Как организовано питание школьников

Правильное питание – это основа длительной и плодотворной жизни, залог здоровья, бодрости, гарантия от появления различных недугов. Особенно это важно для детей – в период, когда развивается и растет организм. Родителей, которые отправляют своего ребенка в школу или детский сад, волнует не только процесс обучения, но и то, получит ли он полноценное, сбалансированное и полезное питание. Сегодня этому вопросу уделяется самое пристальное внимание со стороны государства.

О том, как этот процесс организован в учреждениях образования Дрогичинского района, мы поговорили с инженером-технологом ГУ «Центр по обеспечению деятельности бюджетных организаций» Ириной Владимировной Кравчук.

– Ирина Владимировна, расскажите, кто непосредственно занимается организацией питания детей и каких основных принципов необходимо при этом придерживаться?

– Организацией детского питания занимаются отдел по образованию и наше учреждение – центр по обеспечению деятельности бюджетных организаций Дрогичинского района. В учреждениях образования осуществляется контроль за качеством готового питания и организовывается работа поваров, а центр занимается закупкой и доставкой продуктов, отвечает за техническое состояние оборудования, контролирует денежные и натуральные нормы, разрабатывает перспективное меню и т. д. Наши специалисты работают в специальной программе по питанию, которая называется «Маша/24». Она установлена во всех учреждениях образования. В ней можно ежедневно контролировать выполнение денежно-материальных норм, отслеживать сроки реализации продуктов, проводить своевременную корректировку в рационе питания и т. д.

Для обеспечения рационального и сбалансированного питания мы придерживаемся целого ряда требований. В первую очередь, пища, которую получают дети, возмещает энергетические затраты организма, обладает высокой биологической ценностью, что обеспечивает рост и развитие детского организма. Мы стараемся максимально разнообразить рацион за счет включения широкого ассортимента продуктов и различных приемов их кулинарной обработки. Учитываем оптимальный режим питания, соответствующий возрасту детей, индивидуальные особенности учащихся, в том числе непереносимость ими отдельных продуктов и блюд.

Важный аспект – безопасность питания. Поэтому соблюдению санитарно-гигиенических требований к состоянию пищеблока, качеству поставляемых продуктов, их транспортировке и хранению, приготовлению и раздаче блюд уделяется первостепенное внимание.

Школьное питание – это поддержка организма во время учебного процесса, но родителям не стоит забывать, что завтрак также немаловажен для ребенка. Это залог успеваемости в школе и здорового физического развития. Ребята, которые не завтракают, получают меньше железа и других питательных веществ, им трудно сосредоточиться на учебе. Кроме того, они с большей вероятностью будут иметь избыточный вес. Завтрак – это та привычка, за которую организм скажет вам спасибо. Тем более утренний прием пищи важен для детей, чей организм растет и нуждается в различных минералах и питательных веществах. Он помогает правильному метаболизму, способствует развитию хорошей памяти и концентрации, уменьшает шансы заболеть сахарным диабетом, сердечными заболеваниями или набрать лишний вес.

– Как составляется рацион?

При составлении меню используется разработанная картотека блюд, в основе которой – сбалансированность питания по белкам, жирам, углеводам.

В этом году перспективное меню на зимне-весенний и осенне-летний периоды нам разработал Брестский областной центр гигиены и эпидемиологии совместно с ГУ «Брестский центр по обеспечению деятельности бюджетных организаций».

Мы это меню адаптируем к каждой школе, исходя из возможности приготовления на определенном оборудовании, учитываем пожелания детей, корректируем денежные и натуральные нормы питания. Проработанное меню отправляем в районный центр гигиены и эпидемиологии на санитарно-гигиеническую экспертизу. И только после окончательного утверждения и согласования начинаем работу.

В процессе возможны изменения. Например, с учетом пожеланий детей и родителей в завтраках заменяли мясные блюда на мучные (блинчики, запеканка, пицца) и каши.
Мы стараемся максимально включать в повседневные рационы такие продукты, как мясо, рыбу, молоко и молочные продукты, яйца, овощи и фрукты, хлеб и крупяные изделия. Продукты, богатые белком (рыба, мясо), включаются в меню первой половины дня. Во второй – детям предлагаются молочные, овощные, рыбные блюда. Ежедневно в меню применяются овощи, как в свежем, так и вареном и тушеном виде. Дети регулярно получают на полдник кисломолочные продукты, фрукты.

Мясо, рыба, яйца, молоко, кефир, творог, сыр являются источником высококачественных животных белков, способствующих повышению устойчивости детей к действию инфекций и других неблагоприятных факторов.

Из мясных продуктов предпочтительнее говядина, птица, иногда можно использовать нежирные сорта свинины. Значительно менее полезны разные виды вареных колбасных изделий. Поэтому их не желательно предлагать детям в основной прием пищи – обед.

Мясо и рыба готовятся в виде самых разнообразных блюд – котлет, тефтелей, фрикаделек, суфле, натурального куска, в зависимости от индивидуального вкуса и возрастной категории. Пища готовится щадящими методами приготовления – тушение, варение, запекание, припускание, приготовление на пару, так как возникающие при обжаривании продукты окисления жиров раздражают нежную слизистую желудка и кишечника.

Молоко и молочные продукты – источник белка, один из основных поставщиков легкоусвояемого кальция, необходимого для образования костной ткани. Наряду с молоком предлагаем детям кефир, кисломолочные напитки. Детям обязательно даются такие молочные продукты, как сыр, творог, сметана.
В питании учащихся широко применяем овощи, фрукты, нектар.

В меню детей также включаем хлеб (ржаной, пшеничный), крупы (рисовую, гречневую, перловую, манную, овсяную, пшенную), макаронные изделия, которые обеспечивают детей крахмалом, растительными волокнами, витаминами Е, В¹, В², РР, магнием и др.

Рацион питания ежедневно содержит жиры в виде сливочного масла, сметаны, растительных масел. Растительное масло используем как приправу к салатам, винегретам и др., а сливочное – для приготовления бутербродов, заправки блюд.
При этом в питание детей категорически нельзя включать острое, соленое, копченое, жирное, жареное, консервы, газированные напитки, специи и грибы.

– Расскажите, пожалуйста, как рассчитывается стоимость питания?

– Дети поделены на две категории по питанию: группа продленного дня (6–10 лет) и дети возраста 11–18 лет. Стоимость питания детей, которые относятся к группе 6–10 лет, составляет 3 руб. 67 коп., из них обеды стоят 1 руб. 69 коп., которые оплачивает государство. Завтраки и полдники оплачивают родители.

Для детей возраста 11–18 лет – стоимость обеда 4 руб. 12 коп. Из этой суммы 1 руб. 96 коп. оплачивает государство, а остальную сумму доплачивают родители.
Бесплатное питание в школах предоставляется многодетным семьям, детям – инвалидам, малообеспеченным семьям, если один из родителей является инвалидом.

В деревенских школах дети получают бесплатные обеды.

Оплата питания в детских садах 100%, за исключением детей из многодетных семей, малообеспеченных, детей-инвалидов и родителей-инвалидов.

Стоимость питания в ясельной группе составляет 3 руб. 26 коп., в садовских группах 4 руб. 24 коп.

В расчет стоимости детского питания входит только стоимость продуктов. Транспортные и прочие затраты берет на себя государство.

У нас в районе в школах и детских садах организовано диетпитание. Оно создано специально для детей, которые не воспринимают определенные группы продуктов. Под таких детей разрабатываются отдельно рационы питания. В трех городских школах работает буфет.

– Могут ли в школьных столовых питаться учителя?

– К сожалению, нет. Во-первых, для этого нет правовой базы. Питание учащихся школ регламентировано Положением об организации питания учащихся, получающих общее среднее образование, специальное образование на уровне общего среднего образования, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21.02.2005 N 177. Данный документ регламентирует только питание учащихся, о питании других категорий в нем ничего не сказано.

Во-вторых, стоимость обеда учителя будет намного больше стоимости детского, так как в стоимость питания взрослого необходимо включать транспортные и прочие расходы.

– Думаю, родителям будет интересно знать, как осуществляется контроль и мониторинг качества питания?

– В каждом учреждении образования создана бракеражная комиссия и внедрена программа производственного контроля.

Готовая пища выдается только после снятия пробы ответственным по питанию и внесения записи результатов оценки готовых блюд в бракеражном журнале. Организация питания постоянно находится под контролем бракеражной комиссии и совета по питанию.

Ежедневно, согласно графику, для более углубленного изучения качества приготовленных блюд проводится лабораторный контроль, который включает в себя: изучение соответствия фактической калорийности готовых блюд, расчет данных с вычислением коэффициента выполнения калорийности (КВК), изучение соответствия химического состава и калорийности суточных рационов физиологическим потребностям в пищевых веществах и энергии, микробиологическое исследование (проб кулинарных изделий).

Для анализа организации питания в учреждениях образования мы проводим мониторинги, наблюдаем за организацией питания в школах и садах, беседуем с детьми, педагогами, родителями, проверяем ведение документации и лиц, ответственных за организацию питания.

Проводим проверки оснащения пищеблока – состояние технологического оборудования, обеспечение необходимым инвентарем, моющими дезинфицирующими средствами, технологии приготовления пищи.

В завершение хочу отметить, что здоровье детей невозможно обеспечить без рационального питания, которое является необходимым условием гармоничного роста, физического и нервно-психического развития. Поэтому, уважаемые родители, рассказывайте своим детям о пользе правильного и горячего питания, следите за регулярностью приема пищи.

Беседовала Татьяна Кононенко