Вчера СШ №1 г.Дрогичина отметила свое 35-летие. Ветераны педагогического труда помнят, каким был тот день. В новеньких квадратах школьных окон также кружились редкие пожухлые листья, передавая последний осенний привет, классные кабинеты сияли свежестью и новизной, а в душе тогдашних новоселов множились и переплетались радость, восторг, надежда…
В новой школе под руководством А.С.Никончука тогда обучались 1812 учеников и трудились 123 педагога. В 1993 году директором учебного учреждения был назначен Н.И.Шумик, с 1998 по 2004 в этой должности работал А.И.Сушков, а затем –Я.С.Гаркович. В текущем году, после выхода Ядвиги Степановны на заслуженный отдых, школу возглавила Л.Л.Момотюк.
Слово – руководителю педагогического коллектива и его достойным представителям…
ВЕРИТСЯ В УСПЕШНОЕ БУДУЩЕЕ
Людмила Леонидовна Момотюк, директор СШ №1 г.Дрогичина:
Сегодня можно с гордостью говорить о том, что наша школа стала удачной стартовой площадкой в жизни многих выпускников. Благодаря многолетнему старанию прежнего руководства и усилиям всего коллектива здесь сложились свои хорошие традиции, в числе которых – и качественное образование. Его высокий уровень подтверждают лидирующие позиции наших учеников в районных, областных, республиканских предметных олимпиадах, исследовательских конференциях, различных творческих конкурсах и спортивных соревнованиях. И хорошую славу школе создают ее воспитанники.
Нужно отметить, что ежегодно учащиеся СШ №1 становятся лауреатами премий Президентского фонда по социальной поддержке одаренной молодежи. В числе таких – Анна Бородич (2010 г.), Илья Хилько (2011 г.), Марина Брашевец (2012 г.), Виктория Елец (2013 г.). Несколько лет подряд представители нашей школы получают и премии республиканского общественного объединения «Белая Русь».
Богатым на школьные достижения был и минувший учебный год. Победителями республиканских олимпиад и творческих конкурсов стали Виктория Елец , Ирина Ильючик, Татьяна Гук, Анастасия Салита, Артем Солодуха, лучшими спортсменами признаны Екатерина Волк и Александр Мацук. В высшие учебные учреждения поступило 56 процентов недавних одиннадцатиклассников.
Школа продолжает учить и воспитывать, участвуя в различных инновационных проектах и сохраняя свои лучшие традиции. И верится в успешное будущее наших учеников.
К КАЖДОМУ РЕБЕНКУ – ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД
Наталья Владимировна ЖУКОВА, учитель начальных классов:
– У меня пример всегда был рядом: моя мама – учитель, а в школе я с большим удовольствием посещала уроки русского языка и литературы, которые вела Мария Ивановна Подгурская. В моем нынешнем понимании, она сочетала в себе лучшие человеческие и педагогические качества: была тактичной, понимающей и, вместе с тем – строгой и требовательной, очень любила детей и предмет, который вела, и настойчиво приобщала нас к чтению книг. Не прочитать программное литературное произведение у нее было очень сложно, поскольку на своих уроках Мария Ивановна постоянно затевала дискуссии по пройденной теме. Примечательно и то, что никакое мнение на ее уроках не считалось ошибочным, поскольку каждый из нас имел право на свою точку зрения. Просто в некоторых случаях педагог с помощью конкретных фактов, спокойно и доказательно, стремилась оспорить убеждение ученика и подвести нас к правильному выводу…
Получив аттестат о среднем образовании, я поступила в педагогический ВУЗ и вскоре вернулась в свою родную школу учителем начальных классов. Специфика моей работы заключается в ее неповторимости. Кажется, уже есть опыт и профессиональные наработки, но приходят новые первоклассники, и иной раз все ранее известные методики в их обучении разбиваются в пух и прах. Все дети очень разные, и что подходит одному – может быть непонятно другому. А потому в свой класс я всегда прихожу с убеждением: если у кого-то из ребятишек что-что не получается, то это не потому, что они маленькие и глупенькие, а оттого, что я не нашла одинаково доступную и понятную для всех форму подачи материала. Думаю, анализирую, ищу индивидуальные подходы и способы обучения – и все налаживается. Ведь мои малыши пока не имеют опыта постижения знаний, и появится ли у них желание учиться – это во многом зависит от учителя начальных классов. И я стараюсь…
СЕКРЕТ УСПЕХА – В ПРЕЕМСТВЕННОСТИ…
Людмила Викторовна КУДИНОВИЧ, учитель биологии:
– Время быстротечно, и я постепенно приближаюсь к статусу ветерана педагогического труда. В свое время на мой жизненный выбор – стать учителем биологии – повлияла наш школьный преподаватель этого предмета Валентина Григорьевна Вакульчик. Впоследствии она стала моей коллегой и помогала в постижении профессионального мастерства. И я никогда не пожалела, что стала учителем, так как люблю и знаю свой предмет, и у меня всегда получалось хорошо ладить с учениками.
В ушедшем учебном году у нас было около 100 выпускников, треть из которых сдавали централизованное тестирование по биологии. По его результатам 14 наших выпускников были зачислены в высшие учебные учреждения медицинского профиля, почти все остальные стали студентами соответствующих ВУЗов и ССУЗов.
Впрочем, в последние годы у наших выпускников – традиционно высокий процент поступления, и это позволяет думать, что мы даем своим ученикам хорошие знания. Немаловажным фактором такого коллективного успеха является то, что в свое время многие из наших лучших учеников поступили в педагогические ВУЗы и со временем вернулись в свою родную “первую”школу в качестве педагогов. Теперь около 30 преподавателей СШ № 1 – ее бывшие ученики. В числе таких – единственный в нашем районе учитель-методист Елена Борисовна Протасевич, а также Наталья Владимировна Жукова, Елена Михайловна Неред и другие коллеги.
НЕ ТОЛЬКО УЧИТЬ, НО И УЧИТЬСЯ
Елена Борисовна ПРОТАСЕВИЧ, преподаватель математики и информатики, победитель областного конкурса “Учитель года-2011”, член республиканского клуба “Хрустальный журавль”
– Я уже не единожды рассказывала о том, что училась и в свое время с “золотой” медалью окончила среднюю школу № 1, и что моим любимым учителем была Раиса Ивановна Гуз, которая вела математику. Оновным принципом современного урока считаю не только обучение, но и воспитание, поскольку учитель через своих учеников прикасается к вечности, и никто не знает, где кончается его влияние. А еще я разделяю мнение, што педагог всю жизнь должен не только учить других, но и сам учиться. В пользу этого складываются и нововведения с подтверждением педагогического мастерства. Ведь если раньше учитель получал высшую категорию, и она оставалась с ним на всю оставшуюся жизнь, то теперь периодически – раз в пять лет – придется подтверждать свой высокий профессиональный уровень.
Появилась и новая категория – учитель-методист, и в мае текущего года я прошла необходимые испытания в Минске и оказалась в числе 31 педагога республики, которым ее присвоили. В связи с этим появились новые направления в моей работе. В частности, я возглавила районное методическое объединение математиков, где периодически провожу мастер-классы, а также делюсь опытом обобщения знаний и оформления иных наработок, необходимых при сдаче экзамена для получения высшей преподавательской категории. Очень хочется, чтобы количество педагогов самой высшей профессиональной пробы у нас лишь возрастало…
ГЕОГРАФИЮ ИЗУЧАЕМ НЕ ТОЛЬКО ПО КАРТЕ…
Елена Михайловна НЕРЕД, учитель географии:
– Научить можно лишь тому, что сам любишь. Я же с юных лет увлекаюсь географией. Школу окончила с серебряной медалью, поступила на геофак БГУ. Получив высшее образование, вернулась сюда учителем. Опыт перенимала у Валентины Григорьевны Вакульчик, Екатерины Трофимовны Юрашевич, Светланы Михайловны Супрун и других прекрасных педагогов, которые помогали, подсказывали, советовали. И со временем я стала для детей и наставником, и другом. Стараюсь также участвовать во всех инновационных проектах, приобщая учеников к новым образовательным технологиям. В частности, в прошлом году мы опробовали систему дополнительного дистанционного обучения, благодаря чему школьники укрепили знания по географии и улучшили отметки. В нынешнем году принялись осваивать интерактивную доску.
А еще, будучи классным руководителем, не боюсь брать ответственность на себя и стараюсь увлечь детей путешествиями. С той целью, чтобы изучать географию не только по учебнику и по карте. Начинаем с экскурсий по району, а затем осваиваем и более дальние маршруты. Мы со своими бывшими выпускниками первыми проложили дорогу в Польшу, а с нынешними вскоре собираемся в Вильнюс. За нами потянулись и остальные…
О ВОСПИТАТЕЛЬНОМ АСПЕКТЕ
Людмила Владимировна БОБИЧ, педагог-организатор:
– Свой первый серьезный опыт работы с детьми я получила в Завершской школе. В мою бытность директором этого учебного учреждения была прекрасный человек и педагог Мария Ивановна Минзер, которая всегда говорила нам: «Во всем должно быть творчество. А иначе – зачем?»
Эти слова и поныне остаются моим девизом. Поэтому многое у нас получается. Особенно гордимся работой нашего отряда «Милосердие», активными членами которого являются Лиза Калабина, Карина Зущик, Алена Брашко, Сергей Юрашевич и другие мальчишки и девчонки. Мы помогаем детям-инвалидам, находящимся на домашнем обучении, и пожилым людям. Особенно часто мы навещаем пенсионерку Софью Ивановну Марчук, которая как-то заметила, что из таких детей обязательно вырастут хорошие люди. И мы надеемся, что так оно и будет!
Материалы страницы подготовила Галина ШАФРАН. Фото Ивана ЛЕОНЧИКА