На прошлой неделе заместитель председателя райисполкома Владимир Карпович провел заседание районной комиссии по охране труда. В ее работе принял участие заместитель начальника отдела №5 Брестского областного управления Департамента государственной инспекции труда Андрей Дудин. Проанализировав несчастные случаи, произошедшие на производстве в первом полугодии, члены комиссии определили основные задачи на второе полугодие. А также заслушали директора ГУСП «Племзавод «Закозельский» Александра Скурьята и главного инженера ПМК-8 Игоря Ровинца.
Словно злой рок преследует племзавод «Закозельский», где в нынешнем году произошло два тяжелых несчастных случая из трех, зарегистрированных по району. Правда, и у отдела №5 Брестского областного управления Департамента государственной инспекции труда, проводившего расследования, и у районной комиссии на сей счет иное мнение. Рок здесь не причем. Виной всему слабый контроль должностных лиц за соблюдением техники безопасности подчиненными, невыполнение руководством мероприятий по охране труда. Так, получивший серьезнейшую травму глаза мужчина не был обеспечен защитными очками, а второй потерпевший самовольно включил фуговальный станок. Директор предприятия и главный инженер заплатили большие штрафы, инженер и вовсе уволен. Но спецодеждой работники племзавода по-прежнему не обеспечены. Александр Скурьят объяснил свою неисполнительность отсутствием денег: чтобы одеть в спецодежду весь коллектив, необходимо 60 миллионов рублей. Однако руководство племзавода проигнорировало и требование районных властей разобрать строительные леса на недостроенной церкви в Закозеле, хотя для этого не требовалось каких-либо денежных вложений. Объект давно «заморожен», и в обозримом будущем работы на церкви не возобновятся. Леса же длительное время представляют угрозу для безопасности местного населения, в первую очередь, детей, которым всегда интересно забраться повыше.
Виновниками третьего тяжелого несчастного случая, произошедшего на комбикормовом заводе, стали… резиновые сланцы. Эта легкая и удобная обувь представляет собой серьезную угрозу. К сожалению, случай с работником комбикормового завода, получившим тяжелейший перелом ноги, не стал предупреждением для других тружеников нашего района. В сланцах как ходили люди на работе в организациях разных отраслей, так и ходят…
С начала года в районе произошло и 4 несчастных случая, не относящихся к категории тяжелых. Причем все – в ОАО «Дрогичинский райагросервис», что свидетельствует о серьезных недоработках должностных лиц в плане охраны труда. Комиссией принято решение направить в райагросервис районную мобильную группу для оказания помощи в организации необходимых мероприятий по созданию безопасных условий труда людей.
А вот ПМК-8 через несколько часов после окончания работы комиссии, на которой держал ответ за нарушения правил техники безопасности главный инженер Игорь Ровинец, было решено проверить. Вместе с заместителем начальника Кобринской межрайонной инспекции труда Андреем Дудиным, главным специалистом сектора по труду районного управления по труду, занятости и социальной защите Андреем Шульжиком и сотрудником районного центра гигиены и эпидемиологии Андреем Прокопенко мы посетили строительную площадку по улице Карла Маркса, где возводится административное здание. Первое, что бросилось в глаза, едва мы подъехали к стройплощадке, — это те самые «подвеси», о недопустимости работы на которых людей велся серьезный разговор на комиссии.
— Нигде, кроме Дрогичина, мне не приходилось видеть, чтобы людей для работы на высоте поднимали краном с «подвесями». Это является грубейшим нарушением охраны труда. Как правило, падение с 8-метровой высоты приводит к летальному исходу, — возмущенно прокомментировал ситуацию Андрей Дудин.
Впрочем, в момент проверки людей на «подвесях» не было, и нас попытались убедить, что таким способом отныне на высоту поднимаются исключительно стройматериалы. Как позже выяснилось, нас просто обманывали. Уже на следующий день на высоте второго этажа на этой опасной для жизни и здоровья конструкции работали отделочники. Причем, защитные каски кое-кто из них также надеть посчитал лишним.
… Осматривая объект, Андрей Дудин не переставал указывать на нарушения. Опасность подстерегала строителей практически на каждом шагу. На крыше работали кровельщики без страховочных ремней. Внизу для штукатуров были установлены леса без бортового и перильного ограждений, под опорными стойками отсутствовали подпорки, а щиты и вовсе не были закреплены. Такие леса в народе называют просто: выбей зубы. Кабель временной электропроводки лежал на земле, перепады по высоте не имели ограждения, эксплуатировалась деревянная лестница с прибитыми гвоздями, а не врезанными ступеньками и т.д. Все нарушения Андрей Шульжик фиксировал на фото. Был сфотографирован и вахтенный журнал, в котором последняя запись почему-то датировалась 1 августа, хотя шел седьмой день последнего летнего месяца.
Существует жесточайшее требование начинать работы на строительном объекте с создания для людей комфортных бытовых условий. Однако мы не увидели на проверяемой стройплощадке элементарного душа, хотя люди трудились в условиях жары, обливаясь потом. В бытовом вагончике предусмотрено небольшое помещение для душевой, но оно не оборудовано и закрыто на замок. Едва ли не единственным, чему мобильная группа искренне порадовалась, было наличие в вагончике индивидуальных шкафчиков для хранения одежды. Правда, положительные эмоции тотчас сменились на отрицательные, едва в поле зрения проверяющих попал мусорный контейнер, давно переполненный, «окруженный» бытовыми отходами.
В тот же день мы посетили и расположенную в самом центре города стройплощадку СУ-25. Хочется надеяться, что когда строители снимут непроницаемое ограждение из металлопрофиля, перед дрогичинцами предстанет по-настоящему прекрасное здание супермаркета. Пока же работы за оградой только начинаются. Причем, не с созидания, а с разрушения некоторых конструкций бывшего магазина «Сельхозпродукты». К сожалению, обстановка на объекте не обрадовала мобильную группу.
Строители работали без спецодежды и, что еще хуже, без средств индивидуальной защиты. И здесь леса были установлены с многочисленными нарушениями охраны труда. А на вопрос о том, есть ли на объекте питьевая вода, молодые люди удивились, о какой воде может идти речь на стройке. Тотчас прибывший на объект прораб Михаил Лапеко заверил нас, что и спецодежда для мужчин уже заказана, и что в бытовом вагончике вскоре заработает душ, и что появятся специальные сушилки для одежды… Пока же в вагончике нет даже шкафчиков, одежду строители вынуждены вешать прямо на стену.
Районная мобильная группа регулярно проверяет соблюдение правил охраны труда на различных объектах. Однако далеко не все руководители прислушиваются к сделанным замечаниям, и даже наказание рублем не всегда имеет силу. В частности, невозможно заставить устранить нарушения и создать нормальные санитарно-бытовые условия для людей председателя СПК «Бездеж-Агро» Николая Шипука, который к вопросам охраны труда относится с поражающим безразличием. В августе на заседании районного исполнительного комитета будет рассматриваться вопрос о выполнении требований Директивы №1, в одном из разделов которой говорится и об охране труда. Подтолкнет ли к действию исполком руководителей? Или же и дальше будут ждать, пока пострадают люди?
Нина ТКАЧУК
Фото автора