«К счастью, наш регион мало криминогенный в этой сфере. В год у нас  осуждаются 1-2, максимум 3 человека по данным статьям. В 2020 привлечен к уголовной ответственности 1 человек. Все они, как правило, совершеннолетние», – отметила заведующая местной юридической консультации Наталья Ворон. Адвокат рассказала о нюансах законодательства о наркотиках, а также какие громкие дела были в Дрогичинском районе. 

 

Что относится к наркотикам?

В медицинской и юридической сферах понятие наркотика немного разнится. Так, алкоголь и табак можно смело включать в него. Они вызывают привыкание и наносят вред организму. Однако если вы предложите кому-то выпить или покурить – вас не осудят по уголовной статье. В юридическом понятии, объяснила адвокат, под наркотиками понимаются запрещенные к обороту в Республике Беларусь вещества. Есть и разрешенные – это наркотические вещества, которые используются в медицине и находятся на государственном контроле.

– Список запрещенных к обороту наркотических веществ постоянно обновляется. Потому что стоит только изменить один химический элемент или его подкорректировать – уже формула будет другой и получится новое вещество, которого нет в списке и оно «разрешено» у нас. Есть экспертная группа, она следит за этим и, как только что-то новое выбрасывается на рынок, это вещество сразу исследуется и заносится в список запрещенных к обороту в Республике Беларусь, – уточнила Наталья Ворон.

К запрещенным веществам относятся также психотропные вещества, их аналоги и прекурсоры. Последнее понятие связано химией. Прекурсор – это вещество, участвующее в реакции, приводящей к образованию целевого вещества. Это может быть даже банальный ацетон: наркоманы используют его для переработки мака в домашних условиях. 

Один миллиграмм может решить судьбу

Незаконный оборот наркотиков является по закону преступлением против здоровья населения. Оно регулируется главой 29 УК РБ, статьями 327-332. Употребление наркотиков законом не карается, а вот за их хранение и распространение – только уголовная ответственность. Более подробно стоит остановиться на статье 328 «Незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов». В данной статье часть 1-я и 2-я отличается только одним словосочетанием, но разница в наказании существенная.

– Часть 1 этой статьи гласит: незаконное без цели сбыта изготовление, переработка, приобретение, хранение, перевозка или пересылка наркотических средств и т.д. Ключевым моментом здесь является словосочетание «без цели сбыта». То есть, например, если человек нашел какой-то сверток с неизвестной травой, похожей на марихуану, и не принес его в милицию, а хранил у себя дома и использовал в личных целях, затем был задержан сотрудниками милиции, которые при обыске у него в квартире обнаружили вышеуказанное вещество, – это считается без «цели сбыта». Считается, он это наркотическое вещество использовал только для себя, – отмечает адвокат.

По ч.1 ст. 328, за хранение без цели сбыта наказание более мягкое: осужденный может получить условный срок, «химию» или лишение свободы с отсрочкой. Преступления же по ч.2 караются только реальным лишением свободы. Раньше сроки стартовали от 5 лет. Но в 2019 году – после голодовки активисток движения «Матери 328» (в него входят родители осужденных по этой статье) – Парламентом были внесены в ч.2 изменения. Минимальный срок наказания снизили до 3 лет.

– Часть вторая уже звучит несколько по-иному: незаконное с целью сбыта изготовление, переработка, приобретение, хранение, перевозка или пересылка либо незаконный сбыт наркотических средств и т.д. Что же понимается под словосочетанием «с целью сбыта». Например, человек по оперативной информации подозревается в сбыте наркотиков. Сотрудники милиции находят у этого человека траву, похожую на марихуану, в больших объемах. Но еще, кроме травы, обнаруживают весы, пакетики, какое-то измельченное вещество в них, ножи, ножницы, которые изымаются на экспертизу. Даже если у сотрудников милиции нет информации, что кто-то покупал у этого человека или просто брал для себя это вещество, все приспособления для фасовки свидетельствуют о цели сбыта. Необязательно, чтобы был факт получения денег, – поясняет Наталья Ворон.

Сбытом также считается «покурить вместе». Например, приводит адвокат, стоят два человека, у одного из них есть сигарета с марихуаной, он ее курит. Второй просит дать и ему покурить. Первый передает ему сигарету – это уже сбыт. Он может быть привлечен к уголовной ответственности по ч.2 ст.328. Однако если два наркомана воспользовались одним шприцом – законом это не расценивается как сбыт.

– В моей практике был случай. Молодой человек прошел на грани частей 1 и 2 ст. 328. Ему вынесли приговор по ч.1 ст.328, то есть без «цели сбыта», и дали наказание в виде лишения свободы с отсрочкой. Дело обстояло так: у него нашли марихуану, которую он сорвал, высушил и употреблял вместе с другом. У последнего обнаружили миллиграммы этого наркотического вещества. И он как свидетель на предварительном следствии указывал, что мой подзащитный дал ему этот сверток. Но к моменту обнаружения свертка он все выкурил, осталась лишь пыль от марихуаны. То есть установить, сколько было фактически этого вещества, невозможно. Если бы у того осталось чуть больше – мой подзащитный был бы осужден по ч.2 ст.328. В отношении того парня прекратили уголовное дело за отсутствием состава преступления. Чтобы привлечь его за хранение, не было нужной массы наркотического вещества, – рассказала Наталья Ворон.

Когда сбыт «ненастоящий». И другие нюансы

Почему появилось движение «Матери 328» и чего добивались его активисты? Родители осужденных по этой статье были несогласны и пытались привлечь внимание к тому, что за миллиграммы найденного вещества человеку давали большие тюремные сроки.

– Для тех, кто просто покурил и передал другому, – это очень суровое наказание. Я как адвокат внесла бы изменения в данную статью, чтобы сбыт был сбытом по-настоящему. Когда человек реально продавал, менял, имея для себя непосредственную выгоду или просто дарил. Но если два друга просто стояли и один дал покурить другому, тут, мне кажется, надо вносить изменения и не наказывать этих людей так сурово. Тем не менее я как гражданин и мама троих детей считаю, что за преступления в сфере незаконного оборота наркотиков должна быть только уголовная ответственность. Кроме того, что страдает здоровье человека, он быстро распространяет зависимость среди других, – отметила Наталья Ворон.

Осужденные по наркотическим статьям редко попадают под закон об амнистии, также уточняет адвокат. Ответственность за данные преступления наступает с 16 лет. Исключением является ст. 327 УК РБ – хищение наркотических средств. Здесь хищение равнозначно обыкновенной краже, а за кражу ответственность предусмотрена с 14 лет. Если задержанный по возрасту не может быть привлечен к уголовной ответственности, его ставят на учет в ИДН, проводят беседу с родителями, привлекают их или его к административной ответственности.

Кто сверху?

Громких дел, связанных с наркотиками, в нашем районе давно не было, отмечает адвокат. В основном люди привлекаются за хранение и распространение. Бывали случаи, когда становились наркокурьерами и закладчиками.  

– Известны ситуации из практики, когда молодые люди из райцентров уезжают в столицу или более крупные города – кто учиться, кто работать – и там становятся наркокурьерами. Они ищут легких больших денег, но находят большие сроки и отбывают их в тюрьме, – рассуждает Наталья Ворон. –  В основном за решетку попадают исполнители. Чаще всего они общаются с заказчиком только по телефону, номер которого зарегистрирован в другой стране. Вот и получается, что заказчик либо не найден, либо на него не хватает улик. А срок отбывает тот, кто делал «грязную» работу, пока другой отсиживается и начинает ту же схему.

Вспоминает адвокат случай, который произошел много лет назад. Молодая женщина, на тот момент у нее уже был муж и ребенок, связалась с наркоторговцами. Ее задержали в Минске при перевозке наркотиков. Она была осуждена, но смогла вернуться к обычной жизни.

Большой срок получила семья из Дрогичина – муж и жена, у которых были найдены килограммы маковой соломки. Произошло это примерно 18 лет назад, вспоминает Наталья Ворон. Тогда внимание сотрудников Департамента охраны привлекла машина этой семьи. Остановив и осмотрев ее, в багажнике они обнаружили наркотическое вещество в крупном размере. 

Что делать, если подбросили наркотики?

Наталья Ворон отмечает, что такое маловероятно. Так как сотрудники милиции приходят только к тем людям, на которых у них имеется оперативная информация.

– При расследовании дел данной категории всегда назначается ряд экспертиз.  На свертке бумаги, целлофановой обертке, если их трогали, остаются отпечатки или биологические, потожировые следы. Это выявит экспертиза. Во-первых, назначается судебно-химичиская экспертиза: является ли обнаруженное вещество наркотическим. Во-вторых, назначается судебно-медицинская экспертиза на предмет, употребляет ли подозреваемый наркотические вещества. Также можно ходатайствовать перед предварительным следствием или органом дознания, чтобы подозреваемого проверили на полиграфе. Хотя это и не является доказательством, но направляет следствие в нужном направлении, – подчеркивает адвокат.  

Оксана КУЦЕНКО