В первой половине ноября текущего года стартовал 12 сезон республиканского молодежного проекта «100 идей для Беларуси». Проект реализуется Белорусским республиканским союзом молодежи и Государственным комитетом по науке и технологиям. Официальный статус соорганизатора молодежного проекта в этом году получила Национальная академия наук Беларуси при поддержке Министерства образования.

Основными номинациями проектов этого сезона являются: энергетика, агропромышленные, промышленные, строительные, химические и информационные технологии, экология, национальная безопасность и социальная сфера. Кроме того, участникам проекта «100 идей для Беларуси» предоставлена возможность дополнительно подать заявки не только в основные номинации, но и в специальную – «Лучшая бизнес-идея». Прием заявок осуществляется через сайт проекта 100ideas.by. К участию в республиканском проекте приглашены молодые люди в возрасте от 14 до 31 года, а также авторские коллективы и молодые ученые в возрасте до 40 лет.  

Победители проекта смогут претендовать на включение в специальный фонд Президента Республики Беларусь по социальной поддержке одаренных учащихся и студентов. Лучшие же проекты, востребованные в разных сферах экономики, получат поддержку, в том числе финансовую.

Молодежный проект реализуется в четыре тура. Первый – информационный тур –  завершился в конце ноября. До конца текущего месяца проходит второй тур, включающий в себя районные отборочные мероприятия.

Дрогичинским комитетом БРСМ 7 декабря проведен районный этап республиканского проекта «100 идей для Беларуси». Площадкой для мероприятия стал «Центр притяжения Igrow» Белагропромбанка города Дрогичина, где свои идеи презентовали учащиеся школ города и района, а также Дрогичинского аграрного колледжа – всего 5 человек. 

Первокурсница колледжа Александра Аксютик в номинации «Общество и социальная сфера» поделилась проектом «Молодежь разная – возможности равные». Девушка рассказала о разработанной модели для развития детей с ограниченными возможностями здоровья, куда включены три модуля: «Мир новых возможностей», «Арт-терапия», «Не рядом, а вместе». Мероприятия каждого модуля разработаны с использованием различных методик педагогов-новаторов, которые основаны на новых принципах обучения. Каждый из модулей направлен на развитие, укрепление и поддерживание соответствующих психофизических навыков детей с ОВЗ. Также проект помогает для здоровых детей и подростков приобрести навыки позитивного социального взаимодействия, как со своими сверстниками, так и с людьми, которые нуждаются в помощи и внимании.         

Герман Карпик, учащийся Перковичской средней школы, в номинации «Здравоохранение» рассказал об идее экстракорпорального удаления липопротеидов низкой плотности. Учащийся провел исследования по влиянию народного средства на основе лимона и чеснока на процесс снижения холестерина в организме человека и пришел к определенным выводам.

В проект «100 идей для Беларуси» внесла свои разработки и учащаяся первой городской школы Дарья Лопата. В номинации «Общество и социальная сфера» она продемонстрировала конструирование обучающего пакета мобильных приложений «В знаниях сила». В него входит обучающее приложение по математике для младших школьников «Колобарики», приложение-тренажер «Играй и познавай» по четырем предметам (география, история, литература, информатика) и викторина «Эрудит» для среднего и старшего школьного звена. Разработанные мобильные приложения работают на смартфонах с OC Android версии 4.4 и выше, на интерактивной доске с ОС Android или ОС Windows 7, 10, а также на компьютерах.

Богдан Скупейко, учащийся Перковичской средней школы рассказал об индивидуальных разработках по преобразованию мотоблока в номинации «Агропромышленные технологии и фермерство». По словам учащегося, после изготовления адаптера для мотоблока возник вопрос, каким сделать привод для поднятия навески. Из различных вариантов парень разработал самодельный электропривод и поделился результатами своих экспериментов.  

Учащийся первой школы города Дрогичина Артем Шейко принял участие в номинации «Информационно-коммуникационные технологии». Парень поделился разработкой биометрической пропускной системе в школу, которая представляет собой использование технологии распознания лиц для нейронных сетей. Артем разработал компьютерную программу и собрал макет пропускной системы с технологией Facial Recognition.

После демонстрации своих проектов, всем участникам районного этапа «100 идей для Беларуси» были вручены сертификаты от БРСМ. А оценочной комиссией в лице начальника отдела идеологической работы, культуры и по делам молодежи Инной Проневич, первым секретарем РК ОО БРСМ Анастасией Зинович и руководителем «Центра притяжения Igrow» и главным специалистом управления развития экосистемы ОАО «Белагропромбанка» Аллой Солодухой определены призеры и победитель, которым, кроме сертификатов, были вручены и ценные подарки.

По итогам оценочной комиссии третье место в районном этапе «100 идей для Беларуси» заняла Дарья Лопата, второе – Богдан Скупейко, а первое место присуждено Артему Шейко. Победитель свои разработки будет демонстрировать на областном туре в январе будущего года. Желаем удачи и новых открытий всем участникам проекта.   

Максим РОДЬКО
Фото автора