Конституционная эволюция. Как рождался и менялся Основной Закон Беларуси

Дата:

Сегодня исполняется 30 лет, как была принята Конституция суверенного государства – Республики Беларусь. Основной Закон стал прочной основой для развития нашей страны. О том, как принималась Конституция, об основных этапах ее эволюции и чем они были вызваны, рассказываем в нашем материале.

Вглубь истории

Историческим шансом состояться в качестве национального государства Беларусь воспользовалась в далеком 1919 году. Тогда на политической карте Европы появилась Социалистическая Советская Республика Белоруссия. Молодому государству была необходима Конституция. Ее приняли 3 февраля 1919 года на I Съезде Советов ССРБ. Она отвечала духу времени и была революционной.

На протяжении советского периода Основной Закон трансформировался несколько раз. В декабре 1920‑го Основной Закон дополнили, прописав, что высшим органом власти становится Съезд Советов Белоруссии, и ряд других изменений, направленных на централизацию органов советской власти.

В 1922‑м БССР стала одной из республик-­основательниц Советского Союза. 11 апреля 1927 года принята новая Конституция БССР. В статье 4 говорилось, что БССР является частью Советского Союза, общее руководство делегирует единому центру.

Особенностью Конституции 1927 года являлось то, что признавалось полное равноправие белорусского, еврейского, русского и польского языков, вводилась часть о выборах и избирательном праве.

Еще дважды – в 1937 и 1978 годах – принимались Конституции БССР. Они унифицировались с союзным основным документом, при этом отражали трансформацию советского государства и совершенствование механизмов государственного управления. Тогда же появились новые формы народной демократии – референдумы и всенародные обсуждения.

Последние изменения и дополнения внесли в Основной Закон 27 октября 1989 года. Но неумолимо наступала новая эпоха.

В духе времени

15 марта 1994 года была принята Конституция, ставшая первой Конституцией независимой и суверенной Республики Беларусь. В стране вводился институт президентства, но за Верховным Советом сохранялись широкие полномочия. Все мы прекрасно помним особенности того времени. Будущая модель государства только начинала выкристаллизовываться. Нужна была эффективная политическая система, способная вывести страну и общество из грозившего хаоса. Но главное – нужно было заниматься вопросами экономики, сохранения производства, поднимать жизненный уровень людей. Становилось все очевиднее, что это под силу только сильной централизованной власти. Верховный Совет погряз в пустой политической трескотне. Существовавший баланс ветвей власти не мог обеспечить координацию усилий в направлении развития и созидания. Стало понятно, что Основной Закон несовершенен и требует доработки.

Тогда молодой Президент Лукашенко так объяснил суть своих предложений:

«…Только в результате конституционной реформы мы сможем уйти наконец от бесконечных бессмысленных политических баталий наверху и сосредоточиться на проблемах, которые больше всего волнуют наших людей… Именно в сильной власти сегодня спасение для нашего государства и экономики. При слабом Президенте наши доморощенные либералы под разговоры о всеобщем благе всех нас без штанов оставят в собственной стране…»

Народ услышал своего Президента, поддержал один из вариантов Основного Закона, предложенный Президентом и превращающий Беларусь в президентскую республику. Проект Верховного Совета, предусматривавший упразднение поста Президента, был отвергнут. Так был сделан выбор, определивший вектор развития государства на годы.

Первое десятилетие президенства Александра Лукашенко было не простым. Формируемую Президентом властную вертикаль пытались опрокинуть. Оппозиция не оставляла попыток взорвать общество изнутри. Но Президент сумел удержать взятый курс. Более того, по всем показателям Беларусь выглядела предпочтительнее других постсоветских государств. В 2004 году экономический рост составил 11 %.

Курс развития страны не только подтвердил свою состоятельность, но и требовал логического продолжения. Президент не стал разыгрывать различные схемы и комбинации, действуя честно и, как всегда, открыто. Он напрямую спросил у народа, доверяет ли он Лукашенко пройти этот путь дальше вместе. На референдуме 2004 года Основной Закон получил еще одно изменение – количество сроков, на которые избирался Глава государства, не ограничивалось.

Многие приверженцы либерализма считают сменяемость власти чуть ли не краеугольным камнем демократии. И тогда оппозиция данное изменение трактовала не иначе как установление диктатуры, а то и монархии.

Но давайте будем исходить из двух аспектов. Во-первых, Беларусь находилась на уникальном этапе своего развития. Для завершения формирования окончательной архитектуры политической системы, экономической модели, модели общества 10 лет в историческом масштабе крайне мало. Будем говорить прямо: многие процессы зависели напрямую от присутствия на политическом поле личности Александра Лукашенко. Именно он обеспечивал монолитность вертикали власти, заряженность государства на непоколебимость выбранного курса. Второе – в тех самых «развитых демократиях», кои нам постоянно ставят в пример, смена первого лица государства не ведет к глобальной смене политического курса, традиций и концепции развития. А вот Беларуси на том этапе это вполне грозило. Поэтому пройдя десятилетний путь от края пропасти к стабильности и развитию, снова оказаться в пучине перемен – так себе удовольствие.

Звучит как штамп, но нынешние исторические реалии принесли нам новые вызовы. А жизнеспособность государства определяется, в том числе, и его способностью к трансформации и эволюции.

Еще до выборов 2020 года Президент говорил, что пришла пора эволюционировать. Последняя редакция Конституции стала поистине всенародной. Я хорошо помню, как живо, а порой очень скрупулезно в трудовых коллективах, на диалоговых площадках обсуждались предлагаемые изменения.

Время поставило нас перед необходимостью буквой Закона защитить традиционную семью, историческую память, право на защиту персональных данных.

Белорусы одобрили внесение в Конституцию изменений, касающихся выборов Президента и распределения части его полномочий, а также появление нового органа власти – Всебелорусского народного собрания.

Именно благодаря эволюции Конституции мы сумели найти компромисс по вопросам совершенствования политической системы государства и обеспечить мирное стабильное развитие в соответствии с актуальными вызовами времени.

Геннадий ДЕЮН.

Поделиться новостью:

Популярно

Архив новостей

Похожие новости
Рекомендуем

Розничный товарооборот по Дрогичинскому району полугодии 2024 года cоставил 83,9 млн. рублей

Об этом сообщили в главном статистическом управлении Брестской области....

Автомобильный парк Дрогичинского райпо пополнился новым автомагазином

Новая автолавка обслуживает 21 отдаленный населенный пункт нашего района...

Министр транспорта и коммуникаций встретился с коллективом АП № 15 г. Дрогичина

Сегодня в рамках единого дня информирования министр транспорта и...

К сведению недропользователей

Брестское областное управление Госпромнадзора информирует, что с июня 2024 г....