На минувшей неделе, 26 октября, телефонных звонков по «прямой линии» в своем рабочем кабинете ожидал начальник отдела образования, спорта и туризма райисполкома Дмитрий Николаевич Игнатчик. Однако в назначенное время никаких вопросов, нареканий и пожеланий по поводу деятельности учебных учреждений района не поступило, и это свидетельствовало о том, что все актуальные ведомственные проблемы здесь решаются оперативно и в рабочем порядке. И у журналиста была возможность задать руководителю РОО свои вопросы.

– Дмитрий Николаевич, судя по информационным сообщениям, в системе образования республики за последний период произошло немало значительных перемен. Буквально накануне нашей с вами беседы в СМИ прозвучало о том, что вступительных экзаменов в пятый класс гимназии не будет. Поскольку в нашем городе тоже есть учреждение такого типа, то наверняка и учителей, и родителей будет волновать вопрос: а останутся ли гимназии вообще и по какому принципу будет организована их работа?
– Гимназии закрываться не будут, они останутся как учреждения образования. Соответственно, обязательных экзаменов, которые дети сдавали после окончания 4-го класса, чтобы перейти или, правильнее сказать, поступить в 5-й класс гимназии, уже не будет. И принимать в гимназию будут, как и в обычную школу, – по территориальному признаку, то есть по прописке.
– На ваш взгляд, это хорошо или не очень?
– Думаю, что ничего плохого в этом нет, поскольку анализ показывает, что учебная программа в гимназии и в обычных школах имеет совсем незначительное различие. В частности, в некоторых классах гимназии на пару часов в неделю больше, чем в обычной школе, уроков иностранного языка и математики. Но, как было подчеркнуто на одном из недавних семинаров, гимназии должны давать хорошие знания за счет профессионализма своих кадров, не требуя дополнительных часов…
– А каким образом тогда будет подтверждаться статус гимназии?
– По сведениям Министерства образования, сейчас обсуждается решение о том, что после восьмого или девятого класса в школах будет проведен независимый экзамен, по результатам которого ученики выберут ту программу обучения, которая им больше всего подходит. Это может быть как обычная школа или профтехколледж, так и гимназия, куда придут те, кто действительно настроен на серьезную учебу и получение качественного образования. И это, наверное, правильно, поскольку после 4-го класса, как уже неоднократно и на многих уровнях подчеркивалось, при выборе учебного учреждения решающую роль играли амбиции родителей, а не желания самих детей. А вот в старшем школьном возрасте человек уже сам способен определиться и принять решение о том, что ему интересно и в каком направлении он бы хотел развиваться.
– В текущем году гимназия г. Дрогичина стала одним из немногих учебных учреждений района, где постарались внедрить единый деловой стиль одежды, который выдержан в темно-синем цвете и отличается жилеткой с логотипом учебного заведения. Последуют ли этому примеру другие?
– Такое решение принимает руководство и родительский комитет учебного учреждения. Что же касается моего мнения, то могу сказать следующее: во время недавнего семинара мы побывали в одной из школ Бреста, где тоже выработан единый деловой стиль одежды, выдержанный в строгих серых тонах. И это действительно красиво! То же могу сказать сегодня и о нашей гимназии!
– На республиканском педсовете, проходившем в августе текущего года, шла речь о необходимости совершенствования оценок итоговых знаний ребят. В частности, прозвучало предложение заменить выпускные экзамены общеобразовательным комплексным тестом. Да и к централизованному тестированию время от времени возникают претензии…
– Очень сложно придумать безукоризненно-объективную систему оценки знаний учеников. Вот и централизованное тестирование пока далеко от совершенства, но на сегодняшний день это – лучшее из того, что было придумано. Хотя бы потому, что при таких испытаниях все дети – независимо от статуса и положения их родителей – находятся в равных условиях. И это приносит видимые результаты и подтверждается статистическими сведениями, которые были озвучены на одном из мероприятий: раньше, во времена сдачи устных и письменных вступительных экзаменов, в главном вузе страны – Белгосуниверситете – занималось 5 % студентов из сельских школ, после внедрения ЦТ – 12 %.
– Сегодня снова ведутся дискуссии о том, какая система отметок лучше: прежняя 5-балльная или нынешняя 10-балльная?
– А вы как считаете?
– Трое моих детей окончили школу при нынешней 10-балльной системе отметок, и могу сказать, что выросло поколение людей, для которых она стала вполне удобной и понятной. В том числе – и для меня.
– Вот и я считаю, что ситуацию в обществе и в сфере образования можно будет считать вполне благополучной, если у нас не окажется более глобальных проблем, чем дискуссии о системе школьных отметок…

Беседовала Галина Викторова