«Лекарь» для авто. Ремонт автомобилей с Павлом Якутой

Павел Якута гордится эвакуатором, который собрал своими руками.

Мы продолжаем рубрику о предпринимателях нашего района, не побоявшихся открыть свое дело, которое будет востребовано и приносить пользу жителям нашего города и района.

Автомобиль уже давно не роскошь, а средство передвижения. Спрос на личные авто растет, поэтому всегда есть постоянная потребность в их ремонте и проведении техобслуживания. Все это делает профессию автомеханика одной из самых востребованных. Автопром развивается очень стремительно, и спрос на квалифицированных и молодых специалистов высок.

Павел Якута занимается ремонтом автомобилей уже более 10 лет. Родился и вырос в Дрогичине, после школы окончил колледж по специальности «техник-­механик». С самого раннего детства он постоянно что‑то чинил, экспериментировал. Скорее всего, любовь к технике передалась Павлу по наследству от его отца и деда. Он видел, как старшие мужчины их семьи уделяют ей огромное внимание, и ему самому это занятие очень нравилось.

С чего все начиналось

Самостоятельная трудовая деятельность началась с аренды маленького гаража, затем, благодаря программе поддержки малого бизнеса, удалось выкупить несколько гаражей на территории бывшего КБО. Параллельно с ремонтом Павел занимался продажей б/у запчастей, своими руками собрал эвакуатор, который пользуется большим спросом.
Станция технического обслуживания (СТО), которую создал Павел, занимается механическим и кузовным ремонтами, проводит диагностику электронной части. Также станция оказывают услуги по шиномонтажу, эвакуации автотранспорта после дорожно-­транспортных происшествий.

СТО Павла очень популярно. У них обслуживаются автомобили Дрогичинского РОВД, районной больницы, центра по обеспечению деятельности бюджетных организаций Дрогичинского района. Ребята не успевают обслуживать всех желающих, поэтому ведется запись постоянных клиентов на ремонт автомобилей на будущий месяц. Также автомастерская нашего собеседника является первым представителем в нашем городе известной сети, которая реализует резину для легковых авто.

Рабочие будни в автомастерской.

«В моем автосервисе выполняется широкий спектр работ. Мы постоянно учимся чему‑то новому. Не бросаем дело не завершенным до конца, и я считаю, что это наш плюс, – говорит Павел Якута. Мой рабочий день начинается со звонков и записей клиентов, а заканчивается поздним вечером. На работе устаю больше морально, нежели физически, так как много приходится общаться с клиентами. Иногда возникают проблемы донести до людей информацию, особенно касательно денег. Рады вновь видеть клиентов, которые остаются довольны нашей работой. Они нам доверяют, и мы им доверяем. Бывает, конечно, что клиенты недовольны. Проще, когда человек сразу выражает свое недовольство. Может быть, это была не наша вина, и он что‑то неправильно понял. Поговорили, объяснили – стали хорошими друзьями. И так должно быть в любой ситуации, независимо от сервиса. Бывает, разбираешь двадцатилетнюю машину, а в ней пробега «миллион», и ты даже колодки поменять не можешь, так как при замене вылезет очень много сопутствующих вещей. Человек хотел только колодки поменять, а там сумма вырастает в разы. Конечно, мы никого не заставляем, но на машине так ездить нельзя. Бывают ситуации, что у людей денег нет, и они просят немножко подождать, а кто‑то начинает конфликтовать», – делится автомеханик.

На протяжении всей нашей беседы у Павла постоянно звонит телефон. Кому‑то нужен эвакуатор, кто‑то хочет отремонтировать свое авто, а кто‑то интересуется наличием запчастей.

Совместное хобби

Павел вместе с сыном увлекается дрифтом. Это экстремальный вид автоспорта, основанный на зрелищности прохождения поворотов в заносе. Наш собеседник со своими ребятами переделал обычное авто марки «БМВ» в спортивный автомобиль. Каждые выходные Павел вместе с сыном Прохором ездят «дрифтить» в Пинск на специально оборудованную площадку. Со следующего года, когда Прохору исполнится четырнадцать, он станет официальным участником этого экстремального спорта. Павел видит в этом увлечении что‑то новое и интересное для молодого поколения.

Автомобиль Павла для дрифтинга.
Автомобиль Павла для дрифтинга.

Забавные истории

По словам нашего собеседника, на СТО бывает много интересных моментов. Иногда звонят женщины, и когда у них спрашивают, какая у них машина (имеется в виду марка, год), они говорят, что красненькая. В принципе, любой анекдот в Интернете про автосервис – это практически правда. «Недавно был такой случай. К нам на СТО приехала женщина и попросила починить ее авто, так как машина «сама газует»… А как оказалось, после уборки своей машины женщина положила коврик не под педаль газа, а на нее», – с улыбкой рассказывает автомеханик.

Советы новичкам

Тем, кто собирается стать автомехаником, Павел советует определиться с отношением к работе. Тот, кто хорошо работает, тот хорошо зарабатывает.

Одного образования недостаточно, в этом деле важна практика. Диплом – это только теория, порой сильно отличающаяся от практических навыков. Бывает, ребята знают устройство двигателя, а ключ ни разу в руке не держали. Диплом нужен, чтобы разговаривать с человеком на одном языке, чтобы он понимал, о чем идет речь. Остальное – практика. По-другому никак. Автомеханик должен чувствовать автомобиль. Минимальный набор требований – это, к примеру, знание того, как снять колеса, поменять колодки.

«Если говорить в общем про профессию автомеханика, нужно знать, как устроен автомобиль, как он работает, что такое топливная система, как она устроена и т. д. Не знаешь этого – учись по учебникам, видео. В основном в автомобилях все одинаковое (та же ходовая часть, система кондиционирования), но у каждой марки свои нюансы», – уверяет наш собеседник.

Павел Якута считает, что одним из полезных навыков является интенсивный темп работы. Его нужно держать и совершенствовать: чем быстрее идет работа – тем лучше. Но высокая скорость не должна вредить качеству. С этим надо быть осторожным.

Хороший автомеханик – тот, у которого есть самоконтроль: закончил одну операцию в автомобиле – проверь сам себя, все ли сделал хорошо. Он должен обладать такими качествами, как стрессоустойчивость, ответственность, обучаемость. Нужна и физическая сила – чтобы открутить гайку или болт. Либо, если особой силы нет, поможет знание геометрии: как можно приложить усилие и сделать рычаг.

Также, по мнению Павла, очень важны пунктуальность и вежливость. Даже если клиент неправ, резко ему отвечать нельзя.

И напоследок Павел рекомендует: «К своему автомобилю нужно прислушиваться.

Когда вы к нему привыкли, вас должен настораживать любой посторонний звук – скрип при медленной езде или торможении, вибрация в руле или по всему кузову при разгоне. Это первый признак того, что нужно ехать к мастеру в автосервис и смотреть, что происходит с вашим «железным другом».

Татьяна КОНОНЕНКО.
Фото автора.