За время существования рубрики «Проблемы и решения» все же осталось несколько населенных пунктов, в которых мы еще не побывали и не предоставили возможность местным жителям высказаться о наболевшем. Пример тому – деревня Ровины Дрогичинского сельсовета. Чтобы исправить эту несправедливость, корреспондент «ДВ» отправился изучать аспекты сельской жизни в этой местности. Ровины по меркам современной Беларуси – довольно крепкая в демографическом плане деревня. Несколько сотен жителей, среди которых немалый процент занимает трудоспособное население, действует средняя школа, почтовое отделение, ФАП, сельский Дом культуры, библиотека. Вместе с тем, имеются проблемы из сферы жизнеобеспечения населения, требующие своего решения. Скажем честно, не встречали прежде такого количества «болевых точек» в одной относительно небольшой деревне.

Зачем убрали остановку?

И вот дневной автобус «Дрогичин – Белоозерск» высадил нас на автодороге Р136, у поворота на деревню Ровины. До сельского населенного пункта – более километра, может и два. По дороге завели беседу с местной жительницей, женщиной-пенсионеркой, о текущем положении дел в Ровинах. Начали с вопросов автобусного сообщения. Автотранспорт заходит непосредственно в саму деревню в определенные дни. Это вторник, среда и воскресенье. В остальные – как и сегодня, можно доехать только до поворота. Наша собеседница не ездит в Дрогичин каждый день: по воскресеньям и православным праздникам посещает храм в Дрогичине, а так – если надо по каким-то делам в райцентр. Сегодня утром, например, нужно было к стоматологу. Женщина шла пешком по темной дороге на автобус, который прибыл в 7.20. От дома до перекрестка ей пришлось пройти не менее трех километров в мокрую ветреную погоду.

– Есть несколько мужчин, которые ездят ежедневно в Дрогичин на работу. Один парень на учебу в лицей добирается. Остальные по необходимости, – перечисляет женщина.

Вряд ли есть основание требовать от автопарка отправлять автобус в саму деревню чаще, зная, как обстоят дела с рентабельностью сельских маршрутов. Однако зачем два года назад убрали автобусную остановку, не получается объяснить. По словам сельчанки, хорошая была остановка, сделанная из кирпича, крытая. У людей имелась возможность укрыться на ней от дождя, от снега, от ветра. Кому она мешала?

Земельный вопрос

В беседе с другой пенсионеркой мы узнали о текущем положении дел в агропромышленном комплексе здешних мест. В последние годы сельскохозяйственное предприятие ОАО «Дрогичинский райагросервис» переживало не лучшие времена, и, несмотря на все попытки выбраться из кризиса, хозяйство медленно шло к стадии ликвидации. Возникали трудности с выплатой заработной платы.

В этом году ферма и земельные угодья переданы в частные руки. Здесь теперь новый хозяин, который устанавливает свои порядки, вкладывает деньги. У людей есть надежда на лучшее будущее своей деревни, к тому же и заработная плата при новом руководстве выросла. Однако появились и некоторые проблемы. Прежде работники хозяйства и ветераны могли пользоваться выделенными сельхозпредприятием «сотками», сена выписать на корм скотине, а теперь, при новом хозяине, нет такой возможности. На зиму все угодья были перепаханы, а сельчанам удалось сохранить пока на будущий год за собой «сотки», поскольку многие успели внести органику, и кто-то посеял озимые зерновые. В этом, по словам местных жителей, заслуга председателя сельсовета Татьяны Петровны Юрашевич.

– Весной посеем, а что будет осенью? Отберут у нас эту землю. А мы много лет трудились на благо колхоза не жалея сил, разве мы не заслужили 10 или 20 соток под картошку, – высказался пожилой житель Ровин.

Такая же ситуация и с пастбищами. Новый владелец все перепахал, все луга и даже тропинки через них. В Ровинах у сельчан стадо из 8 коров. В прошлом году их владельцы выпасали своих буренок на территории за мастерскими. Это место всем было удобно и не столь далеко выгонять скотину. Сельчане даже собрались и за свои средства обзавелись электропастухом. Однако в следующем сезоне это место не получится использовать для выпаса коров. Вместо него предлагают неудобицу. Место это находится за деревней, возле леса, и трава там не растет, поскольку почва песчаная.

– От моего дома – километра два с половиной. Для меня далеко будет каждый день выгонять туда корову, уже нет таких сил, поэтому придется, видно, продавать скотину, – подытожила пожилая пенсионерка.

Кроме того, сельчанка добавила, что цена на молоко довольно низкая. Сдают продукцию сельчане частнику, который дает за литр по 70 копеек. При этом молоко в магазине стоит около двух рублей. У сельчан молочко без химдобавок с высоким процентом жирности.

По словам председателя сельисполкома Татьяны Юрашевич, вопрос по предоставлению земельных участков сельчанам в Ровинах полностью решен. С новым собственником достигнута договоренность о том, что люди могут пользоваться прежними «сотками» сроком на три года. По истечению этого периода они могут обратиться в сельисполком и продлить срок эксплуатации или попросить другой участок. Также не возникает проблем с выделением «соток» и в других населенных пунктах района, где земля была предоставлена фермерам. По поводу места для выпаса коров, Татьяна Петровна также заверила, что вопрос решен, и новая территория вполне пригодна для этих целей.

«Затерянная» деревня

Проблемой, которая уже приобрела хронический характер, стало качество дороги к местному кладбищу. Она начинается от поворота с центральной улицы возле магазина и ведет к лесу, в начале которого и находится сельский погост. Протяженность дороги – более километра, и она вся покрыта ямами и ухабами.

– Провожая человека в последний путь, нужно плотно закрывать борта, чтобы покойник не выпал, потому что трясет страшно, или осторожно везти его на микроавтобусе. В начале дороги еще заметен «армянский асфальт», который уже и сложно назвать асфальтом. Там яма на яме, ухаб на ухабе. В начале дороги часто ездят трактора и другая сельхозтехника. Насколько я знаю, местные жители давно уже поднимают этот наболевший вопрос на уровне района. Были подвижки в плане того, что в разные периоды дорожники делали кое-какую подсыпку, разравнивали грейдером, но это имело только временный эффект, – высказался молодой мужчина.

Автомобилисты и другие жители Ровин озадачены еще одним вопросом. При повороте в сторону деревни с дороги Р136 есть указатель «Залужье – 5 км», хотя первый населенный пункт, который встречается на пути – это Ровины, а Залужье следует за ними.

– Как найти нашу деревню тем, кто впервые едет к ней? Нужно, чтобы на указателе было написано: «Ровины – 2 км, Залужье – 5 км», а то какая-то дискриминация получается. Наверное, наши службы думают, что все поголовно сегодня пользуются GPS-навигаторами, – услышали мы от жителей деревни.

– Так ладно, если бы этот знак был установлен непосредственно на повороте и хорошо виден в темное время суток. Я часто езжу и знаю этот поворот, а многие – пропускают его, – добавил мужчина.

Актуальный вопрос – установка электроотопления

Как и во многих населенных пунктах Дрогичинщины, в Ровинах людей интересует перспектива установки в своих жилищах электроотопления согласно Указа президента №127 (от 14.04.2020 г.). Однако пока такая возможность есть не у всех сельчан. В среднем, чтобы отопить жилой дом площадью 90 м2, потребляемая мощность нагревательных элементов должна быть не менее 6 кВт, но не везде линии электропередачи рассчитаны на это. В прошлом году были проведены работы по замене линий электропередачи на Советской улице и частично на Колхозной, а также реконструкция одной из подстанций. Некоторые из жителей уже подключили электроотопление в своих домах. Ожидается, что в ближайшей перспективе Дрогичинский РЭС продолжит работы в населенном пункте.

– У меня одноклассница живет в Салово. Она подключила электроотопление в своем доме – и не нарадуется. Не надо каждый день топить печь, заботиться каждый год о дровах, о торфобрикете. У меня тоже зять уже установил батареи. Но пока нет условий для оборудования электроотопления в моем доме. Жду, когда на улице проведут новую линию. А пока по старинке пользуюсь твердым топливом, – сказала пожилая жительница Ровин.

Уже год, как здесь закрыт магазин райпотребкооперации. Продукты местные жители покупают в небольшом коммерческом. Причина того, что сельмаг не работает – отсутствие продавца.

***

11 января проходила встреча местного населения с председателем районного Совета депутатов Леонидом Борисовичем Карповичем. На ней главе депутатского корпуса района были озвучены эти и другие вопросы. В частности, проблема с дорогой на кладбище была адресована в письменной форме обслуживающей организации – ДРСУ-177. Кроме того, сельчане сказали, что сезонное грейдирование проводится только на основных улицах села, а остальные часто остаются без внимания. Ответ дорожники должны дать не позднее 26 января. Что касается других вопросов, мы будем возвращаться к ним в последующих публикациях.

Андрей РАССАФОНОВ
Фото автора