spot_img

К Международному дню защиты детей

Дата:

Последний звонок в честь выпускников в субботу прозвучал и в Антопольской специальной школе-­интернате. Педагоги и ученики провожали в большую жизнь шестерых парней и девчонок, которые окончили 12‑й класс. На протяжении многих лет школа-­интернат была для них родным домом, а взрослые и дети – семьей.

Учеников первого-­одиннадцатого классов впереди ожидала неделя, посвященная спорту и туризму, которая 31 мая должна была закончиться общешкольным спортивным праздником. В канун Дня защиты детей в интернат планировали приехать с подарками из Бреста представительницы Белорусского союза женщин. Выпускникам же предстояло сдать выпускной экзамен. Правда, не по физике или математике, а по трудовому обучению.

В школе-­интернате в этом учебном году обучалось 94 ребенка: из них 30 детей-­сирот и 36 детей-­инвалидов.

– Работа педагогического коллектива нашей школы нацелена на то, чтобы научить детей с интеллектуальной недостаточностью читать, писать и помочь освоить рабочую профессию. Чтобы они смогли благополучно занять свою нишу в обществе, найти рабочее место, создать семью, – говорит директор школы-­интерната Геннадий Леонидович Якушевич. – Для этого мы с раннего возраста приучаем детей к труду, помогаем им осваивать навыки работы с инвентарем – лопатой, тяпкой, учим полоть, ухаживать за растениями.

После десяти лет обучения большинство ребят переходят в классы профессиональной подготовки, где на протяжении двух лет они получают навыки по профессии, с которой могут дальше идти по жизни, – садовода, овощевода, рабочего зеленого строительства-­садовника. А после 12‑го класса у ребят появляется возможность получить углубленную профессиональную подготовку по специальностям маляр-­штукатур, строитель, рабочий по обслуживанию сельхозтехники, оператор машинного доения, швея в колледжах и лицеях Брестской области, где созданы специальные группы для молодежи с особенностями психофизического развития. Так, продолжить свой путь по овладению профессией в этом году решили Виктория Мацкевич, Андрей Деркачёв, Александра Шавель и Дмитрий Титовец. А вот Адам Вабищевич, благодаря заботе мамы, будет трудиться животноводом на ферме по месту жительства.

Аккурат накануне последнего звонка в г. Березе проходил областной фестиваль-­конкурс профессионального мастерства среди учащихся, студентов и молодых рабочих Брестчины ProfSkills, в котором участвовали и ребята с особенностями развития. Большой успех ожидал воспитанников Антопольской специальной школы-­интерната: они завоевали три золотые и одну серебряную медали. Победителями конкурса в своих номинациях стали Андрей Томашук, Виктория Мацкевич, Михаил Казимирчик, серебряным призером – Анна Яцук. Учителям было приятно встретить на фестивале выпускников школы-­интерната прошлого года Анатолия Тарасюка, Викторию Бондарь и Веронику Михинкевич, которые достойно представляли колледжи.

За этими медалями стоит большой труд и детей, и педагогов, – подчеркивает Геннадий Якушевич. – Дети – большие молодцы! Они сумели справиться с волнением и настроиться на работу. Например, Андрей Томашук сделал различными способами восемь прививок садовых деревьев. Не каждому взрослому такое по плечу. Что же касается педагогов, то слов благодарности заслуживают учителя трудового обучения Федор Георгиевич Брашевец, Сергей Николаевич Шумило и Татьяна Анатольевна Бехтерева.

Далеко не каждый педагог способен работать в специальной школе-­интернате. Одни, как, например, Федор Брашевец, трудятся здесь десятилетиями, другие – не успев освоиться, сбегают. Дети с распахнутыми душами стремятся к педагогам и ожидают от них такой же искренности и любви. По утрам ученики приветствуют взрослых не просто солнечными улыбками, но и «обнимашками», поцелуями.

В школе работает немало педагогов, которые с душой, творчески подходят к обучению и воспитанию детей, развивая учащихся, развиваются сами. Так, учитель начальных классов Елена Витальевна Теслюк ежегодно участвует в республиканском конкурсе «Информатика без розетки» и среди коллег из общеобразовательных школ и детских садов занимает призовые места. В прошлом году на конкурсе в Минске успешно представила свой опыт учитель швейного дела Елена Сергеевна Нестерук.

– Творческих педагогов у нас много, – отмечает Геннадий Леонидович. – На протяжении шести лет учитель адаптивной физкультуры Лилия Владимировна Неведомская организовывает в школе фестиваль толерантности, в котором участвуют дети из средних школ и детских садов района, воспитанники Дрогичинского районного центра коррекционно-­развивающего обучения и реабилитации. Фестиваль показывает возможности взаимодействия и совместной работы учащихся общеобразовательных школ и наших ребят с интеллектуальной недостаточностью. То, что они на одной площадке дружно рисуют, занимаются спортом, свидетельствует о том, что наши воспитанники включены в социум. Но, к сожалению, общество в целом не всегда принимает наших детей как равных. Задача спецобразования и общества – поднять на высший уровень совместную деятельность – инклюзию.

Равными среди равных чувствовали себя учащиеся школы-­интерната в День Государственного герба, Государственного флага и Государственного гимна. Они принимали участие в торжественном мероприятии, которое проводилось в Антопольской СШ. В поселке налажены добрые отношения между специальной школой-­интернатом, общеобразовательной школой, детским садом и руководством сельисполкома.

– Большое внимание в школе-­интернате уделяется коррекционной работе. Учитель-­дефектолог Юлия Георгиевна Здитовецкая работает с детьми над улучшением речи, развитием сенсорной моторики. Учитель адаптивной физкультуры Лилия Владимировна Неведомская занимается с детьми специальной группы. В прошлом году были закуплены тренажеры для кабинета адаптивной физкультуры и для спортивного зала.

– Каждый раз, провожая выпускников, мы живем надеждой, что их дальнейшая жизнь сложится благополучно, – говорит Геннадий Якушевич. – Когда выпускаешь из рук голубя или воздушный шарик, думаешь: куда же он полетит? Очень хочется, чтобы наши выпускники нашли свое место в жизни и были хорошими людьми.

Сегодня модно огораживать приусадебные участки высокими заборами. Территория Антопольской специальной школы-­интерната открыта как для гостей, так и для людских глаз. Непростительно было бы скрывать красоту, которая царит здесь. Дети проводят в интернате весь учебный год, и взрослые постарались создать для них душевную, романтическую атмосферу, которой способствуют цветы, беседка, аккуратные дорожки среди подкошенных газонов. Несколько лет назад учителя трудового обучения вместе с ребятами изготовили из бетона декоративные вазы для уличных цветов. Подростки с воодушевлением замешивали раствор, заливали его в формы. Педагоги, как заботливые отцы, учили ребят полезному ремеслу. Дети вазы изготовили и посадили в них цветы. Несколько ваз школа подарила Антопольскому сельисполкому, и теперь они украшают поселок.

С радостью ребята трудятся и на пришкольном производственном участке, в теплице. Здесь они учатся сажать овощи, ягоды и ухаживать за ними: полоть, поливать. Директор Геннадий Якушевич придерживается той мысли, что наибольшие плоды приносит не коллективная, а индивидуальная ответственность детей за порученное дело. Поэтому одним ребятам взрослые доверяют выращивать клубнику, другим – помидоры, третьим – огурцы. Процесс начинается со вскопки грядки, а заканчивается сбором урожая. Гордость переполняет детей, когда они угощают своей клубникой, своими огурцами товарищей.

В День Победы в городском парке внимание многих жителей Дрогичина и гостей города привлекала палатка школы-­интерната, где были представлены вышитые рушники и поделки из джута. Среди воспитанников школы немало талантливых детей. Задача педагогов – развивать эти таланты. Ведь умение делать сувениры из бисера, джута, картона, других материалов не только делает жизнь детей с интеллектуальными особенностями более содержательной, интересной, но и может пригодиться в будущем. Вышивка – очень сложный вид рукоделия для учеников школы-­интерната, но некоторые дети осваивают и ее. Было время, когда с ребятами абсолютно бескорыстно вышивкой занималась пожилая антопольская умелица.

Сегодня наиболее популярным материалом среди детей является джут – плетенная изо льна веревочка. К ней умельцы прибегают при изготовлении картин, фигур, поделок. Педагоги объясняют ребятам, что лен является частичкой национального колорита Полесья, рассказывают, где он применяется. Чтобы ближе познакомить воспитанников с этой культурой, организовываются экскурсии на межрайонную льносемстанцию, которая базируется в Антополе.

– Мы стараемся расширять кругозор наших детей, поэтому организовываем для них различные экскурсии: на ватно-­прядильную фабрику и в Антопольское лесничество, в музей «Бездежский фартушок», Брестскую крепость, на пограничную заставу «Сварынь», рыбхоз «Днепробугский», страусиную ферму. Надеюсь, удастся побывать в 38‑й десантной бригаде, представители которой приезжали к нам с концертом, – рассказывает Геннадий Якушевич. – Дети должны развиваться разносторонне.

К слову, в Антопольское лесничество воспитанники школы-­интерната ходят не только на экскурсию. Они участвуют в посадке лесных культур в рамках акций «Посади дерево», «Укрась Беларусь». Взаимодействие лесничества и школы является полезным для обеих сторон.

А еще в школе-­интернате большое внимание уделяется развитию артистических способностей ребят. К каждому мероприятию готовятся номера художественной самодеятельности. Воспитанники достойно выглядят на сцене, выступают на школьных мероприятиях, районных, областных фестивалях. Конечно же, среди них нет выдающихся исполнителей, которым можно пророчить большое будущее. Но здесь даже девочка-­аутист вышла на сцену и исполнила песню. Дети дружно хлопали в ладоши, поддерживая юную певицу, радовалась за дочку мама.

Готовил девочку к выступлению музыкальный руководитель Александр Сергеевич Нестеров. Он по-настоящему талантливый, творческий человек. Александр Сергеевич работает не только с солистами, дуэтами, но и руководит шумовым ансамблем, участники которого играют на трещотках, барабанах и других необычных инструментах.

Творческие способности детей развивает и учитель физкультуры Николай Михайлович Чахпуниди. Он ведет цирковой кружок. Недавно воспитанники Николая Михайловича выступили на конкурсе «Мисс Малютка» в Дрогичине. Они показали зрителям номер «Жонглирование мечами на гироскутерах». Педагог научил ребят кататься по сцене на этом необычном средстве передвижения, да еще и жонглировать при этом мечами. Номер для ребят был сложнейший по исполнению, но они справились.

Вот что интересно: сценические костюмы для юных артистов изготавливаются прямо в школе, в швейной мастерской. Шьют их вместе с педагогами сами учащиеся. Целыми рулонами школа закупает различные ткани. Швейному делу детей обучает Елена Сергеевна Нестерук, среди ее учеников есть не только девочки, но и мальчишки. Швейная мастерская оснащена профессиональными и бытовыми машинами. Здесь изготавливаются костюмы и реквизит для номеров художественной самодеятельности. Здесь же воспитанники шьют для школы комплекты постельного белья – наволочки, пододеяльники, простыни. Так интересное дело совмещается с реальной пользой.

Стены в спальных комнатах интерната также поклеены руками воспитанников. Чтобы научить ребят, которые осваивают профессию рабочего по обслуживанию зданий и сооружений, учитель трудового обучения решил, что будет полезнее поработать в реальных условиях, чем по 30 раз наклеивать обои на одну и ту же учебную стену. В итоге – польза школе и восторг детей.

– Работа должна быть полезной, интересной, приносить детям положительные эмоции, – убеждены педагоги школы-­интерната.

На время летних каникул воспитанники разъезжаются по домам. О том, как проведут лето дети-сироты, должен позаботиться директор. Некоторых из них заберут на патронат бабушки, тети. Остальным ребятам предстоит три смены провести в лагерях. В июне они отправятся в лагерь «Мечта», который находится в Барановичском районе на берегу озера. В августе – в лагерь «Дружба», птицефабрики с аналогичным названием. А в июле с пользой проведут время в школьном лагере патриотической направленности.

И в лагерях детям-­сиротам, и выпускникам школы, которые задумали получать профессии в колледжах и лицеях, предстоит общаться со здоровыми ровесниками. Хочется надеяться, что это общение будет приятным, вежливым, интересным. Что здоровые дети и молодежь встретят ребят из специальной школы-­интерната как равных себе, окружат их вниманием, а в трудную минуту протянут руку помощи.

Нина ТКАЧУК.

Поделиться новостью:

Популярно

Архив новостей

Похожие новости
Рекомендуем

Охрана прав несовершеннолетних при оформлении наследственных прав

Необходимость особой правовой защиты несовершеннолетних обусловлена в первую очередь...

Братья погибли на пожаре в Дрогичинском районе

Вчера в 08.48 на линию «101» поступило сообщение о...

Будьте внимательны при переходе по ссылкам. “Белпочта” предупреждает о мошеннической схеме

РУП "Белпочта" предупреждает о схеме мошенников для обмана клиентов. "Злоумышленники...