Иероглиф счастья и тернистый путь «Антопольского текстиля»

Директор СООО «Антопольский текстиль» Владимир Степанович Байдук (справа), главный инженер Владимир Вацлавович Колосовский и начальник цеха Виталий Иванович Муха (в центре).

В январе нынешнего года исполнилось 10 лет, как совместное общество с ограниченной ответственностью «Производственно‑­торговая компания «Антопольский текстиль» приступило к выпуску первой продукции. Сегодня на предприятии трудятся 30 человек. В воскресенье коллектив будет отмечать свой профессиональный праздник – День работников легкой промышленности.

Первый шаг к созданию «Антопольского текстиля» был сделан в 2010 году, когда руководство Антопольской ватно-­прядильной фабрики загорелось идеей модернизации предприятия. К тому времени фабрика уже выпускала нетканые материалы – ватин и синтепон, но директор ватно-прядильной фабрики, его заместитель и главный инженер вынашивали планы по увеличению производственных мощностей и выпуску флизелина. Проект нашел поддержку. Но для его осуществления было решено создать новое, юридически обособленное предприятие. Так, 28 октября 2011 года было зарегистрировано СООО «Антопольский текстиль». Между Брестским облисполкомом, Антопольской ватно-­прядильной фабрикой и китайской Международной торговой компанией «Цзянсу Вэйда» был заключен инвестиционный договор, в рамках которого китайская сторона инвестировала в реализацию проекта «Организация производства нетканых материалов методом термоскрепления» 74 процента необходимых денежных средств, а белорусская – 26 процентов.

– И закипела работа. Вместе с директором фабрики мы летали в Китай, встречались с производителями оборудования, вносили свои коррективы, – вспоминает главный инженер Владимир Колосовский. – Заказали две линии: основную – по производству нетканых материалов, и еще одну – по нанесению клеевой точки на нетканые материалы. В июле 2012 года из Китая пришло оборудование, а 20 декабря того же года состоялось торжественное открытие «Антопольского текстиля». В конце 2018 года ватно-­прядильная фабрика вышла из состава учредителей. Сегодня хозяином «Антопольского текстиля» является частное лицо из Китая.

Поначалу предприятие испытывало серьезные проблемы с финансированием, не хватало и профессионалов, которые могли бы уверенно работать на линиях. Коллектив состоял из семи человек: директора, бухгалтера и пяти рабочих, некоторые совмещали работу на «Антопольском текстиле» и на местной ватно-­прядильной фабрике. Во-первых, люди не слишком верили в успех нового производства, а во‑вторых, боялись трудоустраиваться на предприятие, где весь производственный процесс был автоматизирован, управлялся с компьютера. Вскоре на «Антопольском текстиле» по совместительству стал работать и главный инженер фабрики Владимир Колосовский. Потихонечку работе на оборудовании, оснащенном электроникой, обучались люди, увеличивались объемы производства.

– Мы производили не только флизелин, но и объемные нетканые материалы – утеплитель синтепон, а также разработали и освоили свой собственный продукт – микрофайбер, – рассказывает Владимир Степанович. – Это тоже утеплитель, но значительно более тонкий, изящный, превосходящий синтепон по своим характеристикам. Он применяется в швейных изделиях – пальто, куртках. Первую пробную партию флизелина мы отвезли на одно из российских предприятий в Тверской области, которое использует флизелин в качестве подкладочного материала при производстве кухонной клеенки. По качеству наша продукция россиянам подходила, но их не устраивала цена. Мы вернулись домой и сообща подумали, как сделать наш продукт конкурентоспособным по цене. Это у нас получилось. На протяжении нескольких лет порядка 75 процентов общего объема своей продукции мы отгружали на экспорт, в Тверскую область.

Однако в феврале 2020 года сотрудничество с российским предприятием прекратилось: тверичане организовали собственное производство флизелина. К тому времени руководство предприятия уже активно искало новые рынки сбыта продукции, работало над расширением ассортимента, пыталось найти флизелину новое применение. Так было освоено производство из флизелина изоляционной ленты для кабельной промышленности.

«Антопольский текстиль» освоил и выпуск совершенно нового для себя продукта – распределительного слоя для детских и взрослых подгузников. Коллективу предприятия пришлось преодолеть достаточно трудный, тернистый путь, прежде чем удалось наладить сотрудничество с расположенным в СЭЗ «Могилев» предприятием по производству подгузников «БелЭмса».

– Мы не знали технологии и все же методом проб, ошибок, возврата продукции освоили производство распределительного слоя шириной 80 миллиметров, – говорит директор «Антопольского текстиля» Владимир Байдук. – Сейчас мы работаем с ООО «БелЭмса» на постоянной основе. Ежемесячно отгружаем предприятию до 20 тонн своей продукции. К слову, один метр квадратный распределительного слоя весит всего 45 граммов, а на один детский подгузник его идет всего 4 грамма.

Руководство сделало все возможное, чтобы найти рынки сбыта для новой продукции и на территории России. Пробные партии распределительного слоя для подгузников были предложены трем предприятиям. Продукция понравилась, но заключить договоры пока не удалось.

– Мы не теряем надежды, постоянно находимся на связи с руководством этих предприятий, напоминаем о себе, – под словом «мы» Владимир Степанович имеет в виду себя и главного инженера Владимира Вацлавовича Колосовского. – Наша задача с Вацлавовичем – найти применение нашей продукции, пробить для нее дорогу на рынок. Бывают месяцы, когда мы находимся в командировках по полторы-две недели. Забота же специалистов, людей, которые трудятся непосредственно в цехе, на линиях, – произвести качественный продукт и довести его до потребителя, – говорит директор.
С 2015 года «Антопольский текстиль» работает безубыточно. Так, в прошлом году предприятию удалось заработать около 500 тысяч чистой прибыли. За пять месяцев нынешнего года темп роста производства продукции в стоимостном выражении составил 117, 1 процента, а в натуральном выражении – 128,2 процента к аналогичному периоду 2022 года. Удачно для антопольских текстильщиков сложился первый квартал, а вот во втором, по словам руководства, дела идут не слишком хорошо. И все же люди и оборудование по-прежнему работают в три смены.

Одной из главных проблем является то обстоятельство, что спрос швейной промышленности на объемные нетканые материалы – утеплители – носит сезонный характер. Никому не нужны синтепон или микрофайбер летом. На предприятии надеются, что уже в августе, когда швейники начнут работать над демисезонным и зимним ассортиментом верхней одежды, спрос на утеплители возобновится.

А тем временем директор и главный инженер «Антопольского текстиля» стараются найти новые продукты, производство которых позволит предприятию уйти от сезонности. С этой целью они недавно летали в Китай, смотрели новое оборудование, но пока не смогли определиться с выбором.

На стене, за спиной Владимира Байдука, висит небольшое панно, на котором выткан китайский иероглиф счастья. Его подарили предприятию китайские инвесторы. Но текстильщики прекрасно понимают, что нельзя уповать на магическое воздействие иероглифа счастья, и стараются жить по славянской пословице, которая учит, что под лежачий камень вода не течет. Несколько лет назад по их заказу в Калининградской области была изготовлена машина для резки флизелина. Этот нетканый материал на предприятии выпускается шириной полотна до 2 метров, но некоторым покупателям нужны полоски шириной 40–80 миллиметров. Приходилось обращаться к другим белорусским предприятиям и платить за их услуги по резке флизелина немалые деньги. С появлением резальной машины «Антопольский текстиль» получил возможность не только сэкономить собственные средства, но еще и заработать на оказании услуг другим предприятиям.

В прошлом году на «Антопольском текстиле» был построен четвертый по счету склад площадью 360 метров квадратных, хотя хозяин предприятия и был против этого. Жизнь доказала правильность сделанного шага. Дополнительные складские площади позволили предприятию в межсезонье производить продукцию на перспективу. Есть где складировать микрофайбер, который производится в большом ассортименте – плотностью от 60 до 300 граммов на метр квадратный, а также две партии распределителя для подгузников.

По результатам работы за 2018 год СООО «Антопольский текстиль» было признано победителем районного соревнования среди организаций малого бизнеса. По итогам прошлого года директор Владимир Байдук назван лауреатом звания «Человек года» на Дрогичинщине в номинации «Малый и средний бизнес».

– Это не я признан лауреатом такого почетного звания, а весь наш коллектив, – от чистого сердца говорит Владимир Степанович. – Коллектив потрудился на славу, чтобы достичь хороших производственных показателей, чтобы наша продукция была качественной, оборудование работало исправно. На мой взгляд, даже если о тебе говорят плохо, критикуют, не стоит опускать руки. Нужно найти в себе силы двигаться дальше, добиваться результата. И признание однажды обязательно придет. Нашему предприятию, как я уже сказал, пришлось преодолеть тернистый путь. Надеюсь, что и сейчас удастся найти выход из сложившегося положения – освоить выпуск новой продукции, новые рынки сбыта.

Понятное дело, что найти в городском поселке специалистов по производству нетканых материалов оказалось задачей невыполнимой. На «Антопольском текстиле» трудятся бывшие работники ватно-­прядильной фабрики, учреждений культуры, убойщики скота, железнодорожники, строители. Все они осваивали премудрости своих профессий непосредственно на предприятии. И стали по-настоящему универсальными профессионалами, которые умеют подготовить оборудование, при необходимости его отремонтировать, заменить друг друга на время отпуска, больничного. Непосредственно в цехе трудится всего одна женщина. Остальные – физически крепкие, подвижные представители сильного пола. И по 140, и по 240 килограммов весят так называемые съемы готовой продукции, которые работникам цеха приходится поднимать на мускулистых руках. В прошлом году в связи с ростом производства, расширением ассортимента продукции на работу приняли семь молодых мужчин.

– Молодежь пришла по-настоящему хорошая, исполнительная, работящая, – отмечает директор.

Для Владимира Степановича оказывается непростой задачей назвать лучших тружеников коллектива. К этой категории относятся все без исключения. Из молодежи отмечает Антона Сергеевича Гриневича и Александра Игоревича Черника, из более опытных работников – Василия Васильевича Колосея, Сергея Владимировича Кривецкого. С удовольствием Владимир Степанович характеризует старших мастеров смены Виктора Ивановича Панасюка, Александра Антоновича Ничипорчика и Андрея Михайловича Мамотюка, которые являются настоящими мастерами своего дела: руководят людьми, следят за качеством продукции, а если нужно, то и переквалифицируются в операторов термоскрепляющего оборудования, упаковщиков. Отмечает директор вклад в общее дело и рабочего по комплексному обслуживанию зданий Сергея Яковлевича Гриневича – человека с золотыми руками, который и ремонт может сделать в кабинете, и при необходимости заступить в смену в цехе, так как освоил рабочие профессии.

Но наиболее подробно директор рассказывает о начальнике цеха Виталии Ивановиче Мухе. На «Антопольском текстиле» он трудится с первого дня. Виталий Иванович уверенно руководит производством, когда директор и главный инженер уезжают в командировки.

– У нас трудится восемь инженерно-­технических работников, каждый на своем участке работы – единственный. Так что и во время отпуска приходится всегда быть на связи, при необходимости приезжать на предприятие, – отмечает Владимир Байдук. – Все отличные работники: и ведущий специалист отдела маркетинга Зоя Дмитриевна Колосовская, и главный бухгалтер Лариса Михайловна Богданович, и экономист Андрей Петрович Волосевич, технолог Елена Андреевна Байдук, инженер по охране труда Галина Витальевна Червякова. Поздравляю весь наш коллектив с профессиональным праздником – Днем работников легкой промышленности! Желаю здоровья, мира, терпения, успехов в работе. Думаю, мы еще сможем себя показать!

Женщины на предприятии «Антопольский текстиль» работают специалистами: инженер по охране труда Галина Витальевна Червякова, ведущий специалист по маркетингу Зоя Дмитриевна Колосовская и главный бухгалтер Лариса Михайловна Богданович.
Работник предприятия Владимир Александрович Костючик.

Нина ТКАЧУК.
Фото автора.