В конце марта в городском Доме культуры состоялась премьера спектакля “Мудрамер” в постановке народного драматического коллектива «AURA». Показ был приурочен к Международному дню театра, который отмечался 27 марта. «Работа не просто для показа на город, с ней нужно брать выше – фестивали, конкурсы. Смело идите вперед, у вас все получится», – так оценили постановку члены комиссии из Бреста, когда драматический коллектив подтверждал звание «народный».

О режиссерских работах

Юлия Марачук работает в городском Доме культуры с 2006 года, а непосредственно режиссером народного драматического коллектива «AURA» – с 2017 года. На ее счету не один поставленный спектакль.

– Почти за шесть лет работы режиссером это третья пьеса для взрослых, в основном наши постановки предназначены для детской аудитории. Первый наш спектакль “Мікітаў лапаць” готовили, когда я выходила из декрета – актеры были уже набраны, поэтому я только дорабатывала. Ездили на областной фестиваль, призовое место не заняли, но поучаствовали – был такой опыт, – вспоминает Юлия. – Второй спектакль – “Стомлены д’ябал” – ставили в 2020 году. В нем участвовали одиннадцать человек – половина из них были люди из города, которые пришли по своей инициативе. Мы поставили большой спектакль, но, так как было время пандемии, насчитали в зале меньше ста человек – это были «патриоты», свои зрители. С этой пьесой наш коллектив участвовал в областном театральном фестивале «Театральное Полесье – 2020» и был награжден Дипломом III степени «За лучший спектакль среди драматических театров» и Дипломом «За лучшее воплощение произведений современной национальной драматургии». Кроме того, Александр Гречко – ведущий солист нашего спектакля – занял третье место в номинации «За лучшую мужскую роль». Мы остались довольны.

Последние полгода коллектив работал над пьесой “Мудрамер”. К слову, все три спектакля шли на родном белорусском языке. Благодаря этому в 2021 году театральный коллектив «AURA» принимал участие в областном празднике родного языка “Жывыя вытокі”, где был награжден грамотой за высокое исполнительское мастерство и популяризацию национальной драматургии.

До премьеры спектакля…

В основе пьесы – сатирическая комедия белорусского драматурга Николая Матуковского «Мудромер», рассказывающая о талантливом самоучке Николае Мурашко, который сконструировал прибор для измерения степени человеческого интеллекта.

– Еще до моего декрета, когда я не была режиссером, мы планировали ее ставить. Я об этом вспомнила – мы пересмотрели советский фильм, видеопостановку академического театра 1996 года. Загорелись! Оказалось, пьеса актуальна – в Минске она идет лет пять. Решили съездить с коллегой – посмотрели, посмеялись. Во время спектакля мы присматривались к образам и представляли, кто сыграет какую роль в нашей постановке. Обсудили с коллективом – все согласились. Затем большой компанией еще раз поехали в Минск на спектакль. После просмотра появились критики. Поэтому мне пришлось убедить коллег, что наш спектакль – будет наш: мы не обращаем внимания на декорации и людей, а только смотрим, как и что играют актеры. Какие-то черты мы от них забираем, а в остальном мы оставляем право выбора за собой, – рассказывает наша собеседница. – В содержании мы оставили классику, немного сократили слова из-за того, что нужно уложиться в театральное время – в нашем спектакле сохранилась авторская первобытность. Как оказалось позже, постановку “Мудрамера” ставили у нас в начале девяностых. Поэтому она была уже на дрогичинской сцене – наша коллега, руководитель образцового ансамбля эстрадного танца «Маскарад» Ирина Цыганчук, играла модель.

Как отмечает Юлия, актеры сразу узнали себя в персонажах – некоторые даже не играли, а жили своей жизнью. «Была заминка с одним героем – заместителем министра – искали молодого парня, отозвался хореограф. Ему недавно исполнилось двадцать лет, это его дебют на сцене. Молодой человек сначала немного стеснялся, но в итоге полностью раскрылся – сыграл колоссально, даже не скажешь, что он был впервые на сцене. Влился в наш коллектив, все его приняли хорошо, говорит, что это хороший опыт».

Костяк коллектива – Александр Гречко, Сергей Бич, Валентина Бетина – ведут весь спектакль. Основу составляют опытные работники, которые работают в культуре более двадцати лет. «На этих трех актеров легко положиться. Мы с удовольствием поручили быть министром Александру Гречко, Валентина Бетина стала заместителем министра Папсуевой, Сергей Бич сыграл изобретателя».

Трио держит весь спектакль, но и остальные актеры не менее важны: без них эта постановка не состоялась бы.

– Заместитель директора Татьяна Цыганчук играет секретаря, образ у нее нестандартный. Героиня спектакля легкомысленна, но Татьяна прекрасно раскрыла этот образ, – делится Юлия. – Ирина Мазанович играет бабушку. Сама Ирина родом из России, поэтому ей нужно было уделить больше времени белорусскому языку, ведь спектакль идет именно на этом языке. Она сыграла так, что зал плакал. Это высшая оценка – когда актер со сцены может так раскрыть свои чувства, чтобы каждый прочувствовал те эмоции, которые она донесла им, и даже комиссия из Бреста ей поверила. Ирина Арсентьевна всегда соглашается поучаствовать в спектакле. Екатерина Зинович играет еще одного изобретателя. Она внесла краску и сумбур, чего не ожидали зрители. Мне повезло, что у нас есть такой состав, все благодаря им. Я просто подготавливаю почву, предлагаю спектакль, все организовываю, чтобы им было комфортно, создаю нужную ауру – такой у нас тандем.

Нельзя не отметить кассира Елену Супрун, которая иногда тоже играет в спектаклях, – ей это нравится.

– У нас в коллективе все соглашаются играть, все помогают. Я бы тоже с удовольствием играла в спектакле, но мне нужно заниматься организаторскими вопросами. Но когда репетируем – я за всех! А когда кто-то отсутствует, я люблю за него почитать – так сильнее ощущаешь, что ты часть труппы. При этом я выполняю и свои задачи: чтобы весь реквизит был на месте, чтобы декорации соотносились со светом, также нужно подобрать музыку и звуки. Кроме того, обязательно просматриваю сцену глазами зрителей. Бывает, когда мы уже начали репетировать, я хожу по залу, смотрю с разных ракурсов, чтобы на любом месте все было видно, чтобы было удобно смотреть, чтобы все было слышно, – отмечает Юлия.

Занятия у народного коллектива проходили два раза в неделю. Репетиция должна длиться минимум полтора часа, но ни одна репетиция так быстро не заканчивалась – актеры занимались по 2-3 часа. «Иногда мы встречались и каждый день, порой приходилось и в выходные дни заниматься, и после работы вечером оставались, чтобы порепетировать. Проводили и индивидуальные репетиции – наедине с актером читали текст, советовались и вместе учили. Никто не отказывал, хоть все семейные, у каждого свои заботы – все ради творчества».

Без них невозможно существование театра

Над спектаклем работает целая команда – каждый отвечает за свое. Так, одеждой занимается костюмер Валентина Молодая: она много лет работает в Доме культуры и знает все свои костюмы. А если чего-то не хватает – с удовольствием быстро пошьет. «На прошлый спектакль нам нужна была большая рубаха, – вспоминает режиссер. – Музей дал нам ткань, Валентина Александровна сняла мерки и пошила, а нужный оттенок ткани получился у меня дома с помощью отбеливателя – рубаха начала 20 века готова». В этой пьесе, как отмечает Юлия, им повезло с костюмами – это 70–80-е годы прошлого века: «Что-то из своего гардероба нашлось, кто-то из дома принес, кому-то что-то мамино подошло – все так и собралось».

Художник постановочной части народного театра – Диана Парчук – разрабатывает декорации. Ей с удовольствием в этом помогает художник Ольга Кравчук – мастерит, проектирует.

– Если в предыдущем спектакле с декорациями было сложнее, то в этот раз все намного проще: для кабинета министра нужны столы и стулья, телефон-селектор взяли из отдела культуры, – объясняет собеседница. – Отдельные декорации тех времен брали в музее, а в некоторых случаях они подсказывали нам, что в то время было – какие стаканы, графины, ручки, печать, значки.

Над музыкальным сопровождением в этой постановке работал Роман Савицкий – он отлично чувствует музыку и понимает режиссера с полуслова. «Роман может подобрать музыку дома самостоятельно, а на следующий день мне показывает, и мы вместе выбираем. На репетициях тоже подсказывает, в какой момент нужно подчеркнуть характер музыкой».

Художественным освещением, которое наряду с игрой актеров, музыкой доносит до зрителя суть происходящего на сцене, в команде занимается Михаил Ничипорчик. К слову, прибор «мудромер» тоже разрабатывал Михаил – без него аппарат был бы не таким ярким.

– Он отлично ощущает свет и подбирает световые тона. Когда нужны фонари – вешает, перекручивает, остается вечером после работы, чтобы все это делать в тишине. Мы проводим технические репетиции, где свет и музыка занимают немалое время, как и репетиция спектакля. Втроем сидим в зале, смотрим на сцену, включаем музыку, свет и читаем текст. Помимо моего основного сценария у нас лежат на столе отдельные планы по свету и музыке. Такая репетиция может занять полтора – два часа.

«Актеры донесли свои эмоции каждому зрителю»

Поначалу у людей возникло много вопросов, почему премьера спектакля состоится в понедельник. Но, как отметила Юлия, по заполняемости зала было видно, что люди все равно хотят ее посмотреть. Поэтому еще до премьеры вся команда была уверена: в этот раз они соберут зал и зритель их полюбит. Так и случилось – спектакль прошел на ура!

– Зал долго аплодировал, после было много звонков, сообщений не только мне, но и всем участникам коллектива, директору. Все благодарили, зрители получили массу удовольствия. Поначалу чувствовалось стеснение в зале, некая скованность. Но уже примерно на пятнадцатой минуте зал расслабился и по нарастающей с тихих насмешек реагировал на юмористические моменты общим дружным смехом. А в отдельных сценах даже и аплодисментами. Это означает, что актеры донесли свои эмоции каждому зрителю на премьере, – поделилась с нами режиссер.

Юлия нас заверила, что после такого успеха пора задумываться о новой постановке и с уверенностью добавила: новая премьера обязательно состоится с полной заполняемостью зала.

Алина ГОРБАРУК.
Фото предоставлены народным
драматическим коллективом «
AURA».