spot_img
spot_imgspot_imgspot_imgspot_img

Личный опыт. Выстраданное право – быть водителем

Дата:

Наступил тот долгожданный день, когда все эмоции – хорошие и не очень – улеглись и можно сесть и описать мою великую «войну» за право быть водителем.

Начнем с предыстории. Как мне кажется, большинство родителей, имеющих автомобиль, стараются хоть немного научить своих детей управлять им. Естественно, для безопасности всего окружающего, делается это на закрытых территориях или же в пустынных местах. Нечто подобное было и у меня, но поскольку моей особенностью являются «руки-крюки» и отсутствие рвения в постижении водительского мастерства, то закончилось все тем, что управляемая мною машина чуть не поцеловалась со столбом. Детский мозг и присущая впечатлительность сделали свое дело, и несколько лет глаза даже не поворачивались в сторону руля.

Время не изменило мое мнение по поводу вождения, но подключились родственники, которые рьяно начали уверять меня, что «да, ты уже взрослая – более ответственная, и такого повториться не может», «получи права, это же такая необходимая вещь», «без прав сейчас – никуда». И тут я допускаю ошибку, о которой придется пожалеть на целых ближайших полгода. Я соглашаюсь на авантюру и записываюсь на занятия в автошколу «Большая Медведица».

С долей энтузиазма и надежды на то, что мне должно понравиться, я иду на первый урок. Осматриваю аудиторию – пару знакомых есть, так что скучно не должно быть. Познакомившись с преподавателем, еще больше уверяюсь, что будет весело. К слову, занятия проходили два раза в неделю в течение трех месяцев.

Первое занятие прошло нормально, а потом – чем дальше в лес, тем больше в дебри. Каждый урок отводился на изучение определенной темы, которая после закреплялась решением тестов на компьютере. Ладно, это – интересно и познавательно. Но когда начинались зачеты, я готова была выть как волк в полнолуние. Чтобы понимали те, кто не учился, – для пропуска на следующий этап обучения надо было решить сорок вопросов. Они делились на половину, и если допускаешь две ошибки – начинаешь заново. Ну, а поскольку я не была отличницей в силу того, что некоторые из тем, особенно технического плана, меня совсем не увлекали, то перерешивать задания тестов мне приходилось несколько раз. Нервы лопались, как струны у неумелого гитариста, и терпение таяло на глазах. Но я держала себя в руках. Тут, конечно, надо добрым словом вспомнить нашего преподавателя Валерия Владимировича Божко, который, несмотря на мою бестолковость, не терял в меня веру. Да и вообще, если вы собираетесь идти на вождение, то советую только к нему. Даже те темы, в которых я мало смыслила, учитель подавал в такой простой и веселой форме, что они сами собой усваивались.

Например, для того, чтобы различать разделительную полосу и зону, он рекомендовал знать рифмовку: «зона без газона». А для определения жестов милиционера-регулировщика выучить слоган:

«Если палка смотрит в рот – делай правый поворот,

Если палка смотрит вправо – ехать не имеешь права,

Если палка смотрит влево – проезжай как королева…» и т.д.

Но разнообразные правила, вплоть до изучения суммарного люфта в рулевом управлении и процентной ставки, при которой стояночная тормозная система не обеспечивает неподвижного состояния, – все это цветочки по сравнению с самим вождением. Честно говоря, я помню первое практическое занятие только тем, что было не очень. Но на то оно и начальное – у большинства оно было не лучшим. Однако время шло и ничего не менялось.

Первые звоночки «зачем я в это ввязалась» начались с понимания, что если в моем расписании стоит вождение, значит, настроения нет с самого утра. Дальше – больше. Лишь стоило мне сесть на водительское сиденье, пристегнуться и завести машину, как сразу появлялось желание ее заглушить, вылезти и пойти сделать что-то более полезное. Вождение – это вообще одна сплошная паника и нервотрепка: спокойно ехать могла только по прямой, а перекрестки – это почти мини-инсульт… Инструктор держался стойко, но видно было, что ему тоже не по себе.

Во всей этой ложке дегтя была лишь мизерная часть меда – вождение на автодроме. Это единственное, что у меня всегда хорошо получалось. За все три месяца я лишь один раз сбила стойку, и то потому, что она косо стояла. Это помогло не терять веру в себя. Только потом я осознала, что автодром – это показатель спокойствия, точности в действиях и того, что только ты владеешь ситуацией и решаешь, как быть: сбить стойку или нет. Дорога же – это один большой сложный живой организм, зачастую живущий по своим правилам. И мне это совсем не нравилось.

В общем, с горем пополам, три месяца минули, и наступил внутренний экзамен. Как человек, который относился ко всему  «будь как будет», – я купила книгу с правилами в последний день учебы. Но, прошу заметить, все занятия посещала, слова преподавателя слушала и запоминала. Ну и перед экзаменом прочитала книгу. На этом подготовка была закончена. Как оказалось, зря. Преподаватели заметили мое «старание» и будто знали, что я выучила, а что – не совсем. И пока у других спрашивали знаки, разметку и на что они распространяются, мне же выпало отвечать по внутреннему устройству автомобиля.

Ладно, с этим разобрались, но наступил момент тестов. Желание биться головой о компьютер решить вопросы не помогло бы, поэтому я села и собралась. Неудачно. Но второй заход все изменил. Спасибо преподавателям, которые позволили перерешать.

После тестов вера в себя все же была потеряна и воодушевление, которого и так не было, окончательно смыло потоком действительности. Но нужно было возвращаться к реальности. Поэтому перед экзаменами в ГАИ Пинского МРЭО я настроилась и два раза прорешала все темы дома на компьютере. К слову, повторение темы несколько раз и детальное прохождение вопросов – лучший способ выучить. Проверено еще со времен централизованного тестирования, к которому я готовилась по подобной схеме.

Река времени ускорила свое течение и слишком быстро переправила меня на берег: «пора ехать в Пинск». Первую поездку организовывала автошкола: собирала всю группу и доставляла в нужное место. Бонусом также являлась машина, на которой учились и которую уже знали.

Таким образом, я попала в город (как мне показалось) с самыми плохими дорогами в области, которые мне предстояло проехать почти «на отлично». Но сначала регистрация, а потом – поочередный вызов в кабинет, где принимали теоретический экзамен.

Если описывать состояние во время ответа на десять вопросов, то это адское напряжение и нервный тик. Но, взяв себя в руки, решила: главное – не спешить. Поэтому в первую очередь я просто пролистала все вопросы. Осознание того, что точный ответ я знаю не по всем из них, немного подкосило ноги, а руки снова предательски стали дрожать. Не спасала даже уверенность в правильных ответах. Все равно, отвечая на них и нажимая «энтер», у меня замирало и сердце, и мозг.

Как-то так прошли семь вопросов. Оставшиеся три вызывали больше всего сомнений. Но все хорошо. Я ответила на все, и лишь в последнем, зная, что можно допустить ошибку, расслабилась и сделала ее. Девять из десяти – заветное зеленое: «зачет сдан», и улыбка на все тридцать два. На радостях выхожу из кабинета. Преподаватель шокирован, но рад. Я тоже.

Дальше – полигон. Это, наверное, единственное, в чем я была уверена. Как и думала, без заминок и особого волнения выполнила боковую парковку и гараж, и получила зачет. В мыслях уже зародилась надежда, что я сдам и уеду с правами, чтобы больше никогда не возвращаться в этот Пинск. Но судьба решила поиздеваться надо мной, и когда наступил момент практической езды в городе, на расстоянии ста метров я сделала максимальные три, а то и четыре, ошибки. Умница, что сказать. Но ожидаемо.

Кстати, при первой поездке в Пинск до сдачи вождения в городе продержались восьмеро из всей группы. В том числе и я. А далее реальность оказалась такова, что получить права в тот день смогли только четверо. Почему? Нет, не от незнания, а из-за небольших мелочей. Например, на моих глазах водила девушка, которая знала все идеально и у которой проблем с вождением во время обучения не было. Но она не смогла. А все потому, что в городе, даже если ты просто заглох – это уже ошибка. Этот факт вызывает у меня недоумение до сих пор. Как можно считать ошибкой то, что иногда случается даже у профессиональных водителей, которые вдоль и поперек знают свою машину и ездят на ней много лет? Это абсурд. Да, возможно, в какой-то мере данный факт можно посчитать угрозой безопасности для других, но не всегда же. В том же случае, когда две одногруппницы перед началом движения заводили машину, и она у них глохла – это тоже считали за ошибку. И все. Попробуй проедь четыре, а то и больше, километра, не заглохнув и не допустив более трех подобных недочетов, когда твой стаж в сумме насчитывает, условно говоря, тридцать часов.

Короче, первую поездку можно описать тремя словами: обидно, досадно, но ладно.

Я могла бы рассказать о каждой своей неудачной поездке в попытке сдать на права, но не буду. Скажу, что каждый раз случались какие-то «мутные» нюансы, от которых было непреодолимое желание порвать все бумаги и бросить это дело. Так, сюда можно приплести тот момент, когда накануне Нового года я оплатила пересдачу, приехала в Пинск, чтобы мне сказали, что не допускают. И лишь оттого, что с началом 2018 года немного поднялись тарифы. Я, конечно, могла бы доплатить недостающие пару копеек, но рядом не оказалось никакого банка.

Далее, в третий раз, меня подставил автомобиль. В тот момент арендовать транспорт автошколы возможности не было, и пришлось сдавать на «тачке» Пинского ДОСААФ. Вот и представьте себе, за рулем сидит человек, у которого заканчиваются деньги оплачивать все эти пересдачи, не отменяем волнение, присутствующее на каждом экзамене,  и осознание того, что за тобой наблюдают и сканируют все твои поступки. А тут еще и автомобиль незнакомый. Вот так я ехала-ехала, выполнила требуемую остановку на парковке, и, выезжая с нее, у меня сам выключился ближний свет. После фразы инспектора:

– Девушка, вы не заметили – что-то не так?

В смысле? Естественно, я, в первую очередь, начала осматривать стояночный тормоз и поворотники, но предательство подошло с другой стороны – от ближнего света. Тем более, что сознательно я его не выключала.

В общем, четыре неудачные поездки меня добили, и я, как раз на время сессии, забыла об этих ужасных днях. Но вспомнить пришлось, и очень нехотя. Пятая поездка произошла совершенно случайно, когда я все-таки позвонила инструктору и заняла последнее оставшееся место в автомобиле. Так в пятый раз мне повезло ехать на машине автошколы, да и с компанией таких же «битых» пересдачами людей, как и я.

С унылыми лицами и без шуток – уже не до них, приехали в Пинск. При подаче документов нам еще умудрились немного «поугрожать» тем, что следующий раз не позволят сдавать на машине, на которой учились. Есть там одно правило, которое запрещает часто использовать транспорт своей автошколы. Возможно, из-за того, что у них на аренду машины тоже есть планы, которые горят и которые срочно надо выполнять. Но мы это опускаем и переходим к тому моменту, когда пришел мой черед сесть за руль. Два человека до меня с «успехом» провалились, и уверенности мне это не придавало. Но пора бы уже и сдать, и я, в полной прострации, сделала это. Возможно, сказался тот факт, что мне все это порядком надоело и было уже все равно за исход происходящего, или же то, что был другой инспектор, но все четыре километра мне удалось проехать без единой ошибки. На провокации со стороны экзаменатора типа «остановитесь здесь», я не поддавалась, так как все места, в которых инспектор просил это сделать, были запрещенными. В общем, с небольшими заминками, типа расстегнулся ремень безопасности и одним водителем на дороге, который не следовал правилам и чуть меня не подбил, с дрожащими руками я доехала до нужного места. В тот момент у меня возникла мысль: хорошо, что волосы крашеные, никто не увидит появившейся седины.

Заветное «сдан», и вот я бегу в специальный кабинет, где выдают удостоверение. Щелкнул фотоаппарат, который запечатлел меня не в самом лучшем виде, и это укрепило сознание, что я уже не хочу видеть удостоверение. А когда его получила, еще больше уверилась в том, что все потраченные силы, нервы и деньги не стоили такой карточки, тем более с плохой фотографией. Все эти четыре попытки сдать без опыта вождения в городе с большим потоком, едва заметной разметкой и в целом, не самыми адекватными пешеходами, не окупились ни радостью, ни счастьем. И стоило это того? Жизнь покажет…

Если я сейчас начну подводить итог, это затянется еще на страницу. Однако есть то, что я хочу подчеркнуть: никогда и ни за что не записывайтесь в автошколу, если вы не желаете и не готовы, но вам советуют родственники. Это – о личном. А теперь – об общественном: до сих пор не понимаю, зачем нам нужно ездить сдавать экзамены по вождению в Пинск или любой соседний город, если инспектор ГАИ может приехать в Дрогичин и принять его? Так, кстати, делают во многих регионах республики. К примеру, моя знакомая, живя в Узде, теоретическую часть сдавала в Столбцовском МРЭО, но вождение принимали на месте обучения – в городе, где человек без опыта вождения хотя бы более-менее ориентируется в пространстве.

Конечно, пинчанам, знающим свой город, сдавать экзамен по вождению на знакомых улицах значительно проще, чем приезжим курсантам автошкол. И дешевле. А в нашем случае это несколько похоже на дискриминацию по признаку, что нам не повезло родиться там, где нужно. По крайней мере, у меня после всего осталось именно такое чувство.

Марина ШАФРАН

Поделиться новостью:

Популярно

Архив новостей

Похожие новости
Рекомендуем

Светлана Бартош встретилась с коллективом Дрогичинского ТЦСОН

Депутат Палаты Представителей рассказала всем присутствующим о ходе Всебелорусского...

На старте “малинового” сезона познакомились с начинающим фермером

Ни для кого не секрет, что Дрогичинщина славится как...

В кинотеатре «Беларусь» проходит общенациональная премьера фильма «Время вернуться»

Перед началом показа этой военно-исторической драмы киностудии Беларусьфильм, посвященной...

Во всех районах Беларуси ограничено посещение лесов

Во всех районах Беларуси введено ограничение на посещение лесов....