 1621 года, его прах был перевезен и перезахоронен в Перковичский храм. Из Луцка сюда же была доставлена надгробная плита с зубчатым орнаментом и надписью: «Ту лежи тело велебнаго епископа Луцкого и Острозского Кирила Терлецкого, а положено року 1607, которы был прежде епископом Пинским лет 10, а владыкой епархии Острозской лет двадесять».
На рубеже XVIII‑XIX веков останки Кирилла Терлецкого были перенесены в новопостроенную каменную церковь и захоронены «по левую сторону от алтаря, под ризницей, в склепе, наглухо заделанном». Еще в 1902 году над захоронением Кирилла Терлецкого имелась плита с кириллической надписью, но в 80‑х годах ХХ века она была увезена в Минск, где и сейчас хранится в Музее древнебелорусской культуры (Национальной академии наук).
Деревянная церковь в Перковичах просуществовала до 1706 года. Во время Северной вой­ны, в которой Швеция воевала против России и Речи Посполитой, в Перковичи вошло шведское вой­ско во главе с королем Карлом XII. Захватчики разграбили церковь и сожгли деревню. Известно, что церковь располагалась в парке, неподалеку от усадебного дома. Однако ее точное месторасположение доподлинно неизвестно, поскольку она была разобрана после открытия нового кирпичного храма в 1805 году.
В 1766 году, после женитьбы на Гонорате Ожешко, владельцем Перковичей стал Зенон Вислоух. Он и начал строительство нового каменного храма около 1797 года, но не смог довести начатое дело до конца, потому что к концу жизни заболел и ослеп. Дело отца продолжил его сын Виктор (в некоторых источниках Феликс). Полностью построенный и украшенный храм упоминается в 1805 году. В его крипте были захоронены Зенон и Феликс Вислоухи с женами. После Полоцкого собора 1839 года храм окончательно перешел в лоно Православной церкви.
Известно, что в Перковичах был большой колокол, который находился на деревянной звоннице, изготовленный еще в 1601 году по заказу Кирилла Терлецкого. После того как шведы в 1706 году разграбили церковь, они сняли колокол и хотели увезти с собой. Но ни одна телега не выдержала такой ноши, и колокол был брошен в придорожной канаве, где и пролежал несколько десятков лет. За реставрацию большого церковного колокола взялся в 1770 году Зенон Вислоух. Неизвестно как, но колокол был отправлен в Гданьск на переплавку к колокольных дел мастеру. Был заключен договор, по которому мастер обязывался изготовить новый колокол из старого, добавив в изделие свою бронзу. Весил колокол около полутонны. Переделанный колокол поместили на новую деревянную колокольню возле новой церкви. Там он находился до 1915 года. Во время Первой мировой вой­ны колокол был снят, а колокольня сгорела. Известно, что местный житель, который был военным беженцем, видел колокол на заводе в Калуге. Назад в Перковичи колокол уже не вернулся.
В XIX веке в Перковичский приход входило шесть деревень, он насчитывал более двух тысяч прихожан, имел церковную школу и общественное училище. Храм пережил немало испытаний: вой­ны, разграбления, утрату духовной жизни в советское время. В 1961 году он был закрыт, здание разрушено, а крипта осквернена. Вся церковная утварь была передана на хранение в Воловельскую церковь.
Возрождение началось в конце XX века. Усилиями местных жителей храм был восстановлен и 24 ноября 1990 года освящен архиепископом Брестским и Кобринским Константином. В этом году Успенский храм отмечает сразу две значимые даты: 220 лет с момента своего основания и освящения, а также 35 лет со дня второго освящения после восстановления.
С 1990 по октябрь 2010 года пастырское служение в приходе храма в разное время несли иереи Василий Жолнерчик и Александр Хомич. Они духовно окормляли верующих, навсегда оставаясь в сердцах прихожан старшего поколения и в их молитвенном поминовении. С 2010 года и по настоящее время духовное служение в Успенском храме продолжает иерей Димитрий Шкодюк, укрепляя приходскую общину, с любовью и усердием вписывая новые страницы в его летопись.

Сохраняя благородную простоту

После назначения настоятелем отец Димитрий занялся благоустройством храма. Первым делом провели отопление. «Причем отопление у нас с теплым полом, – рассказывает батюшка. – Храм немаленький, и я сразу понял, что обычными радиаторными батареями его будет накладно и сложно отапливать, а теплый пол действительно спасает ситуацию. Если ногам тепло, то ведь человеку становится по-настоящему комфортно».
В дальнейшем встал и острый вопрос о реставрации. Проблем было немало как с фасадом, так и внутри. Особенно пострадал храм из-за того, что почти 30 лет он был закрыт и стоял без кровли. «В толщу этих стен, а она около метра, а местами и больше, попадало много осадков. Стены напитались влагой, а еще раньше и удобрениями, так как в советские годы здесь пытались хранить химикаты, особенно ближе к алтарной части», – говорит настоятель.
В 90‑е годы, когда храм вновь открыли, и начали проводить службы. Люди торопились, времена были трудные, денег не было. Кто чем мог помогал – своими руками, своими средствами.
«Храм был очень сырой, толком не проветривался. – рассказывает отец Димитрий. – Наверное, по милости Божьей, Господь послал тех, кому я доверился. Вскоре я познакомился с одним специалистом, технологом, который занимается реставрацией. Он приехал, исследовал храм и подсказал, что и как делать. Мы сбивали старую штукатурку, местами подливали новый фундамент и выкладывали стену из кирпича, пригодного для реставрационных работ, который отличается прочностью, надежностью и имеет высокий показатель морозостойкости. Добивались хорошей адгезии. Грунтовку не использовали, так как она создает пленку, а нам нужно было, чтобы стены «задышали».
Внутри вручную снимали четыре слоя масляной краски, которая препятствовала выходу влажности из стен. Механизировать процесс можно было, но тогда пришлось бы остановить богослужения, чего мы не хотели. Поэтому между службами прихожане скребками и ножами снимали краску. Затем наносили специальные паропроницаемые смеси слоями в строгой последовательности. Реставрационные смеси и препараты завод изготавливал нам по индивидуальному заказу.
Фасад начали делать в 2015 году, основную часть работ завершили за год. Внутренние работы шли с 2017 по 2019 год. Кстати, у нас даже был научный руководитель – известный архитектор Владимир Нахимович Казаков. Очень принципиальный человек, строго придерживающийся реставрационных канонов. Мы ему очень благодарны».
Отец Димитрий отличается глубоким интересом к историческому наследию. В процессе восстановления храма он стремился сохранить его первоначальный облик, избегая излишней новизны. Изучив архивные материалы, он обнаружил, что храм был построен в стиле «благородной простоты». Эту идею он воплотил в интерьере. Благородство выразилось в использовании дуба. Из него выполнены киоты для икон, окна, двери, скамейки. Простота же заключается в белых стенах, подчеркивающих строгость и свет храмового пространства.
«Я нашел описание храма 1807 года, т. е. через два года после его освящения. И, в принципе, он до сих пор не поменялся. Единственное – изменена форма куполов. На сегодняшний день они выглядят не лучшим образом, в 90‑е годы делали как могли. Раньше купола были куда торжественнее и аккуратнее, – говорит священник. – Фронтон храма кажется деревянным, но на самом деле он каменный, как и фасад. Просто в 90‑е, наверное, было сложно работать на высоте со смесями. Поэтому его просто зашили доской. Но если снять вагонку, там будет кирпичная кладка. Количество окон, высота, проемы – все осталось, как и было. В этом и есть уникальность нашего храма».

Надежда на возвращение

По преданию, первый храм в Перковичах был построен после явления иконы Божией Матери на липе. Именно возле этой липы воздвигли первый деревянный храм. Неизвестно, была ли это та самая чудотворная, нерукотворная икона или другая, перенесенная из первого храма в новый. Но точно известно, что она находилась с левой стороны от иконостаса.
– Там в стене есть ниша. Это место пустует и сейчас. Мы его не занимаем, надеемся, что икона когда-­нибудь вернется. Почему она считалась чудотворной? Я нашел упоминания в архиве Санкт-Петербургского института Российской истории РАН, что на ней было множество благодарственных даров от людей: цепочки, колечки, сердечки, ромбики, и все с точным количеством. Эти украшения потом переплавили для изготовления сосудов, которыми причащали больных на дому, – поведал отец Димитрий.
Икона была утеряна во время Первой мировой вой­ны. Эвакуация проходила в спешке, без описей: все просто грузили и увозили. Батюшка предполагает, что она могла оказаться в Калуге вместе с колоколом. Ведь колокол домой не вернулся, такая же участь постигла и икону.
– Возможно, она где-то и почитается, но просто уже не называется «Перковичской», если не была подписана. Может быть, она утеряна, а может, до сих пор хранится в музеях России, храмах, государственных архивах или частных коллекциях. Мы не теряем надежды ее обрести, – говорит священник. – Есть описание этой иконы. Оказывается, она была коронована. На образе Божией Матери была корона и скипетр в руках. По виду, я так понимаю, что она очень напоминала Минскую икону Божией Матери.

Жизнь прихода – в людях и их вере

Приход храма Успения Пресвятой Богородицы объединяет несколько деревень: Перковичи, Нагорье, Литовск, Орловичи. Здесь нет ни больших средств, ни многочисленного штата сотрудников. Но есть главное – искренние люди, которые живут верой и делом. Приходская жизнь мало отличается от других сельских храмов: все держится на энтузиазме, доброй воле и талантах прихожан. Кто-то поет, кто-то помогает по хозяйству, кто-то просто приходит с открытым сердцем. Именно это и создает живую общину.
«Благодаря нашим людям, их старанию и любви к храму, многое совершается, – говорит отец Димитрий. – У нас есть небольшая воскресная школа, где обучаются порядка двадцати деток. Два класса: младшая и старшая группы. Старшую ведет моя супруга Анна Шкодюк, а младшую – Лидия Алексеевна Гилевич, наша прихожанка, педагог на заслуженном отдыхе. Она помогает нам воспитывать будущее поколение».
Воскресная школа охватывает разные направления: церковнославянское чтение, пение, основы веры. Дети участвуют в праздничных мероприятиях, готовят номера к Рождеству, Пасхе, Дню матери и т. д. «Матушка с ребятами разучивают песнопения, поздравления. Было время, когда школа была масштабнее, ее посещало до сорока человек. Мы тогда проводили большие праздники, занимали весь местный Дом культуры», – вспоминает настоятель.
В приходе действует небольшая библиотека, которая, несмотря на скромные размеры, богата книгами самого разного содержания. Здесь можно найти литературу по богослужению, литургике, истории, а также периодические издания, как современные, так и прошлых лет. «Зимой читают активнее, – отмечает отец Димитрий. – А вот в сезон полевых работ, конечно, уже меньше. Но все равно стараемся поддерживать интерес к чтению, так как это важная часть духовной жизни».
Приход Успенского храма активно включен и в социальное служение, старается быть рядом с теми, кто особенно нуждается в поддержке и внимании. Одним из направлений этой деятельности стало сотрудничество с Перковичской санаторной школой-­интернатом, где обучаются дети из разных уголков области, в том числе из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Прихожане организуют благотворительные сборы: собирают одежду, вещи, средства. Стараются помочь детям не только материально, но и духовно.
Настоятель храма регулярно посещает школу-­интернат с беседами и лекциями. Эти встречи становятся теплым общением, в котором дети делятся своими историями, задают вопросы, рассказывают о своем опыте духовной жизни, так как многие из них уже знакомы с храмом.
Кроме того, духовная поддержка оказывается и пожилым людям. В рамках сотрудничества с филиалом Дрогичинского ­ТЦСОН действует клуб «Духовный родник», где проходят встречи с людьми старшего поколения. «Мы беседуем с ними на разные темы в свободной форме. Они сами предлагают, о чем поговорить, задают вопросы, просят объяснить что-то важное для них. У нас живое, радостное общение. Я всегда рад их видеть и чувствую, что они меня тоже», – говорит настоятель.

Архипастырский визит

В воскресное утро 26 октября в деревне Перковичи царила особая торжественность. Приход Успенского храма ожидал архиепископа Брестского и Кобринского Иоанна. У входа в церковь владыку встретили духовными стихами и букетом цветов юные прихожане, воспитанники воскресной школы Давид и Вера Жидкович, Виктория Медведь и Ирина Никитченко. Владыка тепло поблагодарил ребят за теплый прием и вручил им сладкие подарки. Каравай с добрыми напутствиями преподнесла архипастырю прихожанка Наталья Ворон. В центре храма архиерея встретили настоятель иерей Димитрий Шкодюк, благочинный Дрогичинского церковного округа протоиерей Иоанн Пинчук, а также духовенство, сослужившее архиепископу за богослужением.

Атмосфера на Божественной литургии была светлой и молитвенной. Люди стояли с благоговением. В этот день каждый чувствовал себя частью большой церковной семьи. После литургии состоялся молебен с крестным ходом, окропление храма и верующих святой водой.
После завершения праздничного богослужения архиепископ Иоанн обратился к прихожанам с пастырским словом, поблагодарив за молитвенное участие и поздравив причастников. В знак архиерейского благословения он преподнес храму икону преподобномученика Афанасия Брестского, а также отметил церковными наградами тех, кто с усердием трудился во славу прихода. Настоятель сердечно поблагодарил владыку за визит и совместную молитву.

Среди молящихся была прихожанка Софья Семеновна Ворон – жительница деревни Нагорье, отметившая в этом году свой вековой юбилей. Несмотря на почтенный возраст, она пришла в храм при поддержке родных и вместе с другими прихожанами разделила молитву. Более того, прошла с крестным ходом.
Софья Семеновна одна из тех, кто вместе с супругом активно участвовал в восстановлении храма в 1990 году. За усердные труды во славу Святой Церкви в этот день она была также отмечена архиерейской благодарностью.
– До недавнего времени Софья Семеновна всю службу стояла, словно свеча – не присаживалась ни на минуту, становилась и на колени, – рассказал отец Димитрий. – Ее стойкость вдохновляет более молодых прихожан. Глядя на бабушку Софью, многие задумываются о том, что если она стоит, то и мне как-то неловко садиться. Только последние полгода она начала позволять себе немного присесть по состоянию здоровья. Присутствие Софьи Семеновны в храме является примером глубокой веры и духовной силы.

Максим РОДЬКО.
Фото автора

Поделиться новостью:

Популярно

Архив новостей

Похожие новости
Рекомендуем

Понятные нормы и баланс интересов. Как планируют усовершенствовать налоговую систему в Беларуси

На рассмотрении Постоянной комиссии по бюджету и финансам Палаты...

Льготу по транспортному налогу на электромобили продлят в Беларуси

Льготу по транспортному налогу на электромобили продлят в Беларуси....

Кубраков рассказал о перемещении литовских фур, реакции их водителей и действиях экипажей ГАИ

Министр внутренних дел Иван Кубраков по итогам доклада Президенту...

РИКЗ: уровень сложности ЦЭ и ЦТ по всем предметам в 2026 году не изменится

Уровень сложности экзаменационных работ централизованного экзамена и централизованного тестирования...