Украинцев пугают жестким экономическим кризисом, снижением зарплат и пенсий, резким повышением налогов и национализацией. Такие перспективы обрисовал в недавнем интервью The Economist министр финансов Сергей Марченко, пишет украинское издание “Страна”.

В частности, он отметил, что, если конфликт продлится более 3-4 месяцев, правительству Украины придется принимать “болезненные меры”: сокращать бюджетные расходы, в том числе зарплаты, пенсии и социальные выплаты, а также повышать налоги. В интервью прозвучал и посыл о возможной национализации предприятий.

Подробностей Сергей Марченко не сообщил. Но даже озвученные тезисы произвели эффект разорвавшейся бомбы как в предпринимательском сообществе, так и среди рядовых украинцев, отмечает “Страна”.

При этом в экспертном сообществе мнения разделились. Глава секретариата Совета предпринимателей при Кабмине Андрей Забловский говорит, что в случае затяжного конфликта у страны просто не будет другого выхода – придется идти на секвестр бюджета, сокращать расходы, а также повышать налоги и национализировать бизнес-активы.

Экономист Алексей Кущ, наоборот, считает, что эти меры добьют и без того слабую украинскую экономику. “Государство сейчас должно не снижать, а, наоборот, повышать расходы, в том числе на социальную сферу. И снижать налоги, создавая стимулы для бизнеса. Только так можно предотвратить падение ВВП и перезапустить экономику”, – говорит эксперт.

Есть и альтернативная точка зрения, что заявления Марченко – это попытка побудить Запад ускориться с предоставлением финансовой помощи Украине для покрытия бюджетных расходов.

Действительно ли все так плохо?

В интервью The Economist Марченко заявил, что правительству до сих пор удавалось выполнять весь пакет социальных гарантий бюджета, хотя ежемесячный дефицит финансов составляет примерно $5 млрд и большим бременем являются зарплаты военным. Правительство занималось выпуском и продажей военных облигаций, внешними заимствованиями, допечатыванием денежной массы. Однако все эти методы к осени могут исчерпаться.

“42% украинской экономики на сегодня не работает. По данным Международной организации труда, Украина потеряла около 5 млн рабочих мест, а это приблизительно треть всех рабочих мест в стране”, – отмечает глава Экономического дискуссионного клуба Олег Пендзин.

По его словам, если конфликт закончится за 2-3 месяца, 1,5 млн рабочих мест удастся вернуть. Если же он затянется, потери могут быть еще большими – до 7 млн рабочих мест. “Что это значит для страны? Уровень поступлений в бюджет станет настолько низким, что государство просто перестанет справляться с социальными обязательствами: выплачивать зарплаты бюджетникам, социальные пособия, субсидии, пенсии. В то же время расходы на войну будут и дальше продолжаться, что еще больше усугубит бюджетный кризис. В этой части глава Минфина Сергей Марченко сказал чистую правду”, – считает эксперт.

Глава аналитического департамента Forex Club Андрей Шевчишин заявил, что для неподготовленной украинской экономики затяжной конфликт может оказаться критическим испытанием. Многим предприятиям не удается перезапуститься, разорваны логистические цепочки, уничтожена часть инфраструктуры, нарастает инфляция. В итоге источников наполнения бюджета становится все меньше, тогда как расходы на военные действия огромные. Дефицит покрывается за счет внешних вливаний, но понятно, что чем дольше будет продолжаться конфликт, тем сильнее придется ужимать “непрофильные” расходы, в том числе социальные.

Как уже закручивают гайки

Первые сигналы по поводу снижения зарплат бюджетникам стали поступать еще задолго до откровений Марченко. Еще в марте работники госструктур рассказывали, что зарплаты начали резать, в частности, убирать премии и отдельные доплаты. Позже на урезание зарплат стали жаловаться и учителя. Плюс было принято решение о запрете работать из-за границы, из-за чего определенная часть госслужащих уже уволилась.

Что касается налогов, то в начале конфликта власти пошли на существенное смягчение условий для бизнеса. Но в последнее время наблюдается обратная риторика. В частности, появилось несколько скандальных законопроектов о существенном закручивании налоговых гаек и возврате проверок. 12 мая парламент утвердил законопроект, который возвращает налоговые обязательства для тех плательщиков, у которых есть возможность их выполнять, снова запускает камеральные и документальные проверки налоговой отчетности, а также возобновляет возмещение НДС.

Глава профильного комитета Верховной рады Даниил Гетманцев в своих интервью открыто заявлял, что если бизнес не пострадал от конфликта, то с него “спросят”. Но бизнес не согласен с тем, что “с него спросят” и повысят ему налоги. Вчера появилось письмо к президенту Владимиру Зеленскому от предпринимателей, в котором они описывают катастрофическую ситуацию в стране. Одна из причин – “экономическая неволя”.

“Вас пытаются убедить в необходимости повышать налоги или увеличивать долю государства в экономике, чтобы усилить обороноспособность или заботу о гражданах. Но это или сознательный обман, или роковая ошибка”, – пишут представители бизнеса. Они требуют системного, а не временного снижения налогов, дерегуляции, быстрой приватизации, уменьшения госаппарата, утверждая, что именно эти шаги ускорят экономический рост. И просят убрать Гетманцева от решения налоговых вопросов.

Как видно, и рядовые украинцы, и бизнес уже на взводе. А тот факт, что глава Минфина открыто говорит, что будет еще хуже, лишь подтверждает страхи и опасения в украинском обществе.

Будет ли национализация бизнеса?

Сергей Марченко вскользь упомянул о национализации, на которую могут пойти власти, спасая экономику, если конфликт затянется. О какой именно национализации идет речь, неясно. Могут иметься в виду активы, связанные с российскими собственниками или близкими к ним украинскими бизнесменами. Также под национализацию могут пойти активы подсанкционных украинцев и олигархов.

Тема национализации уже поднималась в привязке к сетям АЗС. Мол, если бизнес не хочет снижать цены по-хорошему, нужно попросту забрать все заправки в госсобственность. Такую идею озвучивали некоторые экономисты.

По мнению Алексея Куща, национализация в условиях конфликта имеет смысл в стратегических отраслях (энергетике, добыче и др.), “если бизнес не понимает, что война не время для заработка”. При этом речь может идти не о национализации (она предусматривает выплаты компенсаций собственникам), а о введении временных администраций до конца конфликта.

“Законодательно отъем активов оформить несложно – это может быть указ президента или отдельный закон. Другой вопрос – как и кто этим всем имуществом будет управлять. Как показывает практика, эффективность работы госпредприятий у нас, мягко говоря, невысокая. Есть и другой важный нюанс: не получится ли так, что активы отберут у одних, и отдадут другим? В любом случае заявления о национализации не лучшим образом влияют на настроения инвесторов”, – говорит глава адвокатского объединения “Кравец и партнеры” Ростислав Кравец.

Зачем Марченко всех пугает

“Министр финансов вообще не должен был такого говорить – о колоссальном росте налогов и резком сокращении расходов. Это дает негативные сигналы как предпринимателям, так и рядовым гражданам. Кто из бизнеса будет сейчас думать об инвестициях, если, по сути, сказали готовиться к росту налогов? То же самое с людьми. У нас беженцев в Европе около 6 млн, но многие подумывают возвращаться. Станут ли они это делать, услышав о сокращении зарплат и социалки? Если заявлено, что будут сокращать бюджетные расходы, то несложно догадаться, о чем речь: медицина, образование, пенсии, пособия, субсидии. Ведь не оборону же будут сокращать. Какой месседж министр дает населению, особенно той части, что планирует вернуться на родину?” – говорит Алексей Кущ.

В то же время Олег Пендзин считает, что Марченко просто решил всех попугать, а на самом деле до худшего сценария дело не дойдет. “Кому Марченко озвучил страшилки? The Economist. То есть месседжи были рассчитаны на западную аудиторию. С учетом того, что в США решается вопрос о помощи Украине, думаю, цель заявления главы Минфина – дать понять, что если помощи не будет, наша страна может и обанкротиться за три месяца”, – считает Пендзин.

Другие эксперты считают, что если Марченко и сгустил краски, то не сильно. И если сохранится или ухудшится текущая ситуация с бюджетом, то у властей просто не будет другого выхода, кроме как урезать расходную часть и искать способы пополнить казну. А учитывая, что “лишние” деньги всегда ищут у бизнеса, несложно догадаться, что тема налогов рано или поздно всплывет.

Поможет ли Запад?

Сейчас Украина ведет переговоры со странами Запада о предоставлении финансовой помощи для покрытия дефицита бюджета (не путать со средствами по ленд-лизу, которые идут только на закупку оружия, а не на финансирование текущих расходов украинского бюджета).

Вчера об этом говорил с директором МВФ Владимир Зеленский. “Говорил с директором МВФ Кристалиной Георгиевой о том, как ускорить предоставление помощи, которая покроет дефицит бюджета. Это около $5 млрд ежемесячно”, – заявил президент в своем обращении.

О том, что страны Запада готовят пакет помощи Украине на ближайшие два месяца и решение об этом будет принято в ближайшие дни, заявил вчера и глава дипломатии ЕС Жозеп Боррель. То есть все идет к тому, что какую-то сумму на покрытие дефицита выделит Запад – через кредиты или финансовую помощь. Вопрос в том, о какой сумме идет речь и будет ли она достаточна? Пока деталей нет.

Если Запад выделит средства, но их все равно не хватит на финансирование расходов бюджета в прежних объемах, то останется два варианта. Первый – действительно снижать расходы и увеличивать налоги. Второй – понизить курс гривны к доллару, чтобы при конвертации западной помощи получалось больше гривны и за счет этого закрыть “дыры в бюджете”. Слухи о том, что власти готовят девальвацию, уже пошли по рынку. Да и сам глава НБУ Кирилл Шевченко не исключил перехода к “плавающему курсу”. Возможно, впрочем, что власти применят по итогу оба варианта – и расходы бюджета урежут, и курс гривны опустят. А возможно, и некоторые налоги повысят.

Мирные переговоры РФ и Украины приостановлены

И власти Украины, и экономисты говорят о нарастающих трудностях в национальной экономике, которые будут усугубляться с затягиванием конфликта. Тем временем сегодня стало известно, что мирные переговоры между Москвой и Киевом фактически остановились.

По словам замглавы МИД РФ Андрея Руденко, переговоры Москвы и Киева по урегулированию ситуации не продолжаются, Украина фактически вышла из этого процесса. Также Андрей Руденко отметил, что ответа от украинской стороны на российский проект договора так и не поступило.

Глава Офиса президента Михаил Подоляк также сообщил о том, что процесс переговоров между Украиной и Россией приостановлен. “Однако он будет восстановлен, и, как мне кажется, модератором будет Зеленский”, – считает Подоляк.

Источник: БЕЛТА