«В сотый раз повторяй…»

«Что мне даст ваша Конституция? Я от нее лучше жить не стану», – не такой уж редкий вопрос. Вопрос свидетельствует о непонимании, казалось бы, очевидного: эффективность политического устройства обеспечивает успешность экономического развития. Соответственно, отсталый политический курс консервирует отсталость экономики.

Слабая экономика в результате обеспечивает низкий уровень жизни широким массам населения. Недовольство качеством жизни влечет за собой недоверие к элите, а иногда разочарование в самой государственности. В итоге страна становится привлекательной для внешних соперников и внутренних авантюристов.

Чтобы этого не произошло, любому государству необходимо постоянно держать в поле зрения и по мере необходимости корректировать политическое устройство.

Эти, казалось бы, прописные истины, понятны не всем. Поэтому сегодня отечественным элитам надо вооружиться терпением, чтобы объяснить широким массам необходимость изменений.

Простое ясное слово
В сотый раз повторяй,
Сей, чтобы твой подопечный
Щедрый снял урожай

Слова стихотворения «Бремя белых» Редьярда Киплинга актуальны в разных ситуациях и в разные времена.

«Ненавижу демократию»

«Я ненавижу демократию. Она погубила государственность на наших землях в восемнадцатом веке». Так говорил мой коллега, опытный чиновник, юрист по образованию.

Он имел в виду историю разделов Речи Посполитой. Первому разделу, 1772 года, кстати, в наступившем году исполняется 250 лет. Самое время вспомнить.

Говоря об одной из двух составляющих Речи Посполитой Обоих Народов – Великом Княжестве Литовском – часто вспоминают Литовский Статут – шедевр юридической мысли эпохи. Его даже иногда называют первой конституцией Европы. Конституцией он, конечно, не был, конституция – это продукт буржуазной эпохи, но все-таки образец добротного свода законов феодального права.

Но речь не об этом. Статут был неизменяем более двухсот лет, что свидетельствовало о ненормальности дел в государстве.

Когда в конце концов Речь Посполитая созрела к переменам и выработала новую Конституцию, общую и для Польши, и для Великого Княжества, было уже поздно.

А между прочим, хорошая была Конституция. Давала надежду на быстрые реформы в стране, преодоление шляхетской анархии, усиление королевской власти, более тесную интеграцию разных частей страны.

Но слишком долго волокитили с ее принятием. Наверное, тоже были те, кто говорил: «Что мне даст ваша Конституция…»

Бремя зрелых

Предыдущий пример говорит нам, что в определенные исторические моменты «сильная рука» не просто востребована, но и жизненно необходима.

В ситуации построения государственных институтов новой страны, мучительного поиска пути государственного строительства, который был бы одобрен большинством граждан, сильная власть – залог удачи. Человек, взявший на себя ответственность, чтобы воплотить чаяния народных масс, – Дар Божий.

Но что далее, когда государство состоялось?

ДАЛЕЕ – БОЛЬШЕ ВЛАСТИ НАРОДУ. ИБО НАРОД ИСТОЧНИК ВЛАСТИ.

Такой путь прошло не одно государство. Он позволяет сбалансировать ветви власти, не допустить чрезмерного усиления одной из них.

Сможем ли мы осознать своевременность значительных перемен в политическом строе? Осознание своей ответственности перед страной – не каждому под силу. Это немалое бремя, отличающее ответственного человека и гражданина от легкомысленного или равнодушного. БРЕМЯ ЗРЕЛОГО ЧЕЛОВЕКА.

Сейчас по этому пути идут страны постсоветского пространства. Конституционную реформу провел Казахстан, о реформировании политической системы задумывается Россия – наши ближайшие союзники и партнеры.

Идея реформирования политической системы Президентом страны была озвучена еще в 2019 году. Но события двадцатого года вынудили на время отказаться от идеи реформы.

Во имя обновления

В чем же суть предлагаемых изменений?

Самое главное в проекте новой белорусской Конституции – перераспределение полномочий должностных лиц и государственных органов.

При этом Беларусь сохраняется президентской республикой.

Высшим представительным органом станет Всебелорусское народное собрание – подлинный орган народовластия. Именно к нему переходит часть полномочий стратегического характера.

Собрание, в числе прочего, будет принимать стратегические и программные документы страны, инициировать изменения в Конституцию и проведение референдумов, принимать решение об импичменте Президенту.

В отношении должности Президента предлагается исключение законодательных полномочий Главы государства. Исключительно законы будут регулировать общественные отношения. Декрет как вид нормативного правового акта упраздняется. Упрощается процедура импичмента. Также вводится ограничение по срокам пребывания на посту Президента – не более двух.

Собрание, сформированное на демократических началах, призвано стать основной стабилизирующей силой в отношениях между ветвями власти и обладать достаточным функционалом для предотвращения различного рода политических кризисов.

Напомним, что в свое время именно несовершенство Конституции 1994 года сделало возможным противостояние между Президентом и Верховным Советом.

Такой вариант изменений дает шанс белорусскому парламентаризму, появлению новых, ярких, дельных политиков, которые смогут проявить себя в деле служения Отечеству. В итоге мы должны получить обновленную Беларусь, готовую к дальнейшему поступательному движению вперед.

Противники обновления конституционного строя, в интересы которых не входит существование независимой сильной Беларуси, вопреки логике уже развернули бешеную агитацию против изменений. Но агитация на этот раз будет мимо цели: инстинктивно нормальный человек должен понимать: выступать за консервацию старого – это обрекать страну на стагнацию уже в ближайшем будущем.

В новой Конституции будут закреплены основы белорусского общественного развития. Но об этом поговорим в следующий раз.

Олег Кунец