В белорусской литературе творческая индивидуальность народного писателя Беларуси Кондрата Крапивы возвышается величаво, неповторимо и ярко. Его творчество – целая эпоха в национальной драматургии. Жизненный путь Кондрата Крапивы был сложным и насыщенным событиями. Родился будущий писатель в деревне Низок Узденского района Минской области 5 марта 1896 года в крестьянской семье. Настоящая его фамилия Атрахович Кондрат Кондратович. Родители, Кондрат Михайлович и Пелагея Даниловна, имели шесть десятин земли, нажитых тяжелой работой, хотели, чтобы они остались единственному сыну Кондрату. Учился он в церковно-приходской школе в родной деревне, в Узденском народном училище, Столбцовском и Койдановском четырехклассных городских училищах. Осенью 1913 года экстерном сдал в Минске экзамен на звание народного учителя и вскоре получил назначение на работу. Но долго учительствовать не пришлось – началась Первая мировая война. В августе 1915 года Кондрат Крапива был призван в армию и через некоторое время направлен в Гатчинскую школу прапорщиков. Боевое крещение молодой прапорщик получил осенью 1916 года на Румынском фронте. Там же он встретил Октябрьскую революцию. Зимой 1918 года Кондрат Крапива как учитель был демобилизован из армии и вернулся в родную деревню. С октября 1918 года он работал учителем начальной школы в деревне Каменка Узденской волости. В 1919 году Кондрат Крапива женился на Елене Константиновне Махнач, которая была родом из деревни Низок, а затем снова ушел на войну. С августа 1920 по 1923 год он служил в Красной Армии, был командиром взвода. После демобилизации вернулся в родные края. В 1925 году Кондрат Крапива переехал с семьей в Минск. В столице он работал инструктором Центрального бюро краеведения при Институте белорусской культуры. Был членом литературных объединений “Маладняк” и “Узвышша”. Уже в зрелом возрасте Крапива поступил на литературно-лингвистическое отделение педагогического факультета Белорусского государственного университета, которое окончил в 1930 году. В 1932-1936 годах заведовал отделом в журнале “Полымя рэвалюцыі”. Писатель участвовал в воссоединении Западной Беларуси с БССР и советско-финской войне 1939-1940 годов. В начале Великой Отечественной войны он работал в редакции газеты “Красноармейская правда”, затем в редакции фронтовой газеты Западного фронта “За Советскую Беларусь”. С марта 1943 года и до конца войны был ответственным редактором иллюстрированной сатирической газеты-плаката “Раздавім фашысцкую гадзіну”. Сразу после войны Кондрат Крапива был назначен ответственным редактором сатирического журнала “Вожык”, где работал в 1945-1947 годах. С 1947 по 1989 год он работал в Академии наук Беларуси: был заведующим сектором языкознания Института языка, литературы и искусства, директором Института языкознания, вице-президентом, ведущим научным сотрудником-консультантом Института языкознания имени Якуба Коласа. Литературная деятельность Кондрата Крапивы началась еще в Красной Армии с простой газетной корреспонденции и фельетонов на бытовые и политические темы. Писал он тогда на русском языке, но вскоре перешел на белорусский. Первое печатное произведение Кондрата Крапивы – фельетон в стихах “Жили-были”, был опубликован в газете “Красноармейская правда” в 1922 году, а первое произведение на белорусском языке – сатирическое стихотворение “Сваты” – появилось в газете “Савецкая Беларусь” 23 мая 1922 года. С этого времени и начался его сознательный литературный труд. В середине 1920-х годов вышли первые сборники поэта “Ости” (“Асцё”) и “Крапива”. Уже в первых юмористических и сатирических книгах Кондрата Крапивы проявился яркий, самобытный талант писателя.
Основными жанрами поэзии на первом этапе творчества Кондрата Крапивы стали басня и сатирическо-юмористические стихи. Басни – одна из вершин в творчестве Кондрата Крапивы. Это феноменальное явление в белорусской литературе. В этом жанре проявились его выдающиеся качества народного философа и гуманиста, в нем он смог объединить злободневные образы времени с глубинными проблемами общечеловеческой морали, с извечными духовными ценностями. Они и сегодня завораживают своей мудростью и красотой языка. В классический фонд белорусской литературы вошли басни поэта “Коршун и тетерев”, “Дипломированный баран”, “Сова, осел и солнце” и многие другие. В 1931 году было опубликовано одно из крупнейших сатирических произведений Крапивы – поэма “Федос – Красный нос”. Несмотря на сказочно-фантастический сюжет, поэма отражала действительность 20-х – начала 30-х годов. В ранний период своего литературного творчества Крапива успешно работал и в области литературной прозы. В этом направлении его основным жанром стал сатирический рассказ. Рассказы писателя, как и его сатирическая поэзия, насыщены острым, порой грубоватым народным юмором, въедливой иронией, сарказмом. Они были свидетельством развития реалистично-сатирической линии в белорусской прозе 20-х годов минувшего столетия. В начале 1930-х годов Кондрат Крапива обратился к новому для него литературному жанру: начал писать роман “Медведичи”, посвященный жизни белорусской деревни накануне коллективизации. Роман остался незаконченным. В начале 1930-х годов Кондрат Крапива обратился к драматургии. Первым драматическим произведением писателя была психологическая драма “Конец дружбы”, в которой поднимались сложные морально-этические проблемы. Пьеса была поставлена в 1934 году в БГТ-1. На той же сцене зрители увидели народно-героическую драму “Партизаны”, написанную драматургом к 20-летию Октябрьской революции. В ней отражена борьба белорусского народа в период гражданской войны и иностранной интервенции. В конце 30-х годов Кондрат Крапива обратился к жанру сатирической комедии и написал пьесу “Кто смеется последним”, ставшую ярким явлением не только в белорусской, но и советской драматургии. В этом произведении талант Крапивы-сатирика раскрылся с исключительной силой. В пьесе высмеивались карьеристы, авантюристы, шантажисты и подхалимы. Имена ее комедийно-сатирических персонажей превратились в имена нарицательные. Эта комедия была поставлена более чем в 120 театрах бывшего Советского Союза и многих зарубежных театрах, экранизирована киностудией “Беларусьфильм”. В годы Великой Отечественной войны Кондрат Крапива снова обратился к оперативному боевому жанру – сатирическому стихотворению. Он писал басни, памфлеты, фельетоны в стихах. В это время появилась пьеса “Проба огнем”. В ней драматург показал, как испытывался характер и чувства людей в первые годы войны, как обретал мужество, духовно и морально закалялся человек. Пьеса впервые была поставлена Белорусским театром имени Якуба Коласа в 1943 году. Тема войны волновала Кондрата Крапиву и в послевоенное время. Ей посвящены драмы “С народом” и “Люди и дьяволы”, в которых действие разворачивается на оккупированной территории. В этих произведениях писатель рассказывает о мужестве подпольщиков, анализирует социальные и моральные истоки предательства. В послевоенный период Кондрат Крапива создал пьесы “Поют жаворонки”, “Заинтересованная личность”, “Врата бессмертия”, “На острие”. Все эти произведения актуальны по своей тематике, одни из них лиричны, другие остросюжетны, насыщены живым народным юмором. Они отличаются ярко выраженной национальной самобытностью и глубинной народностью. Они изобличают и остроумно высмеивают распространенные предрассудки, бытовое бескультурье, сплетничанье, пьянство, шарлатанство, претенциозность. Белорусский драматург Андрей Макаенок так сказал о творчестве писателя: “Ды ён жа проста герой! Сапраўдны герой! І сапраўды – колькі гарлахвацкіх ён зваліў, паклаў на лапаткі! Колькі туляг ён падняў, страсянуў і паставіў на ногі? Колькі выявіў і высмеяў дыпламаваных баранаў? Колькі жаб пераехала яго сатырычнае савецкае кола?! І заўсёды ў творах Крапівы спадарожнічаюць гнеў і смех. Гнеў і смех!”. Драматические произведения Крапивы широко ставятся в театрах Беларуси, большинство из них вышло на подмостки далеко за ее пределами. Произведения Кондрата Крапивы переведены на многие языки мира. Сам писатель широко известен как переводчик русской и зарубежной классики. Кондрат Крапива был не только литератором. Он автор научных трудов по литературоведению и языковедению, критических статей по белорусской литературе. Крапива был редактором “Диалектологического атласа белорусского языка”, “Белорусско-русского словаря”, “Русско-белорусского словаря”. Выдающийся знаток белорусского языка, Крапива возглавлял Терминологическую комиссию Белорусской советской энциклопедии, непосредственно занимался разработкой терминологии в различных отраслях науки. Он много сделал, чтобы современный белорусский язык был более живым, сочным, колоритным, соответствовал народной языковой стихии. Кондрат Крапива – академик Национальной академии наук Беларуси, доктор филологических наук. Творческие и научные заслуги писателя отмечены многими государственными наградами и почетными званиями. В 1956 году ему было присвоено звание “Народный писатель Беларуси”, в 1978 – “Заслуженный деятель науки Беларуси”. Писатель удостоен звания Герой Социалистического Труда, награжден 4 орденами Ленина, орденами Октябрьской Революции, Красного Знамени, Трудового Красного Знамени, Отечественной войны II степени, Красной Звезды, Дружбы народов. Кондрат Крапива – трижды лауреат Государственной премии СССР. В 1941 году он получил эту награду за пьесу “Кто смеется последним”, в 1951 – за лирическую комедию “Поют жаворонки”, в 1971 – за комплекс работ по белорусской лингвогеографии. В 1974 году он стал лауреатом Государственной премии Беларуси за комедию “Врата бессмертия”. Кондрат Крапива много занимался общественной работой. Он был депутатом Верховного совета БССР в 1947-1990 годах. В 1946 году в составе белорусской делегации писатель принимал участие в работе 1-й сессии Генеральной ассамблеи ООН в Лондоне, во Всесоюзном конгрессе в Чехословакии, в 1963 году – в Международном конгрессе славистов в Болгарии. Умер талантливый писатель на 95-м году жизни в 1991 году. В 1992 году Совет Министров Беларуси принял постановление “Об увековечении памяти Кондрата Крапивы”, согласно которому имя писателя в 1993 году было присвоено Институту искусствоведения, этнографии и фольклора Национальной академии наук Беларуси и Узденской средней школе №2. В Минске на доме №76 по проспекту Независимости, в котором жил писатель, установлена мемориальная доска. Его именем названы улицы в городах Минске и Узде. О Кондрате Кондратьевиче Крапиве в 1983 году создан документальный фильм “Кондрат Крапива” (режиссер М.Купеева). В 2016 году к 120-летию со дня рождения народного писателя Беларуси Кондрата Крапивы в Москве состоялся цикл мероприятий. Государственный музей истории белорусской литературы организовал вернисаж “Кандрат Крапіва. Ад маленства да сталасці…”, который открылся 4 февраля в Деловом и культурном комплексе (ДКК) белорусского посольства. В фондах музея находится более 1,5 тыс. музейных предметов, переданных на хранение наследниками Кондрата Крапивы. Среди экспонатов – документы, рукописи, фотографии, книги и иллюстрации к произведениям писателя. Заслуженный коллектив Республики Беларусь “Театр-студия киноактера УП “Национальная киностудия “Беларусьфильм” на сцене ДКК представил спектакль “Хто смяецца апошнім” по пьесе Кондрата Крапивы – знаковому произведению белорусского классика. Мероприятия состоялись в рамках Года культуры.