Кому нужны диверсии на железной дороге?

На Брестчине, как и по стране в целом, фиксируются попытки вмешательства злоумышленников в ритмичное движение железнодорожного транспорта. Вняв в интернете призывам тех, кто толкает молодежь на протвостояние с властями, некоторые отчаянные и совершенно пустые головы решили стать на тропу вредительства.

Как правило, для этого они используют проволоку, чтобы замкнуть между собой рельсы и вызвать срабатывание автоматической сигнализации, которая покажет, что, по сути, свободный путь уже занят составом. Машинист вынужден будет применить экстренное торможение.

С 26 октября по 2 ноября милицией Брестчины на участке обслуживания по Брестской области Белорусской железной дороги зафиксировано 15 подобных случаев: в Бресте, Жабинке, Барановичах, Березовском и Кобринском районах. Впрочем, сами железнодорожники отмечают их большее количество – к счастью, вредителям не всегда удается добиться какого-либо эффекта от своих действий.

Как рассказала официальный представитель УВД Брестского облисполкома Наталья Сахарчук, 29 октября в 1.18 инцидент произошел на станции Барановичи-Полесские. Была установлена неисправность заслонки стрелки № 36, случившаяся из-за постороннего вмешательства в работу электроприводного механизма. (Причем, по словам специалистов-железнодорожников, здесь работал далеко не дилетант.) Это повлекло задержку поезда межрегиональных линий № 609 Гродно – Гомель на 21 минуту. Ложное срабатывание оборудования произошло на станции Брест-Северный. В 9.15 здесь обнаружили намотанную на рельсы проволоку. На следующий день на переезде по улице Калинина в Жабинке в 15.30 была обнаружена проволока, прицепленная к рельсовому укреплению возле изолятора. 

2 ноября в 00.40 в Брестский ОВД на транспорте поступило сообщение о том, что неизвестный, сорвав навесной замок с пульта управления на железнодорожном переезде по улице Дубровской в Бресте, включил маневренные светофоры. В результате произошло ложное срабатывание светозвуковой сигнализации. Задержки движения не случилось, поскольку следование поездов на тот момент здесь предусмотрено не было.

– По всем случаям нами проводится проверка и устанавливаются личности злоумышленников, на места сразу же выезжает следственно-оперативная группа, – подчеркивает Наталья Сахарчук. – Необходимо отметить, что за умышленное блокирование транспортных коммуникаций путем создания препятствий предусмотрена не только административная, но и уголовная ответственность. К примеру, умышленное блокирование транспортных коммуникаций путем создания препятствий влечет за собой штраф от 6 до 10 базовых величин (ст. 18.1 КоАП). Подкладывание на железнодорожные пути предметов, которые могут вызвать нарушение движения транспорта, карается штрафом от 2 до 10 базовых величин (ст. 18.3 КоАП). Умышленное блокирование транспортных коммуникаций, повлекшее причинение ущерба в особо крупном размере или повлекшее по неосторожности смерть человека либо причинение тяжкого или менее тяжкого телесного повреждения, влечет за собой наказание вплоть до лишения свободы на срок от 3 до 10 лет (ст. 310 Уголовного кодекса). Так что прежде чем приступить к таким действиям, стоит подумать в первую очередь о том, что будет сорван график поездов, а самое страшное – во время внезапного торможения могут пострадать ни в чем не повинные пассажиры.

Подобные действия представляют прямую угрозу безопасности движения поездов при перевозке пассажиров и грузов, приводят к порче полотна, а также влекут за собой срыв графика движения, говорят железнодорожники. А это не только доставляет неудобства пассажирам, которые не успевают вовремя прибыть в точку назначения, но и может стать причиной экономических потерь.

В управлении Следственного комитета по Брестской области сообщили, что уже возбуждено уголовное дело по факту приведения в непригодное состояние поезда и средств сигнализации.

29 октября в 6.50 на перегоне у станции Тевли Кобринского района неустановленный злоумышленник замкнул металлическим проводом пару рельс, из-за чего произошло внештатное срабатывание автоматической сигнализации. Это привело к незапланированной остановке поезда Барановичи – Брест. Пока состав стоял, неизвестный открыл кран и развоздушил тормозную систему поезда, приведя его в непригодное для эксплуатации состояние. В результате вынужден был задержаться не только этот поезд, но и следовавший за ним.

Уголовное дело возбуждено по ч. 1 ст. 309 УК РБ (умышленное приведение в негодность транспортного средства или путей сообщения). Санкция статьи предусматривает штраф, арест, ограничение или лишение свободы на срок до трех лет. Следователями во взаимодействии с сотрудниками милиции проводится работа по установлению личности подозреваемого.

Раньше случаев преднамеренного вмешательства посторонних лиц в работу железнодорожного транспорта не наблюдалось – имели место лишь незначительные текущие технические моменты, которые на отлаженный ритм движения практически никакого влияния не оказывали, отметили как в Брестском, так и в Барановичском отделениях Белорусской железной дороги.

Только за две последние недели в зоне ответственности Барановичского отделения железнодорожниками зафиксировано 15 случаев противоправных действий, приводящих к нарушению работы устройств путевой автоматики. Почти все – попытка замкнуть рельсы при помощи проволоки. Не всегда, правда, злоумышленникам удавалось довести дело до конца – иной раз путевые обходчики находили просто кусок проволоки, протянутой поперек рельсов под полотном, но к ним еще не примотанной: видать, хулиганов кто-то спугнул.

Хоть серьезных задержек в графиках движения за это время и не произошло, тем не менее хлопот такие вредители доставляют немало. Для выявления подобных фактов в отделении работу активизировали – стали назначать дополнительные осмотры пути и устройств, в том числе и в нерабочее время, и в выходные дни, чего ранее не было. Для доставки работников к местам нарушения работы устройств выделяется дополнительный транспорт.

  Ирина ОРЛОВА
zarya.by