Интервью с начальником инспекции Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь по Дрогичинскому району А.А.Сеньковцом

Не только профессиональный праздник, но и 20-летие с момента образования налоговых органов отмечают в эти дни сотрудники инспекции по налогам и сборам Республики Беларусь.

Не совсем обычно готовились налоговики к юбилею. Так, начальник инспекции Андрей Сеньковец сочинял частушки и четверостишия, его заместитель Валентина Мацкевич вязала крючком поделку под названием «Спелый арбуз» и делала изделия из бисера, а главный государственный налоговый инспектор Галина Карпик пекла пироги. Дело в том, что в юбилейный год областная налоговая инспекция объявила творческие конкурсы на лучшие анекдот, частушку, актуальный налог, дружеские шаржи, стенгазету, ландшафтный дизайн, а также «Очумелые ручки» и «Не красна изба углами, а пирогами». Дрогичинские налоговики даже победили в четырех номинациях. Несмотря на то, что повседневная работа сотрудников инспекции лишена лирики, творческих способностей им не занимать. Коллектив становился лауреатом областного смотра-конкурса художественной самодеятельности «Фольклорный калейдоскоп» и смотра-конкурса команд КВН.
А еще они пишут летопись инспекции, где в документах и фотографиях представлена 20-летняя история коллектива.
— Андрей Адамович, какие наиболее значимые события произошли за этот, не такой уж и продолжительный, временной отрезок в жизни инспекции?
— За это время успели пожелтеть страницы приказа №1 от 24 июля 1990 года «О структуре и штатах государственных налоговых инспекций», подписанного начальником Государственной налоговой инспекции Министерства финансов БССР по Брестской области Анатолием Чеканом. В Дрогичине к работе в только что созданную Государственную налоговую инспекцию тогда приступили 12 человек. Возглавил коллектив Василий Артющик, заместителем начальника назначили Ларису Черенович.
В то время инспекция располагалась в здании райисполкома. На весь коллектив было выделено всего 3 кабинета. Спустя два года инспекция «переселилась» в бывшее здание райкома партии, но и здесь сотрудникам пришлось работать в тесноте. Штат увеличился до 19 человек, в небольших кабинетах находились рабочие места трех-четырех инспекторов. Но, пожалуй, самым «густонаселенным» был кабинет отдела учета налогов и экономического анализа, где ютились семеро сотрудников. Поэтому не случайно 2005 год мы считаем особенным в истории инспекции. В этот год райисполкомом и Министерством по налогам и сборам Республики Беларусь была реализована договоренность о передаче под офис инспекции всего административного здания по ул.Ленина, 151. Был сделан ремонт здания, кабинеты оснащены новой мебелью, современным техническим оборудованием, а уют на своих рабочих местах уже каждый создавал сам.
— За эти годы сменилось не только руководство инспекции: Василий Степанович Артющик ушел на пенсию, теперь он трудится на своем приусадебном участке, рыбачит, собирает грибы. Как изменился кадровый состав инспекции?
— 26 человек на данный момент работают в инспекции. Для успешного выполнения поставленных перед налоговыми органами задач нашим сотрудникам необходимо обладать большим багажом экономических и юридических знаний, иметь высокий уровень квалификации, психологические навыки, владеть информационными технологиями. Именно такие люди составляют кадровую основу коллектива, возглавить который мне посчастливилось в 2004 году. Многие из них стояли у истоков создания инспекции. Так, вот уже 20 лет в налоговых органах трудятся Николай Морголь, Лариса Якута, Галина Волк, Раиса Бацук, 18 лет – Любовь Павлюкович, Наталья Савицкая, Нина Сеньковец, большой стаж работы и у Валентины Мацкевич, Таисы Кривецкой, Галины Карпик. А вот Леонид Макаревич к нам пришел только в 2004 году, после окончания Минского финансово-экономического колледжа. Приятно, что молодой специалист оправдал надежды своих наставников. Наш «кузнечик» — так ласково называют старшие коллеги Леонида за легкость и красоту бега: молодой человек достойно представляет инспекцию на различных спортивных соревнованиях.
С уважением и благодарностью относимся мы к нашим ветеранам: бывшим главному государственному инспектору отдела налогообложения граждан Алексею Мурзе, начальнику отдела Ольге Денисюк, «хозяйке приемной» Нине Жук и, конечно же, к Василию Артющику. Инспекции всего 20 лет, поэтому и тех, кого можно назвать ветеранами налоговой службы, пока еще немного.
— Андрей Адамович, расскажите, пожалуйста, о тех задачах, которые сегодня приходится решать районной налоговой инспекции.
— Основная наша задача – это безусловное обеспечение выполнения доходной части бюджета всех уровней и дополнительное привлечение доходов в бюджет. Мы обязаны добиваться того, чтобы плательщики не допускали задолженности по платежам. Да, сотрудники инспекции проводят документальные проверки и в случае выявления нарушений применяют соответствующие санкции. Но главное для налогового инспектора не прийти, проверить, доначислить и наказать, а научить плательщика грамотно исчислять налоги и своевременно платить их в бюджет. С этой целью проводится большая работа по разъяснению налогоплательщикам порядка применения законодательных и нормативных актов и пропаганде добросовестного отношения к уплате налогов. Организовываются семинары-совещания, «круглые столы», экономическая учеба, выездные встречи с гражданами. Наши сотрудники выступают в средствах массовой информации, отвечают на вопросы налогоплательщиков по телефону «горячей линии» и т.д.
Из года в год платежи в бюджет возрастают. Исключением стал разве только нынешний год. В связи с изменениями в налоговом законодательстве мы возвращаем части плательщиков налог на добавленную стоимость. А именно тем сельскохозяйственным производственным кооперативам, которые приобретали основные фонды. Свою продукцию они реализовывали под 10 процентов налога на добавленную стоимость, а покупали технику, удобрения, семена, стройматериалы под 20 процентов НДС. Эту разницу в виде налогового вычета мы теперь им и возвращаем. Так, 1,5 миллиарда рублей уже возвращено СПК «Осовецкий», 250 миллионов рублей – СПК «Алексеевичи-агро», 200 миллионов рублей – СПК «Брашевичи».
Благодаря тому, что законодательство совершенствуется, плательщики допускают все меньше нарушений. При проведении контрольных меро-приятий в ряде организаций они вообще не выявляются. В качестве примера можно привести ДРСУ-177, ДСУ-32, ПМС, ПМК-3, СП«Фрост и К». Что же касается задолженности по платежам, то на протяжении последних двух лет на отчетные даты их просто нет: все налогоплательщики своевременно и в полном объеме перечисляют деньги в бюджет. А ведь еще совсем недавно налоговой инспекции приходилось применять к неплательщикам меры принудительного взыскания денежных средств: и имущество неплательщиков описывали, и даже молоко на фермах.
В соответствии с Указом № 510 Президента Республики Беларусь от 16 октября 2009 года «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» изменились подходы и требования к проведению налоговых проверок. Еще в декабре каждый налогоплательщик через Интернет может узнать, будет ли проводиться в наступающем году у него проверка. А если будет, то когда и кем. За полмесяца до контрольных мероприятий в адрес налогоплательщика высылается письменное уведомление с перечнем вопросов, которые будут проверяться. Так, в первом полугодии сотрудниками инспекции проверено 34 организации и 106 индивидуальных предпринимателей. В бюджет доначислено 185 миллионов рублей. Всего же с начала года в бюджеты всех уровней по району собрано 13 миллиардов 46 миллионов рублей налогов.
Следует отметить, что по итогам работы за прошлый год наша инспекция заняла первое место на Брестчине среди сельских инспекций. За что была награждена вымпелом и ценным подарком.
Поздравляю коллектив инспекции и ветеранов налоговой службы с профессиональным праздником, желаю здоровья, счастья, терпения и плодотворной работы на благо государства.

Беседовала Нина ТКАЧУК.