Новые правила ценообразования позволяют регулировать каждое звено цепочки, задействованное в реализации, импорте и производстве товаров. Об этом в эфире телеканала «Беларусь 24» заявил заместитель министра антимонопольного регулирования и торговли Андрей Картун.

«Сегодня регулированию в основном подлежат цены на потребительские товары. Охват составляет около 90% потребительских товаров, которые находятся в классической потребительской корзине нашего населения и пользуются спросом. Исключение сделано для промышленных товаров или для товаров, которые используются в процессе производства. Потому что потребительские товары, которые мы видим на полках магазинов, — это конечный продукт, — рассказал он. — И поэтому какое-то время, пока мы вырабатывали эту систему, действовал запрет на рост всех цен. Фактически сейчас мы ограничили эту группу потребительскими товарами. И в этой системе регулируется практически вся цепочка».

Конечное звено этой цепочки — торговые объекты. У них фиксируется розничная торговая надбавка. «В зависимости от видов товаров она может быть разной: от 15% и 10% по самым быстро оборачиваемым товарам (молочная или мясная группа) и заканчивая 55% на одежду, обувь и так далее. Обычному потребителю может показаться, что это космические цифры, на на самом деле в этой цифре заложены многие расходы на реализацию. С учетом того, что оборачиваемость таких товаров может даже идти годами, такая надбавка оправдана и даже где-то вызывает критику со стороны субъектов хозяйствования, что это очень мало, что не привыкли по таким надбавкам работать. В конкурентном рынке порой бывают и гораздо меньшие надбавки», — подчеркнул Андрей Картун.

Следующее звено торговой цепи — оптовое. И, по словам замминистра, у них тоже фиксируемый уровень надбавки, но они делят ее с розницей. «В этом случае если он чистый оптовик, то эту надбавку в 55% делит вместе с розницей», — отметил он.

Еще одно звено, которого коснулись новые правила ценорегулирования, — производитель. «Им, с одной стороны, понятнее, но с другой — сложнее всего. Если это новый товар, который он никогда не производил. Например, обувь начинает человек производить, то для него есть определенные ограничения там, где он может спокойно применять ценообразование в рамках вилки. Например, 10% рентабельности мы ему ограничили. Он может, не обращаясь никуда, применять ценообразование, — объяснил замминистра. — Но если он выпускал одежду, например, майки разных артикулов, то это не новый товар, как часто задают вопросы. Это тот же товар, только в новой модификации. Или, например, тушка курицы, которую разделали, или курица была одна, а потом стала с содержанием фтора или еще чем-то — это не новый товар в нашем понимании и понимании постановления. Фактически фиксируется рост цен, мы внесли определенные изменения, и сегодняшний уровень цен замораживается для производителя».

Еще одна группа — импортеры. Новшеством для них стало появление такого понятия, как «обоснование цены». «Сейчас, условно говоря, если вы чистый импортер и возите товар, то вам нужно иметь обоснование, почему вы выбрали именно этого поставщика, а не другого. Но здесь абсолютно произвольная форма: бумажный или электронный носитель. Это делается для того, чтобы можно было доказать контролирующему органу, что вы правильно выбрали поставщика в зависимости от какой-то формы расчетов, условий и так далее. Здесь у импортера тоже есть ограничение надбавки — так называемая надбавка импортера к контрактной цене и сопутствующим затратам. И она тоже фиксированная», — пояснил замминистра.

Расширились полномочия у контролирующих органов — сюда добавили местные органы власти. «Если без ведомственной подчиненности субъекты хозяйствования, касается производителей, то здесь местный орган власти, облисполком принимает решения. Введена административная процедура в этой части, там понятный перечень документов, мы составили даже примерную форму, как заявление написать, что туда надо положить, какие документы. И решение принимается местным органом власти в зависимости от складывающейся ситуации с инфляцией на рынке в целом по определенным товарам, принимается решение о повышении цен на какой-то конкретный товар», — подчеркнул Андрей Картун.

Источник: БЕЛТА