Мы продолжаем путешествовать с автолавкой по Дрогичинскому району, знакомиться с сельскими жителями, интересоваться их заботами и насущными делами. В этот раз мы посетили такие населенные пункты, как Новоселки и Ямник. Попасть в эти деревни на автомобиле по дороге общего пользования возможно только «форсировав» Днепровско-Бугский канал на паромной переправе. Раскинувшиеся на правом берегу канала с северной стороны эти деревушки от суеты мира сего надежно защищает водная артерия. Кроме того, между Новоселками и Ямником также пролегает надежная граница в виде обширных угодий рыбхоза «Днепробугский», а с южной стороны эти села от цивилизации отрезает республиканский ландшафтный заказник «Званец», что придает им неповторимую экзотику и свой определенный полесский колорит.

«Переправа, переправа! Берег левый, берег правый…»

За стеклом автомобиля мелькает деревня Осиповичи: позади остался впечатляющий памятный мемориал в честь павших воинов, партизан и мирных жителей в годы Великой Отечественной войны. Немного дальше, по правой стороне, возле сельского Дома культуры, наблюдаем солидный бюст и самому «апостолу коммунизма» Карлу Марксу, в честь которого в советские годы именовался здесь колхоз. А вот по пути нашего следования появляется и предупреждающий дорожный знак «Выезд на набережную», а за ним совсем немного – и виднеется паромная переправа.

…Паром с «легковушками» и пассажирами, среди которых и мы, отошел от причала. Чтобы времени зря не терять, совмещаем приятное с полезным: помогаем «гаморкой» (специальное приспособление – прим. авт.) тянуть трос, благодаря чему движется паром, и любуемся окружающими нас живописными видами. Конечно, не упускаем и возможности пообщаться с нашим паромщиком.

Должность Сергея Тарановича называется «Береговой матрос паромной переправы», а паромщик – это всего-навсего народный сленг. Числится мужчина в штате ДРСУ-177, так как обслуживание водной переправы закреплено за данной дорожной службой. Проживает Сергей Петрович в Дятловичах, а сам он родом из Украины. В молодости собеседник приехал к нам в район, обзавелся семьей, работал в колхозе главным ветврачом. Сейчас трудится здесь, на переправе.

Береговой матрос рассказал, что на рабочую смену они заступают на сутки. Хоть в Новоселках людей живет и немного, порядка 25 человек, паромная переправа функционирует бесперебойно.

– Дачники мотаются туда-сюда, местные, кто моложе, тоже нередко отправляются по делам на другой берег. Также переправляем машины рыбхоза и его сотрудников с работы-на работу, сотрудников и туристов «Званца», приезжающую почту, электросети, автолавку, представителей сельсовета и очень большие потоки рыбаков. Не раз переправляли «пожарку», да и «скорая» у нас не редкий гость, – говорит Сергей Таранович.

Поделился с нами паромщик и различными сельскими новостями. Так узнали, что в Ямнике остался жить лишь один коренной житель, не считая приезжего и осевшего там орнитолога Владимира Васильевича Козулина.

В Ямник автолавка еще заезжает, а вот в бывшей когда-то деревне Галик, находящейся от Ямника всего-то немного больше чем за 3 километра, сейчас уже никто не живет, потому и спроса на автомагазин там нет. Лишь один из уроженцев Галика, являющийся теперь дачником, навещает родные сердцу места и содержит там пасеку пчел.

За разговором с Сергеем Петровичем и не заметили, как минули середину Днепробуга и подошли к противоположной стороне. Береговой матрос пришвартовал паром и вскоре отдал команду, разрешающую безопасный выезд. Поблагодарили паромщика за общение, и, пожелав ему удачи, мы отправились в наше дальнейшее путешествие.

Новоселки без новоселов

Позади остался канал, справа мелькнула автобусная остановка, въезжаем в Новоселки. По левой стороне, возле первого дома, установлена информационная табличка об остановке здесь автолавки. В пятницу, 18 августа, по расписанию в 15.50 сюда должен прибыть магазин на колесах. На часах – без двадцати. Странно, никого нет…

За калиткой замечаем сидящую на лавочке в своем дворе бабушку. Поздоровались, представились. Оказывается, все верно, пожилая женщина ожидает скорый приезд автолавки, которая рядом с ее домом делает остановку. Нашей следующей собеседницей оказалась 84-летняя Зоя Андреевна Олехник, уроженка Галика.

Часть деревни Новоселки, где сейчас живет Зоя Андреевна, местные называют не иначе как «поселком». Раньше здесь находились хутора, которые относились к Осиповичам. Сейчас же это место является частью Новоселок.

«Я в автолавке много не покупаю. У меня пятеро детей, а одна из дочерей со своей семьей живет в доме напротив, является старостой деревни, – указывает рукой через дорогу собеседница. – Дети часто меня навещают. Я даже ругаюсь на них, что много мне всего привозят. В автолавке обычно беру то, что нравится. Хватает там хлебов, молочных продуктов, колбас».

Добрым словом Зоя Олехник отзывается о продавце автомагазина Евгении Малкоч. Также поделилась собеседница, что не так давно вызывала скорую помощь, потому что не могла сбить высокое давление.

– На пароме задержек не было, «скорая» оперативно приехала. Поставили мне вот кардиостимулятор, – делится Зоя Андреевна.

Еще бабушка рассказала, что ранее дорога от их «поселка» к Новоселкам была как стиральная доска, но потом ее поремонтировали, и сейчас с ней проблем нет.

– А вот как-то была гроза, и у нас на «поселке» пропал свет. Начали таять морозильники и холодильники, мы стали было уже переживать. Позвонили в электросети – приехали связисты и проблему устранили, – говорит женщина.

Продолжая беседовать с Зоей Андреевной, узнали, что она восемнадцать лет в колхозе имени Карла Маркса отработала дояркой, а в ансамбле «Новоселки» была одной из запевал.

– Мы, доярки из Новоселок, ох и певуньи были! Выступали на днях деревни, в Осиповичском клубе, не обходились без нас на рыбхозе и в праздновании конца водной путины, выступали также на сцене в Дрогичине, – предается ярким воспоминаниям наша собеседница.

Пока общались с бабушкой, подъехал магазин на колесах, и мы с Зоей Андреевной отправились к нему. Через несколько минут со стороны парома подъехала «легковушка» с дачниками, которые заодно решили что-то докупить в автолавке. Познакомились и с ними, поговорили.

Нашей новой собеседницей оказалась Светлана Синькевич. Женщина высказала мнение, что было бы неплохо, если бы чаще обкашивали их деревню.

– У нас по улице Ленина поросли акации, начинают отвоевывать себе участки проезжей части, – говорит Светлана Викторовна.

Далее вместе с автомагазином и мы отправились на ту самую улицу. Да, действительно, различные поросли, в том числе и акации, там проявляют свою активность.

В начале упомянутой улицы к автолавке подошли жительницы Новоселок Надежда Павловна Байдук и Лидия Николаевна Кузьмич, подбежали и детишки.

– У нас в деревне людей мало, то очень хорошо, что к нам, пожилым, автолавка приезжает и привозит то, что закажешь, – говорит Надежда Павловна.

В конце улицы Ленина автолавка сделала свою завершающую остановку. Далее ее ожидала дорога в Ямник. Но мы еще в Новоселках и продолжаем общаться с подошедшей к автомагазину 87-летней Марией Байдук. Мария Ильинична рассказала, что она и ее соседка Нина Николаевна Олехник «быдують» (страдают – прим. авт.) с телефонами.

– Кто-то позвонит, только я поднимаю трубку, связь сразу обрывается, и телефон не работает. Я уже и в Минск раз пять звонила, и в Дрогичин, чтобы мне приехали его настроить. Да, приезжали из города, проверяли, но он по-прежнему нормально не работает, – поделилась Мария Ильинична. – Хай наладять, шоб ны отключався – ихна робота.

Таинственный Ямник

Дорога от Новоселок к Ямнику занимает немного больше четырех с половиной километров. Маршрут пролегает вдоль канала, открывая красивейшие виды на Днепробуг. Двигаемся за автолавкой, дорога петляет, въезжаем в лесной массив. Налево – на Галик, мы держимся правее. Еще немного – и нас таинственным молчанием и величественным умиротворением встречает «господин» Ямник. Сегодня Ямник чем-то напоминает экзотическую Кокорицу, а может, он уже стал еще аутентичнее, ведь тут остался только один коренной житель.

Проезжаем мимо пустующих домов, выезжаем на лужайку, справа виднеются дом, хозяйские постройки. Автолавка сворачивает и как можно ближе по лужайке подъезжает к этому одинокому дому. К автомагазину вышел дедушка – хозяин усадьбы. Хлеб, молочку и многое другое пожилой мужчина укладывает в сумку.

В Ямнике остался проживать единственный коренной житель – 89-летний Владимир Алексеевич Дубач.

Так, нашим собеседником оказался Владимир Алексеевич Дубач, который в сентябре, даст Бог, будет справлять свой 90-летний юбилей. В июле Владимир Алексеевич похоронил свою супругу и теперь живет один. Удивляет, что, несмотря на свой солидный возраст, дедушка не только с легкостью поднимает нагруженные продуктами у автомагазина сумки, более того, до сей поры управляет стоящим у себя во дворе трактором МТЗ и даже заводит его с «пускача».

– Вот у меня картошка растет. Скоро цепями на тракторе буду сбивать ботву и «зилье», готовиться убирать урожай, – указывает рукой на свое поле хозяин.
Оказывается, проработав всю жизнь трактористом, наш собеседник не расстается с техникой и в глубокой старости. Помимо огорода есть в подсобном хозяйстве Владимира Дубача также утки и куры.

Иногда дедушку навещает невестка, каждый день звонит по телефону сын, названивает и младший брат. Кроме «привязанного» телефона и телевизора есть у Владимира Алексеевича и мобильный, деньги на счет которого он кладет через посещающего его почтальона.

Владимир Дубач был очень рад, что мы его проведали. Несмотря на то что проживает дедушка в деревне один, общаясь с ним, мы понимаем, что в своем родном доме он не чувствует себя одиноким. Правда, не хватает ему рядом своей покойной супруги. А ведь совсем недавно, весной, они еще вместе сажали свой огород…

Вспомнил дедушка и опаленные войной годы детства. Рассказал, как не раз их семье приходилось убегать от немцев, так как его отца, который был при советской власти сельским депутатом, преследовали фашистские каты. Хранит память убеленного сединами старца и воспоминания о народных мстителях. Ведь за годы Великой Отечественной войны Ямник с Галиком прослыли партизанскими деревнями. Предавшись воспоминаниям, рассказал Владимир Дубач и о том, как в послевоенное время он участвовал в реконструкции Днепровско-Бугского канала, как его чистили и расширяли. «З Емныка почти уси людэ там робэлэ», – отметил собеседник.

Из-за перенесенного инсульта Владимиру Алексеевичу долго разговаривать очень тяжело. Поэтому мы старались не утруждать его своими вопросами. Напоследок пенсионер нам рассказал, что так и не договорился с председателем, чтобы тот выделил технику на покос лужайки возле его усадьбы. Конечно, эти слова без малого 90-летнего пожилого человека нас огорчили. Все же надеемся, что не столь уж великая просьба Владимира Дубача будет услышана руководством сельисполкома.

Максим РОДЬКО.