Время, конечно, сейчас не самое благоприятное для развития бизнеса. Курс доллара стал выше, цены растут. В такие периоды каждый предприниматель испытывает недостаток в клиентах (если, конечно, его товар-услуга не пользуется высоким спросом) и пытается что-то сделать, чтобы хоть как-то исправить ситуацию. Один из вариантов – оптимизировать работу по рекламе своего продукта. В этот раз мы решили проверить, насколько может быть полезен интернет в продвижении товаров и услуг. Вариантов сегодня великое множество, но какой же самый эффективный? Вести сайт, бизнес-аккаунты в модных соцсетях, «разместиться» на маркетплейсе. Не обращаясь к специалистам в сфере интернет-маркетинга, мы спросили об этом владельцев малого бизнеса в Дрогичине. Каков их собственный опыт?

Валерий Янущик,
владелец кафе-пиццерии «Жар-пицца»

– Основная масса клиентов узнает о нас посредством «сарафанного радио». Кто-то кому-то нас порекомендовал, посоветовал, похвалил – вот человек и решил отведать нашей пиццы. Сразу как открылось кафе-пиццерия, мы создали профиль в инстаграм. Сторис и посты в нем выкладываем по случаю, когда есть какие-нибудь новости. Не могу сказать, что соцсеть приносит большой эффект. Профиль в основном работает на привлечение молодежи, тем кому лет, этак, до 30. Остальные возрастные категории выпадают. Инстаграм может существенно помогать в привлечении клиентов в больших городах, а у нас так большая «деревня».

Александр Цуник,
фотограф

– Мои клиенты – это обычно жених и невеста на свадьбе, выпускники, юбиляры и др. География услуг фотографа не может ограничиваться одним только городом. Это вся область и даже республика. Естественно, одно только сарафанное радио не поможет в поиске клиентов. Большинство из них находят меня в интернете. Молодые, наметив день свадьбы, заходят на персональные сайты, страницы в соцсетях фотографов, изучают их работы и, в конечном итоге, определяются с выбором.

Хорошо помогают в поиске клиентов соцсети. Прежде основной клиент находил меня, изучив мой аккаунт ВКонтакте. Потом эта социальная сеть как-то сдала позиции в рекламе, и на смену ей пришел инстаграм. Всю свою активность я направил туда. Сейчас занимаюсь раскручиванием своих профилей (фотография – не единственное, чем я занимаюсь). Для продвижения на просторах интернета (по крайней мере в моем деле) лучше всего подходит именно инстаграм.

Есть еще специализированные сайты типа каталога фотографов. Самый известный из них – MyWed. Там можно найти фотомастеров со всего СНГ. Был раньше белорусский аналог этого сайта, но его закрыли. Я также зарегистрировался на MyWed. Пару клиентов оттуда раньше приходило. Сейчас уже не пользуюсь данным сайтом, давно не выкладывал туда свои работы. Когда я начал этим увлекаться, было модным в среде фотографов создавать свои сайты, но, на мой взгляд, время этих площадок прошло. Сейчас они уже не актуальны.

С 2020 года, когда возникла пандемия Covid-19, свадебная индустрия сошла на нет. Это отразилось на ресторанном бизнесе, на заработке ведущих праздников, фотографов и людей других профессий. Количество клиентов стало приближаться к нулю. Только сейчас индустрия вновь выходит на прежний уровень. В феврале-марте этого года также имелся заметный спад, но сейчас снова люди стали звонить, интересоваться моими услугами.

Анна Дубик,
кондитер:

– Пеку свадебные торты, панкейки, пирожные и многое другое. Оказываю эти услуги уже более 7 лет. Раньше работала в районной больнице и параллельно занималась выпечкой. Завела страничку в Одноклассниках и в ВК. Потом девчонки-коллеги по работе посоветовали завести инстаграм. Так я и поступила, и это стало приносить результат. В этой сети я с тех пор веду основную рекламу своих услуг. Стараюсь делать так, чтобы страничка работала: выкладываю каждый день сторис и один пост. Конечно, бывают дни без публикаций, когда я сильно загружена работой.

Мои клиенты – это, как правило, жители Дрогичина, но, случается, бывают и гости из столицы и других городов, которые приехали на Дрогичинщину к родственникам или знакомым. Клиенты находят меня посредством сарафанного радио, но большинство все-таки – из соцсетей. Люди звонят по номеру, указанному на моих страничках, пишут в вайбере, в инстаграме – кому как удобнее. Казалось бы, в инстаграме сидит только молодежь. Исходя из собственного опыта, не соглашусь с этим. Среди моих клиентов, которые вышли на меня именно в этой соцсети, немало людей старше сорока.

Сергей Дышко,
владелец кузницы «У Петровича»

– Мы занимаемся изготовлением кованых изделий, металлоконструкций. Работаем не так давно – около 3 лет. Взяли старт и постепенно входим в малый бизнес. Пока оформлены как ремесленники и с фирмами не работаем, только удовлетворяем нужды населения. География наших услуг не ограничивается только одним Дрогичинским районом: к нам обращаются и жители других городов области. Мы сразу понимали, что для привлечения клиентов нужна реклама в интернете.

Первоначально разработали сайт, но он особо не приносил результата. Не такая уж и высокая была его посещаемость. Мы обновляли информацию, добавляя наши новые изделия, но это не давало никакого эффекта уже тогда, не дает и сейчас. А содержание сайта на хостинге стоит денег – что не выгодно. В какой-то момент переключились на социальные сети, инстаграм завели. С того времени регулярно выкладываем сторис, посты – одним словом, стараемся напоминать о себе нашим подписчикам. Также клиенты находят нас по принципу «сарафанного радио».

Время от времени прибегаем к услугам платной рекламы как в самом инстаграме, так и на таких площадках, как kufar.by, deal.by. Первый раз на deal решили попробовать. Сначала воспользовались бесплатным вариантом – несколько дней там висела наша реклама, а потом решили продлить услугу заплатив. С того времени периодически пользуемся такой возможностью крупных интернет-площадок.

У клиентов обычно спрашиваем, как вы нас нашли, чтобы выделить наиболее действенный способ рекламы и в дальнейшем делать упор именно на нем. Из всех вариантов, которые мы используем, лидирует инстаграм. Так что будем продолжать в том же духе: делать больше интересных постов и сторис. Но это, конечно, если экономическая ситуация наладится. В последнее время совсем работы нет.

Дмитрий Новик,
индивидуальный предприниматель, установка окон ПВХ, дверей, рольштор, жаллюзи, москитных сеток и др.

– Обычно в роли наших клиентов выступают молодые семьи, которые строят дом или обустраивают квартиру. Естественно, они задумываются о том, чтобы установить окна, затем, к примеру, добавить к ним солнцезащиту и т. д. Возрастной порог наших клиентов – обычно до 50 лет. Согласитесь, людям постарше преимущественно не нужны рольшторы, они привыкли использовать тюль. Работаем не только по Дрогичинщине, география наших услуг затрагивает и соседние районы. Приятно слышать, когда наши клиенты рекомендуют нас своим родственникам и знакомым и те, в свою очередь, обращаются к нам. Немалый процент пользователей наших услуг находят нас посредством сарафанного радио. Мы работаем на свою репутацию, а потом наша репутация уже работает на нас.

Как пытаемся рекламировать наши услуги? Ведем группу в ВКонтакте, в Instagram, выкладываем объявления в сообществах в вайбере. Как только мы начали свой бизнес, сразу стали публиковать рекламу на страницах газеты «Дрогичинский вестник» – уже больше 6 лет это делаем. Конечно, не часто сегодня можно увидеть газету в руках нашей молодежи, она зачастую пользуется интернетом и смартфоном. Но есть и категория людей, которые покупают или выписывают газету, читают новости, просматривают рекламные полосы, и при необходимости заказать окна ПВХ или рольшторы, жалюзи, им проще поискать исполнителей данных услуг на бумажном носителе, нежели писать запрос в гугле.

В общем, нарабатываем клиентскую базу разными способами: рекламируемся, стараемся качественно выполнять свою работу, создавая для себя положительный имидж.

***

Итак, если ваша потенциальная база клиентов выходит за пределы жителей одного города-района, вам точно необходимо задуматься об интернет-рекламе. Судя по опыту дрогичинцев, сейчас самой эффективной площадкой в этом направлении является соцсеть инстаграм. В отличие от сайта, при разработке которого нужно обращаться к айти-специалисту, плюс платить хостинговой компании за его размещение, создать инстаграм-профиль можно бесплатно. В последнее время многие предприниматели обращаются за услугами графических дизайнеров для разработки визуала профиля. Если он будет выглядеть более «аппетитным» – это увеличит шансы на внимание потенциальных клиентов. Сайт необходим в случае, когда ваш бизнес вышел на уровень онлайн-заказа или онлайн-покупки. Тогда вам подойдет сайт-каталог или интернет-магазин. Так или иначе, это личное дело каждого.

Андрей РАССАФОНОВ