Любимая работа, уютная квартира, дружный коллектив, или Как врачи Анищенко решили остаться в Дрогичине

Молодые врачи – анестезиологи-­реаниматологи Раиса и Дмитрий Анищенко не скрывают, что у них, конечно же, были амбиции работать если не в Бресте, то хотя бы в Пинске. Однако они не расстроились, узнав, что начинать свой профессиональный путь им придется в Дрогичине. Раиса и Дмитрий выросли в деревне и каких‑либо предрассудков по поводу жизни в небольшом райцентре не имели.

– Для меня была важна сама профессия, возможность заниматься любимым делом, – говорит Раиса Анищенко. – Я понимала, что именно в районной больнице смогу приобрести колоссальный опыт, так как здесь в реанимационное отделение поступают и дети, и перинатальные пациенты – новорожденные, пациенты акушерского профиля, люди с отравлениями, кардиологическими и другими проблемами.

Раиса Александровна родом из д. Рубель Столинского района. Стать врачом решила в 7 классе. Сама не может объяснить, что подвигло к такому выбору. Медицинских работников в семье не было, впрочем, как и высшего образования у родителей. Просто профессия врача казалась Раисе необычайно интеллигентной, благородной. Среднюю школу она окончила с золотой медалью, успешно сдала тестирование. Раиса самостоятельно налегала на учебу. К тому времени уже умер отец, в семье не было финансовой возможности нанимать репетиторов. Чтобы подстраховаться, при поступлении в Гомельский государственный медицинский институт девушка воспользовалась целевым направлением. Но и без него Раиса стала бы студенткой.

– В университете я была старостой группы, – рассказывает Раиса Александровна. – Учиться нравилось. Если бы вернуть время назад, все равно поступала бы в медицинский. Нисколько не жалею и что выбрала анестезиологию-­реаниматологию, никакого профессионального выгорания у меня пока нет.

Попасть в группу анестези-ологов-­реаниматологов было непросто. В нее набирали небольшое количество студентов третьего курса, которые подтвердили свой интерес к медицине высокими баллами. Однако своей цели Раиса добилась. Девушка занималась в научном кружке по анестезиологии и реаниматологии, писала научные работы, брала дежурства в Гомельской клинической больнице скорой медицинской помощи, посещала реанимационное отделение.

Раиса и Дмитрий сошли в Дрогичине с поезда ранним утром, когда город еще спал. Весь нажитый совместный скарб уместился в три дорожные сумки. Молодых врачей встречало такси. Тепло, дружелюбно в центральной районной больнице молодых специалистов приветствовал главный врач Александр Протасевич. Их сразу же заселили в городское общежитие. А через полгода Раиса и Дмитрий переехали в арендное жилье – двухкомнатную квартиру в новом доме по ул. Шоссейной.

Дмитрий Анищенко также окончил школу с золотой медалью. Вырос он в небольшом селе в Брянской области. И хотя мама преподавала в школе физику и математику, Дмитрий отдавал предпочтение химии и биологии, с 8 по 11 класс он традиционно становился победителем районной предметной олимпиады, занимал призовые места в областной. Во взрослой жизни Дима видел себя только врачом.

Учиться он решил в соседней Беларуси, в Гомельском государственном медицинском университете. На старших курсах Дмитрий познакомился с Раисой. Будущая супруга распределилась в Дрогичин, но интернатуру проходила в Пинске. Представ перед комиссией по распределению, Дмитрий Анищенко заявил, что хотел бы работать в Дрогичине. Желание молодого человека искренне порадовало тогдашнего министра здравоохранения Василия Жарко, который, как известно, родом из Дрогичинского района и всегда с большой любовью относился к своей малой родине.

Первые годы Дмитрий Васильевич работал врачом-­терапевтом в терапевтическом отделении центральной районной больницы. Но в декабре 2020 года, после переобучения, он перешел в реанимационное отделение. И сейчас у них с женой одна профессия на двоих – врач – анестезиолог-­реаниматолог.

Супруги Анищенко уже могли бы уволиться из Дрогичинской ЦРБ и переехать в более крупный город – предусмотренная законом отработка закончилась, а врачи сегодня требуются даже в Минске. Был момент, когда они всерьез задумались над таким шагом. Многие молодые врачи, отработав, уезжали. Порой вовсе не потому, что им что‑то не нравилось в Дрогичине, а в угоду расхожему мнению, что в небольшом районном центре невозможно реализовать свои профессиональные амбиции. Кого‑то к увольнению подталкивали и семейные, жизненные обстоятельства. Своими сомнениями Раиса и Дмитрий поделились с главврачом, благо работают они в одном отделении с Александром Степановичем. Побеседовали, сообща взвесили все «за», «против». И твердо решили остаться в Дрогичине.

– Здесь у нас есть жилье, вот уже 5 лет мы живем в хорошей арендной квартире. Так как мы – деревенские, то мечтаем построить свой дом, – говорит Раиса Александровна. – Главный врач очень хорошо относится к молодежи, поощряет новые начинания, стремление к повышению квалификации. Общаюсь с коллегами из других больниц, поэтому знаю, что не всегда молодых специалистов отпускают учиться в клиническую ординатуру. Мало того что на протяжении трех месяцев в году врача нет на рабочем месте, так больница еще несет дополнительные финансовые затраты, выплачивая ему среднюю зарплату и командировочные. Несмотря на это Александр Степанович поддержал мое желание учиться в ординатуре. Я уже окончила два курса. И желание Димы пройти курсы переподготовки, чтобы работать врачом – анестезиологом-реаниматологом, он также поддержал.

Супругам Анищенко нравится и коллектив, в котором они трудятся.

– Когда приходишь на работу, не испытываешь стресса от общения с коллегами, наоборот, чувствуешь, что мы – команда и в какой‑то мере – семья, – делятся Раиса Александровна и Дмитрий Васильевич. – Заведующий Павел Иванович Демко очень начитанный, дотошный человек, у него есть чему поучиться. Впрочем, мы все чему‑то учимся друг у друга. В нашем отделении есть и молодые специалисты, которые работают первый год, но есть и Владимир Владимирович Радюк – врач с огромным опытом.

По-настоящему дружеские отношения установились у супругов Анищенко с их коллегой Дмитрием Александровичем Юрашевичем. Он также живет в арендной квартире, по соседству с молодой семьей. Раиса Александровна и Дмитрий Васильевич смело оставляют на коллегу, друга и соседа своего маленького сынишку. Всего 11 месяцев после рождения первенца Раиса побыла в декретном отпуске. Не могла она дольше усидеть дома, всей душой стремилась на работу. Сначала вышла на половину ставки, а сейчас уже работает на полную ставку. Так как родственников у Анищенко в Дрогичине нет, то им самостоятельно приходится растить ребенка. Опять же, в отделении им идут навстречу: график дежурств составляется так, чтобы один из супругов мог забирать сына из детского сада, проводить с ним время, пока второй работает. Да и Дмитрий Юрашевич всегда готов прийти на выручку молодым родителям, присмотреть за малышом.

Добрым словом Дмитрий Анищенко вспоминает и коллектив терапевтического отделения, где ему довелось работать сразу после университета. В отделение реанимации он пришел во время второй волны COVID‑19. За плечами Дмитрия уже был определенный опыт работы в ковидной зоне. Но отделение реанимации – это особенное отделение. Здесь не бывает легких и тяжелых больных, пациентов в прямом смысле этого слова приходится вытаскивать с того света. Для врача – анестезиолога-реаниматолога важны, как хорошая теоретическая подготовка, так и владение практическими навыками для выполнения жизненно важных манипуляций. Первые две недели заведующий отделением Павел Демко не отпускал Дмитрия от себя, делился практическим опытом, учил в любой ситуации проявлять выдержку, собранность, терпение. После этого Дмитрий Васильевич самостоятельно заступил на дежурство, один оставался ночью на две зоны: обычную и ковидную.

– Конечно же, во время пандемии COVID‑19 было тяжело, но все медики работали, – говорит Раиса Анищенко. – Мы не знали этого заболевания, не располагали четкими протоколами, руководствовались только клиническими рекомендациями. Не могу сказать, что у меня был большой страх. Я знала, что должна работать и буду работать, даже несмотря на беременность. В отделении реанимации мы привыкли к ежедневным трудностям, к стрессу. Спустя время накал ситуации снизился и сейчас уже кажется, что не так уж тяжело и было. А ведь работать приходилось в жару в специальных костюмах, в респираторах, в которых тяжело было дышать. Но еще тяжелее приходилось морально, потому что люди умирали. В отделении хватало оборудования, медикаментов, но порой, к сожалению, мы не могли повлиять на ситуацию.

Врачи отделения реанимации работают в тесном контакте, взаимодействии с терапевтами, хирургами, акушерами-гинекологами. Сообща они решают одну общую, необычайно важную задачу – спасают жизни пациентам.

Одно только слово «реанимация» у родственников пациентов, друзей, знакомых вызывает сильную тревогу. Если человек оказался в реанимации, значит, ситуация действительно тяжелая. Так устроен человек, что он надеется услышать от врача обнадеживающие слова, возможно, даже «ложь во спасение». Для врача – анестезиолога-­реаниматолога умение контактировать, общаться с родственниками пациентов – отдельная наука.

– Мы должны доносить родственникам информацию правильно, корректно, этично, говорить правду, чтобы не давать ложную надежду. Зачастую мы говорим не то, что люди хотели бы от нас услышать. Но по-другому мы не можем, – делятся супруги Анищенко.

Они искренне полюбили Дрогичин и уже считают его родным городом.

– А как же иначе? – удивляется Дмитрий Васильевич. – Здесь у нас родился ребенок. И теперь, куда бы мы ни переехали, он останется дрогичинцем. Здесь мы обрели свое первое совместное, семейное жилье, реализовались как профессионалы, познакомились с хорошими людьми. Да и сам городок нам нравится: тихий, уютный, ухоженный.

– Когда возвращаешься сюда, например, с курсов, от родных, километров за 30 появляется ощущение, что ты возвращаешься домой, – поддерживает супруга Раиса Александровна.

Нина ТКАЧУК.