История является связующим звеном между прошлым и будущим. Так важно каждому знать «дела давно минувших дней» своей родины – и большой, и малой. Человек, не имеющий представления об истоках своего края и своей семьи, напоминает дерево, лишенное корней. И как оно погибнет без основы, питающей ствол, так и мы не сможем развиваться без знания прошлого, воспитывающего любовь к своему краю. Изучая историю своего селения, приходим к выводу, что наши родные места – особенные. Редкий уголок Дрогичинщины выделяется таким ярко выявленным творческим потенциалом в сфере самобытной художественной культуры, как Бездеж и шесть прилегающих к нему деревень одноименного сельсовета.
Названия многих селений привлекают внимание необычностью своего звучания. В их числе – и наш агрогородок, о названии которого существуют две легенды. Первая свидетельствует о том, что когда-то здесь жили очень бедные люди. У них не хватало денег на «дежки», чтобы замесить тесто на хлеб. Так и прозвали их «без деж». Правда, больше славит наших предков другая версия – у Якуба Коласа: “Чуў пра такое мэстэчка – Бездзеж? Расказвалі, быццам бабы там такія спрытныя, што без дзяжы хлеб месяць”. Очень нравится нам вторая легенда – романтическая. Будто встречался с девушкой парень, который всегда на свидание приносил веточку сирени – по-белорусски “бэзу”. Но однажды пришел, не взяв букет. Девушка удивленно спросила у кавалера на родной “палескай мове”: “А бэз дэ ж?” Мол, сирень-то где? Вот так и пошло название «Бездеж».
Самое главное наше достояние – одна из старейших и красивейших церквей Белорусского Полесья – храм Святой Живоначальной Троицы, которому в этом году на праздник Святой Троицы исполнится 240 лет.
Строительство храма началось в 1778 году в урочище Речица Здитовской пущи (д. Речица Березовского района). Заказчиком был житель Бездежа Алексей Масальский. Для удобства мастера строили храм в лесу, потом венками перевозили на волах и лошадях в Бездеж. Здесь храм был поставлен на фундаменте униатской церкви 1‑й половины XVII века. Храм был построен на средства прихожан и освящен в честь Святой Живоначальной Троицы. Закончилось строительство храма в 1784 году. Чудом выстояв в годы военных конфликтов, сохранился до наших дней. В 1854 году он был обшит снаружи доской, а в 1855 году за счет казны произведен капитальный ремонт. До 1839 года в Гродненской губернии не было ни одной православной церкви, все храмы принадлежали униатам и римо-католикам латинского обряда. Уния в России (кроме Царства Польского) была упразднена на Полоцком соборе 1839 года.
В Бездеже уния просуществовала «с большой вероятностью» с 1780 по 1839 годы. В 1865 году униатских церквей в Западной России уже не существовало. В том же 1865 году по приказу Виленского генерал-губернатора Свято-Троицкий храм приобрел облик православного (архитектор М. Барташевский) на выделенную казной сумму в 1000 руб. Несмотря на то, что церковь эта построена еще во времена унии, она как по наружному своему виду, так и по внутреннему устройству вполне отвечает требованиям православного чувства и вкуса. Будучи возведенной на строительном фундаменте прежней православной церкви, она имеет форму прежнего храма. Это продолговатая фигура наподобие корабля. Форма эта издавна имела глубокое значение и была весьма уважаема в православной архитектуре. Кроме того, в настоящей Бездежской церкви хранятся многие старинные реликвии прежнего православия в Бездеже. Главное же – прихожане сохранили древние книги и образы.
Самая старинная книга в храме – Часослов 1801 года. Сохранилась также книга Новая Скрижаль 1811 года и Литовские ведомости за многие годы, а также другие книги и церковные ведомости.
В интерьере церкви до сих пор находятся иконы XVII–XVIII веков.
С правой стороны храма размещена древняя икона пророка Илии. Весь лик помещен на золотом фоне. По сторонам в шести прямоугольниках изображены события из жизни пророка: его рождение, пребывание в пещере у потока Хоривского, воскрешение сына вдовицы Сарептской, Илия с Елисеем, Илия, молящийся о ниспослании огня на жертву, Илия, возносящийся на небо и подающий с колесницы милость Елисею. Образ этот, длиной в полтора аршина, писан на доске. Он вставлен в простые деревянные рамы, по сторонам которых сделаны из дерева резные крылья с изображениями на них сверху – Господа Саваофа, по сторонам – Благовещения Пресвятой Богородицы и четырех евангелистов. Все эти изображения писаны в резных, узорчатых, концентрических кругах, из коих один выбит золотом, другой – серебром, третий – опять золотом. Живопись древнеправославная русская.
Иконостас с резными царскими вратами выполнен в 1872 году и до наших дней сохранился лишь частично. Еще одним художественным раритетом являлся подписной колокол 1776 года и другие колокола, которые для храма отливали бездежские умельцы. В свое время они были слышны на всю округу. Однако в Первую мировую войну колокола изъяли… В одном из изданий Литовских епархиальных ведомостей отмечен факт, что на средства настоятеля и прихожан Гродненской губернии (570 руб.) в 1876 году была устроена деревянная ограда вокруг церкви.
В Бездежском Свято-Троицком храме служили четыре поколения духовной династии Кадлубовских: священник Онуфрий (первое упоминание о нем – в 1816 г.), протоиерей Иоанн, протоиерей Александр, протоиерей Виктор. ХХI век для Бездежа отмечен особыми событиями. Были обретены бездежские святыни ХIХ века: при ремонте крыши храма найдены именные крест и лампадки, а позднее возвращено именное Евангелие – все они изначально появились в храме в период служения Кадлубовских.
В годы Великой Отечественной войны настоятелем храма служил протоиерей Виктор Кадлубовский.
Из воспоминаний Марии Юльяновны Кондерской: «На долю священника выпала немецко-фашистская оккупация. Его несколько раз водили на расстрел. Старожилы хранят в памяти такой случай. В 1943 году немцы согнали жителей Бездежа на площадь возле церкви, искали партизан. В это время партизаны были в деревне, однако все говорили, что их нет. Немцы, угрожая расправой, привели священника. Надеялись, что он скажет правду. Но он сказал то же, что и его прихожане. Это воистину была ложь во спасение! И все время батюшка просил, чтобы не трогали людей. Он долго беседовал с немцами. Он хорошо знал, кто такие фашисты и какую беду они приносят людям. Известно, что священник припрятал крест и лампадки. Вряд ли он оставил бы Евангелие на видном месте, чтобы святыню кто-то мог забрать – это же была память о его матери… Сейчас уже можно предположить, что отец Виктор пожертвовал ценным Евангелием, чтобы спасти жизни людей. Немцы оставили Бездеж нетронутым и уехали в соседнюю деревню, там учинили разгром – погибло много людей…».
В 1957 году настоятелем Свято-Троицкого храма был назначен протоиерей Флор Чкахин. Священник, противостояв атеистическим властям, сохранил храм действующим. Жители Бездежа очень ему благодарны, всегда с любовью вспоминают батюшку Флора, его доброжелательность и человечность.
Много лет в Свято-Троицком храме прослужил митрофорный протоиерей Анатолий Немшон. Благодаря стараниям отца Анатолия и прихожанам храм был расписан, проведено отопление и электрическое освещение. Также в это время вокруг храма была заменена деревянная ограда на металлическую с бетонными столбами. В настоящее время отец Анатолий является насельником Хмелёвского Спасо-Преображенского мужского монастыря.
С 19 января 2011 года настоятелем Свято-Троицкого храма назначен протоиерей Геннадий Ворон.
Стараниями настоятеля протоиерея Геннадия Ворона и прихожан в 2016 году в наш Свято-Троицкий храм привезли святыню – Почаевскую икону Божией Матери. Копия иконы для Бездежского храма была написана мастерами Лавры и приложена к чудотворному образу. Прихожане с великой радостью и любовью встречали святыню, каждый подходил и преклонялся перед чудотворным образом.
В храме заменили кровлю, отреставрировали купола, вокруг храма положили плитку. В отреставрированной колокольне поставили новые колокола, пять из которых по заказу из Беларуси были отлиты в Воронеже (Россия). Самый мощный – благовест, весит 100 килограммов. С помощью настоятеля и прихожан была построена новая Воскресная школа, которую в 2017 году освятил архиепископ Брестский и Кобринский Иоанн. Его Высокопреосвященство много раз совершал Божественную литургию в нашем храме. Для прихожан это было самым радостным праздником. Они всегда сердечно благодарны архиерею за архипастырское попечение.
Как говорил святитель Иоанн Златоуст: «Ничто так не возвышает и не окрыляет душу, не отрешает ее от земли, как согласное пение и стройно составленная Божественная песнь».
Бездежский церковный мужской хор – один из лучших в благочинии. Коллектив принимает участие в традиционном фестивале духовных песнопений. Хор создан протоиереем Геннадием Вороном. Его знаменитое звучание знают не только в Дрогичинском районе, но и за его пределами. Хор многократно занимал призовые места и награждался архиерейскими грамотами. Во время службы в церкви поет смешанный хор. Коллективом уже много лет руководит регент Бездежской Свято-Троицкой церкви Геннадий Немшон. Хор – это основа храма, сердце всей службы, говорит настоятель храма протоиерей Геннадий Ворон. В храм идут послушать благоговейное пение и помолиться иконе…
«Не отдаляйтесь от храма, какой бы негатив ни увидели в людях, посещающих церковь и даже служащих в ней. Все это оболочка, а сущность Церкви – благодать Божия, невидимая сила, без которой нет ни вечного спасения, ни мира души на земле».
Архимандрит
Рафаил КАРЕЛИН.
P. S. Сердечно приглашаем всех желающих разделить с нами наш праздник 24 июня.
Божественную литургию возглавит архиепископ Брестский и Кобринский
Иоанн.
Валентина ВОЛКОВИЧ,
аг. Бездеж.