spot_img
spot_imgspot_imgspot_imgspot_img

1 июня – Международный день защиты детей

Дата:

Работали как-то три человека, что-то строили. Занимались все одним и тем же, но когда их спросили, что они делают, ответы были разные. Один сказал: «Я дроблю камни», другой: «Я зарабатываю на жизнь», а третий  ответил: «Я строю храм!» (Притча)

«У тебя хорошая работа», – говорят мне мои соседки – бабушки-старушки, и я с ними не спорю, потому что это действительно так.  Ведь я не просто иду работать в ясли-садик, а каждый день отправляюсь в удивительную страну детства. Открывая туда дверь, нужно обязательно оставлять за порогом все свои личные проблемы и неурядицы (хотя  сделать это порой совсем нелегко). Здесь нужно не только верить в чудеса, а «просто работать волшебником», хотя бы чуть-чуть, потому что какой же праздник без волшебства?!

А детство – это праздник! Праздник, когда ты не только водишь развеселый хоровод, распевая такие знакомые песенки о маленькой елочке, которую взяли согреться домой, т.е. в детский сад, не только веришь и ждешь Дедушку Мороза, но и сам помогаешь ему подарить, никого не забыв, не пропустив, — новогодние подарки. Праздник, когда не только год от года подрастают твои малыши, но растешь и ты – от Снегурочки до Бабки-Ёжки, да еще и делаешь вид, что очень рад новогодней роли. Ведь Баба Яга – ого-го! – еще та волшебница!

Праздник, когда уже не в силу волшебства, а по всем законам природы, наши девочки вырастают и становятся поистине прекрасной половиной человечества, приводя к нам уже своих сыновей и дочурок. А как же они, наши малыши, умеют дарить праздник своим родным и любимым мамам-папам, бабушкам-дедушкам и, конечно же, нам, воспитателям. Вот кто настоящие волшебники!

Праздник, когда вот они, почти все умеющие: держать ложку и вилку, застегивать пуговицы и завязывать шнурки, не путать верх-низ, лево-право и даже считать, рисовать,  кое-кто – читать и все-все – мечтать (последнее особенно важно) – рассказывают прощальные стихи. А ты, глотая предательски подкатившийся к горлу комок, не знаешь, чего сейчас в твоей душе больше: радости за них или сожаления, что нужно опять начинать все сначала. Опять впереди трудности привыканий, слезы утренних расставаний и все-все, что называется модным словом «адаптация». А ведь к этим, что выросли на твоих глазах в будущих первоклашек, ты, как к родным,  прирос-прикипел всей душой и сердцем!

Праздники  осени, зимы, весны, лета и многие другие, прописанные в планах заведующей, музработника… И в этой череде наступает еще один, особенный, праздник – День защиты детей.

Защиты от чего? От боли, обиды, болезни, войны, голода, холода, слез…

Или от кого? Кто виновен во всех вышеперечисленных несчастьях? Только мы, взрослые. И только мы можем защитить детей от нашей глупости, жадности, наших ошибок, недоверия, недопонимания и сделать так, чтобы в стране детства всегда был праздник – праздник счастья. Это нелегко, но у меня такая работа, где праздник живет в наших буднях, которые складываются из каждодневных побед, пусть и маленьких, ежеминутных открытий, счастливых мгновений… Однажды переступив порог детского сада, вот уже почти 30 лет я каждый рабочий день возвращаюсь сюда снова и снова.

На пороге группы я встречаю их, своих воспитанников: веселых, озорных, игривых, шумных, спокойных, ласковых, иногда грустных, непослушных, капризных и всегда – пытливых, любознательных, доверчивых, добродушных. Вот они – их Величество дети! О каждом из них можно рассказывать много и долго, но частично мои зарисовки – о мальчишках и девчонках, которые растут в приемных семьях и которые обрели в них радость детства.

Данька

Его большие серые глаза смотрят серьезно и чуточку недоверчиво: Даник сегодня первый раз пришел в нашу группу. Он пытливо изучает обступивших его ребятишек.

– Дети, к нам новенький, познакомьтесь – это Даник.

– У нас уже есть Даник.

– Есть «старый» Даник, а этот будет «новый».

Дети соглашаются с тем, что у нас теперь будет два Даника, а он начинает осваивать новый для него мир. И, надо сказать, весьма успешно, так как к концу дня Даник весело объявляет: «Я нашел подружку».

Новая дружба, к счастью, взаимна, и она скрепляется совместными играми, взаимообменом игрушками, что в то же время нисколько не мешает Данику доводить новую знакомую до обид и слез. Как у них все просто и непонятно для нас, взрослых: дружу – не дружу. Эти установки меняются чаще, чем погода осенним днем. Все их поступки – это сиюминутный всплеск эмоций, здесь нет времени для обдумывания. И когда они плещут через край, я спешу на помощь.

– Даник, так нельзя!

– А я буду!

Он часто так отвечает на мое «нельзя», и я перестаю спорить и терпеливо начинаю объяснять, что случится, если свое «буду» он воплотит в действие: «я буду драться» – «с тобой никто не будет дружить»; «я не буду кушать» – «ты будешь  слабый и заболеешь»; «я не буду спать» – «тогда ты просто не вырастешь и тебя не возьмут в школу» (а кто в детстве не мечтал поскорее вырасти?..)

Даник молча обдумывает мою информацию и в конце концов принимает правильное решение.  Он очень смышленый и любознательный.

Предлагая ребенку место для одежды, я всегда ищу что-то общее между малышом и картинкой на шкафчике. Я бы «поселила» Даника в шкафчик с картинкой-ежиком, но, к сожалению, он занят.

Даник такой же колючий, и когда моя рука пытается погладить его по голове, он тут же сжимается в комочек, «стреляет» в меня своими пронзительными глазками. Рука моя опускается, так и не достигнув цели. Он не хочет, чтобы его жалели, и по пустякам не плачет.

Скоро два месяца, как Даник посещает нашу группу. Он уже уверенно кричит: «Это моя игрушка» и, как довод в споре, добавляет: «Потому что это – мой садик». А на сообщение детей, что это «навредничал» «новый Даник», уверенно парирует: «Я уже не «новый», я – «старый».

Время летит быстро, но я все еще помню первый Данькин день в нашей группе, а точнее, его завершение. В первый день родители стараются забрать детей пораньше, и для Даника это правило не стало исключением. А наблюдательные малыши тут же объявили: «Даник, за тобой мама пришла!»

Ох, как же он обрадовался, как загорелись его глаза! Он не бежал – летел навстречу, еще не видя, кто за ним пришел. И замер, нет – это нельзя передать словами. Конечно, там пришла мама – «новая». Но Даник-то ждал свою – родную, единственную, и, несмотря ни на что, – самую любимую…

Возможно, когда-нибудь так все и будет. А пока Даник живет в семье своей «новой мамы», куда его временно взяли из социального приюта. И я теперь точно знаю, что время не только летит быстро, но оно еще и лечит. Ведь я вижу, что с каждым днем Даник все больше тянется к своей «новой» маме, которая так старается подобрать заветные ключики к его маленькому сердечку. И оно потихоньку оттаивает, оттаивает… Оно так отзывчиво на доброту и так нуждается в ней, как маленький подснежник нуждается в солнечном тепле и свете. И уже на вопрос: «Даник, как зовут твою маму?», он, не задумываясь, называет не ту, которая лишила его ласки и заботы, а имя своей нынешней, «новой», мамы.

Анюта

Аня, Аннушка, Анюта!..

Если на земле есть Бог, то он не ошибся и нашел для Аннушки ту единственную маму, которая у нее должна быть. И не только маму, но и всю семью, где есть папа, бабушка и еще два приемных, как и сама Анечка, брата. Кто скажет, что это – не счастье?

Может быть, поэтому Анечка не ходит и даже не бегает, а «летает»? Уж такой она – подвижный человечек! А если учесть, что у Аннушки одна ножка еще не совсем здорова и порой ее «полеты» заканчиваются самыми неожиданными приземлениями, то за ней нужен глаз да глаз. И если уж это «всевидящее око» не досмотрело, а Анина активность превысила границы безопасности, то тогда мой тон становится чуть-чуть «не педагогичным». Я называю девочку Анютой и строго предупреждаю, что «больше с ней не дружу».

Однако на Анюту нельзя долго сердиться и не дружить с ней, потому что она не Аня, и даже не Анечка, а настоящая Лиса-Алиса. Ее раскосые глазки так проникновенно заглядывают прямо в мою душу, полностью разоружая меня своей бескорыстной хитростью, что я, анализируя свои педагогические методы, начинаю винить себя. И думаю, что уже устала, больше не могу, пора на пенсию…

Но вот через каких-то полчаса, уходя домой, она обнимет меня своими тоненькими ручонками за шею и со всей искренностью, на которую способны только дети, прошепчет не в ушко, а прямо в сердце: «А ты завтра придешь?»

Конечно, приду! И завтра, и послезавтра! Я очень хочу видеть и знать, что у тебя, Аннушка, все будет хорошо, как в сказке, где добро побеждает зло. Ведь теперь у тебя есть твоя надежная опора – твоя семья. И когда есть фундамент – все постепенно сложится!

Вика

Вика – хорошая девочка: веселая, любознательная, дружелюбная, активная и, в отличие от Даника и Аннушки, она воспитывается в своей биологической семье. Наблюдать за ней – одно удовольствие, особенно когда Вика играет, исполняя роли то мамы, то доченьки, то доктора, то воспитательницы. Ее знаний и умений хватает на все, поэтому когда Вика остается в группе последней, игра из сюжетно-ролевой переходит в режиссерскую, где все герои – плод только ее фантазий. Самое главное, что в конце игры она каждую игрушку отнесет, уберет на свое место, и мама будет терпеливо ждать, когда доченька наведет порядок в группе, уходя домой.

Но сегодня маму, которая немного задерживается, ждет уже Вика. И ее маленькое сердечко тревожится. Стараясь не показывать этого, она спрашивает, доверчиво глядя мне в глаза:

– А мама скоро придет?

– Придет, наверное, задержалась на работе.

– А если не придет?

– Придет, а если будет задерживаться, позвоним папе или бабушке, или же пойдем ко мне, а завтра я привезу тебя в сад. Мы будем вечером играть, читать сказки. Хочешь?

– Хочу!

– А хочешь, ты будешь жить у меня, и я буду твоей мамой? Согласна?

– Согласна!  Только у меня есть мама. Я буду называть тебя бабушкой.

Вот и получила неразумная тетя-воспитательница то, что заслужила! Ведь не зря говорят: устами младенца глаголит истина! Конечно, моя милая девочка, я могу быть не больше, чем  бабушкой. И не только по причине своего биологического возраста, а, прежде всего, потому, что бабушек может быть много: мамина мама, папина мама, бабушка-соседка, просто бабушка и даже Баба-Яга, которая иногда помогает хорошему молодцу или красной девице. А вот мама – всегда одна!..

Так что же я делаю на работе? Пытаюсь заменить детям маму в ее отсутствие? Нет, нет и нет. Я строю храм детской души! Это очень непросто, но я ведь не одна – мы строим его вместе!

Это вы, дорогие мамы и папы, заложили фундамент этого храма. И теперь мы будем сообща дробить камни недопонимания, глупости, злости, зависти, заливать их цементом заботы, внимания, доброты, терпения, возводить стены любви и счастья. А вместо крыши пусть будет безоблачное небо и ясное солнце.

Наш храм пока очень хрупок, и даже одно непродуманное, невзначай брошенное слово, может разрушить его. Так давайте же беречь и защищать то, что мы строим вместе, строим вечно и навечно  – храм детской души!

Валентина ЛАКУЦ,

воспитатель Хомского детского яслей-сада

Поделиться новостью:

Популярно

Архив новостей

Похожие новости
Рекомендуем

Все школы перейдут на новый режим организации питания к 1 сентября

Все школы перейдут на новый режим организации питания к...

Как в условиях конкуренции работает филиал ЗАО “Консул” в Дрогичине

В условиях жесткой конкуренции приходится работать филиалу ЗАО «Консул»...

В Дрогичинском районе идет сев кукурузы

Не сбавляя оборотов, на Дрогичинщине продолжается весенняя посевная. По...

Дрогичинские волейболисты заняли призовые места в областных соревнованиях

Вчера, 18 апреля, в Кобрине проходили областные соревнования по...