Ко Дню памяти воинов-интернационалистов. Афганистан – живая память и боль

Дата:

Афганистан. Как много боли в этом слове… 15 февраля в нашей стране отмечают как День памяти воинов-­интернационалистов. В этот день в 1989 году завершился вывод советских вой­ск из Афганистана. Вой­на в Афганистане длилась более 9 лет. События Афганской вой­ны – это история, которую нельзя изменить, но из которой нужно извлекать уроки. Под звуки марша в исполнении оркестра школы искусств воины-­интернационалисты традиционно посещают памятный знак, расположенный около городской средней школы № 1. В этот день мы выражаем глубокую признательность и благодарность всем, кто честно и мужественно исполнил воинский долг за пределами Родины. Воины-интернационалисты являются примером бескорыстного служения человечеству, не только на долгие годы предотвратив распространение экстремизма и наркоторговли, но и создав условия для благополучия населения на освобожденных территориях. Ветераны вой­ны в Афганистане, как никто другой, знают реальную цену миру. В памяти людской ей еще жить долго, потому что ее история написана кровью солдат и слезами матерей. Сегодня мы хотим рассказать о людях, которые прошли весь ужас Афганской вой­ны, выжили, но никогда не забудут звук выстрелов и взрывов, потерю близких товарищей, которых они больше никогда не увидят живыми.

Воин-интернационалист Валерий Вячеславович Максимович. Фото из архива “ДВ”.

Валерий Вячеславович Максимович тоже там был и видел, как погибают его товарищи. Родился наш собеседник в Донецке. Позже семья вернулась на историческую родину в деревню Сороцни. В апреле 1984 года был призван на службу в армию в воздушно-­десантные вой­ска.

– Старший сержант приехал и сказал, что «учебка» будет афганской в городе Фергана, в то время мы еще мало что знали про Афганистан, поэтому эта новость не напугала нас, – вспоминает наш собеседник. – Построив всех новобранцев в шеренгу, он сказал, что если кто-то собирается жениться в ближайшее время, то есть возможность сменить место службы, а тем, у кого было сложное материальное положение, наоборот, рассказал о возможности заработать, так как солдаты Афганской вой­ны получали хорошее жалование.

Но никто из шеренги выбранных ребят не вышел из строя, все как один направились служить Родине, не за большими деньгами, нет. Они четко знали, что обязаны исполнить свой гражданский долг.

В учебной части, как рассказывает Валерий Вячеславович, их распределили в 103‑ю воздушно-­десантную дивизию. Их усердно тренировали, учили прыгать с парашютом, одним словом, готовили настоящих бойцов. После полугода «учебки» молодых военнослужащих перевели в город Кабул. Служил наш собеседник в комендантской роте, возил начальника оперативного отдела штаба дивизии, которая находилась недалеко от аэродрома.

– Приходилось часто ездить в штаб армии для разработки боевых действий, командиры обсуждали новые операции и старались держать все в строгой секретности, – вспоминает воин-интернационалист.

Как рассказывает Валерий Вячеславович, мирное население дружелюбно было настроено к солдатам. Хотя сами и жили бедно, но советских солдат старались угостить лепешками.

– Нас очень хорошо кормили, всего было в изобилии, – добавляет уже седовласый мужчина. – Только по родным скучали очень. Недалеко от нашего штаба за колючей проволокой мы видели, как дехкане – крестьяне – обрабатывали землю. Казалось, что мирная жизнь совсем рядом, но это было не так. Первых полгода связи с родными не было совсем. Все было в строгой секретности.

Первое письмо матери Валерий написал только из Кабула. В нем он, как и многие другие ребята, рассказывали, что у них все хорошо, «на боевые задания не ходим, занимаемся обслуживанием техники», но материнское сердце все равно тревожилось о родном человеке. Чтобы утешить родителей, Валерий написал, что скоро демобилизуется их земляк Владимир Бондарь из деревни Немержа, писал, чтобы съездили к нему и убедились, что тот живой, и он обязательно вернется домой.

По словам Валерия Максимовича, к ним в Кабул часто прилетали многие советские артисты – Анне Вески, София Ротару, Иосиф Кобзон и многие другие. У них и свой ансамбль был, назывался он «Голубые купола».

Наш собеседник не хотел вдаваться в подробности тех страшных лет. Было видно, что ему тяжело и больно вспоминать службу в Афганистане.

После армии Валерий Вячеславович устроился водителем в ДРСУ‑25, вскоре женился. Вместе с супругой воспитали и вырастили трех дочерей, которые безумно любят своего отца и гордятся им. Шестеро внуков радуют дедушку своим счастливым и озорным смехом.

Каждый год Валерий Вячеславович встречается с когда-то молодыми солдатами, служившими в Афганистане. Сегодня это уже седовласые мужчины, с медалями на груди и грустными глазами.

Для Валерия Максимовича 15 февраля – особая дата. В этот день не только вывели вой­ска из Афганистана, в этот день он родился на свет. И только он один знает, какое событие более значимо для него.

Валерий Иванович Богуш родился в Казахстане. Рос и воспитывался в многодетной семье. Со временем семья переехала в Россию, а в 1980 году вернулись на историческую Родину в Беларусь. С раннего детства маленький Валера, играя в «вой­нушку», считал себя защитником Родины, мечтал носить фуражку и солдатский ремень. Просматривая советские фильмы «Как закалялась сталь» или «Время выбрало нас», многие мальчишки того времени представляли себя героями и каждый мечтал о службе в армии. Валерий Иванович жил с родителями далеко за Волгой на Саратовской земле. Очень часто приходилось слышать от старожилов легенды про легендарного полководца Василия Ивановича Чапаева. Два дяди Валерия Ивановича были военными, и он мечтал связать свою жизнь с армией.

О вой­не в Афганистане Валерий впервые услышал, когда еще учился в школе. Однажды он с ребятами стоял возле пешеходного моста у железнодорожного вокзала. Внимание ребят привлекло огромное скопление людей, которые шли по этому мосту и несли на руках гроб.

– Никогда не забуду этот раскачивающийся мост и толпу людей, несших гроб. Помню, как кто-то сказал, что это солдат, погибший в Афганистане, – вспоминает Валерий Иванович.

Еще в школе научился играть на гитаре и первые песни были песни про Афган. Примерно в это же время он впервые услышал, как мальчики постарше, играя на гитаре, пели песни про Афганистан. Всем известные строки из песни: «Я ухожу, – сказал мальчишка ей сквозь грусть. – Ты только жди, я обязательно вернусь» для многих ребят ассоциировались именно с военными событиями того времени.

Летом 1980 года семья Богуш переехала в Беларусь на Родину в деревню Заречка. После окончания школы молодого парня направили на обучение от военкомата в Брестскую школу радиотелеграфистов, и там пришло четкое осознание того, что он поедет служить в Афганистан. Сначала была «учебка» в Фергане, затем самолетами их доставили в Кабул.

– Наш призыв 1987 года был последним, кто проходил службу в горячем Афгане, – рассказывает наш собеседник.

Не забыть Валерию Ивановичу тот момент, когда они только прилетели в место дислокации. Открылась рампа самолета, в лицо хлынул афганский горячий воздух, вокруг стоял сильный гул моторов самолетов, в небе кружили вертолеты в густом мареве виднелись горы и дым в горах. А навстречу шли счастливые «дембеля» в парадной форме и с чемоданами в руках.

Военнослужащий Богуш был распределен в отдельный батальон связи. Офицеры рассказывали новобранцам, что больше на боевые выезды им не придется выходить, так как начинался вывод советских вой­ск. Основная задача была – это сопровождение колонн и обеспечение связи. Колонны перевозили продовольствие и медицинские препараты, воду и ГСМ. Южнее Кабула, по словам офицеров, солдат уже не было, и поэтому вой­на скоро закончится. Первоначально ощущения, что попал на вой­ну, не было. Они вместе с остальными солдатами через день заступали на боевые дежурства. По периметру дивизии был выкопан окоп, в котором и проходил наряд. А недалеко от окопа, буквально в пару метрах, за колючей проволокой была мирная жизнь. Там был расположен частный сектор. Около каждого дома гектаров пять пахотной земли. У одного хозяина земли был наш родной трактор МТЗ‑80, на котором он работал, не обращая на нас никакого внимания. Казалось, что нет никакой вой­ны. Вот он долгожданный мир и спокойствие. Но это только казалось.

– Несмотря на то что открытых боевых действий не было, без каски строго-­настрого запрещалось передвигаться, так как время от времени происходили обстрелы территории дивизии из стрелкового оружия и минометов. Кроме окопов нам приказали вырыть капониры, в которых можно было переждать обстрел. Казармы, в которых мы жили, были сделаны из фанеры. Она легко простреливалась, поэтому капониры были местом надежного укрытия, – вспоминает Валерий Иванович.

– После первых двух-трех обстрелов нам было интересно ходить и собирать осколки от минометов. Они были в виде ромбиков. Иногда поднимешь его, а он еще теплый. Офицеры предупреждали, что грохота от взрыва минометной мины мы не услышим, а только шелест, поэтому сразу надо искать укрытие.

Осознание, что смерть рядом, пришло после первых похорон своих боевых товарищей. Но умирать так не хотелось, ведь дома молодого солдата ждали родители и девушка, с которой он собирался пожениться.

– Нам было не понятно, почему продолжали обстреливать. Ведь говорили, что вой­на закончилась, но все равно стреляют, а нам приказывали огонь в ответ не открывать, – недоумевал наш собеседник.

Вспоминает воин-интернационалист, что однажды, находясь в наряде, он увидел, как прямо перед ним песок ни с того, ни с сего начал подниматься, как будто кто-то бросает камни. Он стоял как завороженный и не мог понять, что происходит. Лишь позже старослужащий сказал, что, возможно, это стрелял снайпер.

– В голове было много вопросов: если снайпер, то почему стрелял не целясь, словно играл со мной? Хотя в то время со стороны врагов мог стрелять кто угодно, даже у детей в руках приходилось видеть оружие, – рассуждает Валерий Богуш.

Не забудет воин-интернационалист и свое первое боевое дежурство. Заступив в наряд, прохаживаясь по окопу взад-вперед, он нашел под ногами закопанную гранату Ф‑1. Забыв об указании ничего не поднимать с земли, он с интересом ее рассматривал, не подозревая, какую опасность она могла скрывать за собой.

Приходилось взаимодействовать и с местной армией «зеленых». Это военнослужащие афганских правительственных вой­ск.

– Между нами проходили спортивные соревнования, и в казармы к нам они приходили. Ходили слухи, что военнослужащие армии «зеленых» днем служили на правительственные вой­ска, а ночью снимали шинели и воевали против советских солдат, – рассказывает Валерий Иванович.

Не забыть нашему собеседнику смерть боевых товарищей. А ведь дома их ждали близкие люди, у которых, как и у него, после вой­ны жизнь разделилась на до и после. Он всегда будет помнить их, отдавая дань уважения.

Вернувшись под конец службы, в январе, в витебскую часть, военнослужащий Валерий Богуш не мог спать по ночам. На рядом расположенной железной дороге товарные составы или грохот разгружаемых вагонов не давали забыть звук взрывов гранат. Еще долго его настораживали громкие звуки и по ночам снились погибшие товарищи. Лишь только недавно Валерий Иванович стал смотреть фильмы и передачи про Афганистан.

Дату 15 февраля – окончательного вывода советских вой­ск из Афганистана – он с боевыми друзьями, еще будучи в армии ожидал как День Победы, и лишь со временем это чувство переросло в День памяти. Однако даже сейчас, спустя десятки лет, по словам воина-­интернационалиста, чувство вой­ны не прошло.

Вернувшись в родную деревню, примерно через год наш собеседник сделал предложение девушке, с которой дружил с детства. Она же его ждала со службы, и по сей день рука об руку вот уже почти сорок лет идут по жизни супруги Богуш.

Валерий Иванович Богуш с учениками СШ №1. Фото из социальных сетей.

Сегодня воин-интернационалист Валерий Богуш возглавляет отдел по военно-­патриотическому воспитанию Дрогичинского районного центра дополнительного образования детей и молодежи. Часто можно увидеть Валерия Ивановича, выступающего перед школьниками. Общаясь с ребятами в преддверии Дня памяти воинов-­интернационалистов, он рассказывает о своей службе, о вой­не, старается донести, что это не компьютерная игра и второй жизни не будет. В свободное время наш собеседник любит мастерить что-то из дерева, играть на гитаре, фотографировать красоту природы, людей, словно стараясь заполнить память хорошими моментами.

Татьяна КОНОНЕНКО.

Поделиться новостью:

Популярно

Архив новостей

Похожие новости
Рекомендуем

На территории Брашевичского лесничества в рамках республиканской акции “Дайце лесу новае жыццё!” состоялась высадка деревьев

Сегодня, 21 марта, на территории Брашевичского лесничества состоялась высадка...

«Собачье дело» в Марковичах – есть ли решение проблемы?

Состоялся сход граждан д. Марковичи и д. Чернеевичи Хомского...

В урочище Хвойники прошла акция по благоустройству

На захоронении жертв войны в урочище Хвойники, недалеко от...

Какие работы планирует выполнить Дрогичинское ЖКХ в рамках Года благоустройства

О планах коммунальников на нынешний год рассказал первый заместитель...