БЫЛА ВОЙНА – БЫЛА БЕДА

Дата:

Я родилась 2 мая 1928 года в г.п.Лоев Гомельской области. До войны окончила 6 классов. Семья наша жила бедно. Отец работал телефонистом на речном транспорте, а мать была домохозяйкой, воспитывала детей.
Началась война. После первых бомбежек нам порекомендовали идти в деревню Колпени, что в 7 км от Лоева. По пути, попадая под артобстрелы, мы падали в канавы, потом опять шли. Папа часто останавливался – у него был врожденный порок сердца.
Придя в деревню, увидели немцев на мотоциклах. Они нас не тронули, ходили по хатам и собирали яйца, масло, молоко и другие продукты. Так началась наша жизнь в период фашистской оккупации.
12 декабря 1942 года умер отец. Чтобы выжить, не умереть с голоду, нам, детям, постоянно приходилось работать. В деревню днем приходили немцы, а ночью – партизаны. Последние, как правило, расспрашивали о гитлеровцах, полицаях, просили одежду и еду.
Немцы начали привлекать население для рытья окопов и строительства оборонительных сооружений по Днепру. Ежедневно всех взрослых и подростков строили с лопатами, носилками и длинной колонной отправляли на работу. Вскоре поползли слухи, что нас погонят в деревню Купейки, а оттуда – в Германию. Я приняла решение – при первой же возможности сбежать.
Через несколько дней нас действительно отправили на новое место. При входе на огороженную территорию у ворот собралась большая толпа людей. Я воспользовалась суматохой – бросилась бежать. Угол улицы был близко, а за ним – огороды и сады. Слышны были крики охраны и выстрелы, но я благополучно скрылась. До темноты просидела в густом кустарнике.
Люди начали говорить, что вскоре начнется большое сражение за Днепр. Кстати, уже хорошо были слышны артиллерийские залпы. Нам пришлось уходить на запад. Остановились в какой-то деревне, примерно, в           12 километрах от Лоева. Поселились в избушке женщины, которая жила со взрослой дочерью. Спали на полу. Грязные, вшивые и полуголодные, мы днем за кусок хлеба рады были заниматься любыми сельскими делами.
Немцы начали искать молодежь. Я с братом спряталась в сарае, а хозяйка прикрыла нас соломой и тряпьем. Потом пришлось перейти в погреб, который был на кухне под полом.
В один из дней трое немцев приехали во двор и начали обыск. С ними был мальчик Коля Козел. Его послали на чердак, а затем приказали лезть в погреб. Он увидел нас, но фрицам сказал, что никого нет. Один гитлеровец не поверил и решил сам проверить. К счастью, он оказался очень толстым и не смог пролезть в люк. И на этот раз Бог нас миловал.
Через несколько дней немцы объявили, что деревню сожгут. Всем приказали выходить на улицу. Мы же с братом остались в погребе. Сидели там и слышали плач детей, рев коров, крики и выстрелы. Потом узнали, что нашим родным удалось сбежать. Вскоре и мы покинули свое убежище. Один человек сказал: «Возвращайтесь в Лоев и не бойтесь. Облавы уже не проводятся…»
Недалеко от Лоева увидели бегущего навстречу нам немца. Он приказал нам копать большую яму для бункера. Вечером нас отпустили и сказали приходить утром. Но мы на следующий день не пришли, а стали прятаться. Некоторое время жили в маленькой хатке на окраине поселка у старой бабушки.
Как-то на ночлег в дом набилось очень много людей. Только все уснули – раздался сильный взрыв, от которого вылетели стекла в окнах. Мы перебежали в выкопанный недалеко блиндаж. Вокруг рвались снаряды, горели дома. Мы знали, что это бьет советская артиллерия. А вечером началось наступление красноармейцев и форсирование Днепра. 17 октября 1943 года Лоев был освобожден от немецко-фашистских захватчиков. Люди обнимались и целовались от радости и счастья.
Мы пришли к своему дому. Он был цел, но без окон и дверей. В погребе нашли разорванный мешок с просом. И вдруг – взрывы, огонь, стрельба. Чудом и на этот раз спаслись. Правда, наш дом и соседние сгорели, но никто из знакомых не погиб.
После всего этого ужаса мы около месяца жили на лугу возле д.Ковши. Спали под открытым небом на соломе. До утра одежда покрывалась инеем – той зимой снега до января не было. И тогда мы испытали такой голод и холод, что я и сейчас содрогаюсь при воспоминаниях.
В 1946 году я окончила 8 классов. Мне тогда уже было 18 лет. Устроилась на работу в Лоевский жилотдел статистом. Потом уехала на учебу в Брестскую торговую кооперативную школу, которую окончила с отличием. По распределению была направлена в Дрогичинский район, где проработала 38 лет. Вышла замуж за фронтовика. С ним родили и воспитали двоих детей.
…Отсветы огня вечной славы, монументы, стелы, памятники – все это не только священная память о погибших в той страшной и проклятой войне. Это напоминание живущим сегодня: быть достойным памяти старших поколений, завоевавших нашу Победу.
Александра РАПИНЧУК,
жительница г.Дрогичина
Предыдущая статья
Следующая статья

Поделиться новостью:

Популярно

Архив новостей

Похожие новости
Рекомендуем

Карпенко рассказал, как идет формирование ВНС

Формирование ВНС идет достаточно гласно, сообщил журналистам председатель ЦИК...

В Беларуси скорректирован порядок предоставления и использования спонсорской помощи

Президент Беларуси Александр Лукашенко 27 марта подписал указ №112,...

В Дрогичинском районе проходят комплексные учения

Учения в районе будут проходить в течение двух дней...