Любовь к предмету у детей начинается с личности учителя

В прошлом учебном году сразу три ученицы Натальи Георгиевны Крицкой, учителя химии СШ № 1 г. Дрогичина, заняли призовые места на областном этапе республиканской олимпиады по химии. Свою главную задачу Наталья Георгиевна видит в том, чтобы привить ученикам любовь к предмету, который преподает. «Эта любовь со временем и приводит детей к успеху. А начинается она с личности учителя», – убеждена педагог.

Во всяком случае, в ее собственной жизни именно так и произошло. К окончанию школы Наташа твердо решила, что будет поступать в Брестский педагогический институт имени А. С. Пушкина. Но перед ней стояла дилемма: стать учителем химии или же математики. Она очень любила уроки химии, которые вела Вера Ивановна Иванова, и математики, которую преподавала классный руководитель Надежда Александровна Воронцова. Наташа старалась быть похожей на своих любимых учителей, как губка впитывала каждое их слово, старалась перенимать манеры.

– Именно Вера Ивановна и Надежда Александровна повлияли на формирование моей личности и на выбор профессии, за что я им безгранично благодарна, – говорит Наталья Георгиевна Крицкая. – И хотя я стала учителем химии, те математические компетенции, которые в меня вложила Надежда Александровна, мне очень пригодились и во время учебы в институте, и во время работы.

Пройдут годы, и младшая дочь Натальи Георгиевны, Дарья, будет увлеченно изучать, казалось бы, не слишком модный в наше время немецкий язык. Она поступит в Минский лингвистический университет на специальность «Переводчик».

– Первым открытым уроком, который я посетила в СШ № 1 г. Дрогичина, был урок немецкого языка Нины Николаевны Ляшевич, – рассказывает Наталья Крицкая. – Я помню его до сих пор. И до сих пор для меня образ Учителя – это образ Нины Николаевны. Она стала для меня примером культуры общения с учениками и коллегами, культуры поведения, внешнего вида. И когда Даша пошла в пятый класс, я попросила Нину Николаевну, которая к тому времени уже была на пенсии, с ней позаниматься. Даша влюбилась в своего педагога, благодаря чему полюбила и немецкий язык. Конечно же, интерес девочки к предмету также развивался и благодаря учителю немецкого языка нашей школы Людмиле Ивановне Ильючик.

В следующем году исполнится 30 лет, как Наталья Георгиевна Крицкая работает в СШ № 1 г. Дрогичина. Но свои первые шаги в профессии она сделала не здесь, а в лицее № 1 имени А. С. Пушкина г. Бреста. Для молодого учителя лицей стал хорошей школой в методическом плане, в плане выстраивания отношений с коллегами в коллективе, общения с учениками. Однако всего год довелось Наталье Георгиевне поработать в лицее. Она вышла замуж за военного, который после службы в Эстонии получил назначение в Дрогичинский районный военный комиссариат. И семья Крицких переехала в Дрогичин. Думалось, ненадолго. Оказалось – на всю жизнь. Здесь Наталья и Михаил построили квартиру, стали счастливыми родителями двух дочерей.

– Я оказалась в очень хорошем коллективе, – отмечает Наталья Георгиевна. – До декрета поработала психологом, а когда Нина Ивановна Саливончик ушла на пенсию, стала преподавать химию. В стенах СШ № 1 для меня, молодого педагога, началась серьезная школа жизни. Мне посчастливилось работать с Людмилой Николаевной Павлюкович, Таисией Витальевной Литвинчик, Валентиной Григорьевной Вакульчик, Людмилой Викторовной Кудинович, Валентиной Ростиславовной Концевич и другими опытными учителями. В нашей школе и сейчас трудится сильный коллектив, есть у кого поучиться. А учиться педагог должен всегда! Не может учитель химии жить только химией, а математики – только математикой. Каждый из нас должен интересоваться успехами своих коллег, поддерживать их.

Мы встретились с Натальей Крицкой в субботу, в шестой учебный день. Она проводила факультативные занятия. От обычных уроков факультативные занятия отличаются тем, что на них не выставляются оценки, а задачи ребятам приходится решать более сложные. Это своеобразная подготовка к поступлению в университет, к сдаче ЦТ и централизованного экзамена.

Наталья Георгиевна Крицкая и десятиклассница Елизавета Сушко во время подготовки к олимпиаде. Фото автора.

А в лаборантской по индивидуальной программе работала десятиклассница Елизавета Сушко. Химией девочка увлеклась в восьмом классе. Тогда же она стала посещать факультативные занятия и впервые приняла участие в областном туре республиканской олимпиады по химии. Увы, сильное волнение не позволило тогда Лизе добиться успеха. В 9 классе она сумела справиться с эмоциями и стала обладательницей Диплома первой степени областного тура, участвовала в республиканском. Можно сказать, что исключительно по техническим причинам дрогичинской школьнице не удалось побороться за призовое место.

– Но у Лизы появилась огромная мотивация заниматься с еще большим усердием и в этом учебном году вновь побороться за победу в республиканской олимпиаде, – одобрительно смотрит на свою ученицу Наталья Крицкая.

Внешне они даже похожи, словно мама и дочка.

– Наталья Георгиевна поддерживает меня на протяжении всего моего химического пути, она стала для меня второй мамой, – улыбается Елизавета Сушко. – Наталья Георгиевна интересно преподносит, объясняет материал, подбирает интересные задания. К тому же с ней можно всем поделиться, посоветоваться.

Лиза планирует связать свою жизнь с химией, поступить в БГУ. Она мечтает заниматься научной деятельностью, работать на химическом производстве.

– Настолько целеустремленных детей, как Лиза, – немного, – говорит Наталья Георгиевна. – Даже если она не станет победителем республиканского тура олимпиады, то обязательно будет хорошим химиком и хорошим человеком. Я считаю, что профессия – это дополнение, а человеческие качества – самое главное. Я стараюсь учить детей не только решению задач, давать им химические компетенции, но и воспитываю в них моральные, духовные принципы. Для меня важно, чтобы ученик обладал добротой, уважением к старшим, к своим родителям, любовью к родной Беларуси, к родному краю.

Многими своими выпускниками гордится Наталья Крицкая. Она помнит всех учеников, которые на протяжении почти 20 лет участвовали в олимпиадах. В прошлом году с дипломами разных степеней с областного тура республиканской олимпиады по химии вернулись Елизавета Сушко, Василиса Елец и Наталья Гладкая. К слову, сегодня Василиса успешно учится в лицее БГУ. Но первым порадовал педагога «олимпийским» дипломом в 2014 году Павел Зущик. Он окончил мединститут и работает в Минске фармацевтом. Челюстно-­лицевым хирургом в Минске трудится Денис Соловей, который успешно участвовал в республиканском туре олимпиады. На врачей сейчас учатся олимпиадницы Марина Мазур и Анастасия Марчук.

Можно смело утверждать, что среди выпускников Натальи Крицкой – целая плеяда медицинских работников. Те, кого Наталья Георгиевна по сей день с любовью называет своими детьми, уже принимают ее как пациентку в Дрогичинской поликлинике. С дипломами врача в родной город возвратились Екатерина Сахащик, Егор Мовчанюк, Татьяна Гринченко, Татьяна Полоско, Ольга Крук, Алёна Машковская, которая, к слову, является мамой четверых детей и сейчас находится в декретном отпуске. Офтальмологами стали Мария Протасевич и Марина Юрашевич, военным врачом брат Марины – Сергей, в Брестской областной больнице работает Юлия Коршак. Впрочем – всех и не перечислить.

А вот старшая дочка Натальи Георгиевны, Анна, в прямом смысле этого слова, пошла по стопам матери. Она стала учителем биологии и химии и сейчас работает в одной из минских школ. Хотя Наталья Георгиевна не помышляла о создании семейной династии. Она советовала дочери, какую профессию выбрать, но не настаивала. Анна часто обращается к матери за профессиональным советом. Впрочем, без помощи дочери не обходится и Наталья Георгиевна.

– На своих уроках я, конечно же, активно использую современные информационные технологии, – объясняет педагог. – Так как я много не знала и не умела, то приходилось часто обращаться к Анне. А вот в плане мела и доски я подсказываю дочери. Если я не стану возле доски с кусочком мела в руке, то не проработаю тему «от и до», а значит, не будет успеха у моих детей. На мой взгляд, информационные технологии являются дополнением к основной работе учителя. Живого слова педагога никто не отменял. Дети любят, когда учитель объясняет им материал у доски, они лучше понимают.

В 2017 году СШ № 1 г. Дрогичина стала первой школой в районе, куда в рамках реализации республиканской программы «Кабинет химии» поступило новое оборудование – сейф для хранения реактивов и сушильный шкаф. Сегодня кабинет оснащен всем необходимым для учебного процесса, практических занятий. Наталья Крицкая смело обращается к администрации школы, когда возникает необходимость, например, приобрести фиксаналы или мелкое оборудование. Потому что знает: руководство обязательно ее поддержит и поможет. За это учитель очень благодарна директору школы и завучам. Ведь, располагая всем необходимым, Наталья Георгиевна имеет возможность основательно готовить своих воспитанников к практическому туру олимпиад, и что самое главное – выполнять с учениками профильных классов 100 процентов практических работ.

– Профильные классы – это очень серьезный уровень подготовки, – отмечает Наталья Крицкая. – Здесь занимаются достаточно сильные ученики, и это правильно. Потому что мы воспитываем и готовим их к будущей вузовской жизни. У ребят, выбравших серьезный профиль, детство, конечно же, не заканчивается, но уже начинается другая жизнь. Им приходится взрослеть, они учатся правильно распределять свое время, что очень пригодится во время учебы в университете. Не всегда школьник, который занимается в профильном классе или готовится к олимпиаде, имеет возможность вдоволь выспаться и нагуляться. Важно понимать, что это вклад в будущее ребенка, что ему будет легче поступить, а потом и учиться в вузе.

В нынешнем учебном году в первой городской школе было открыто два профиля с углубленным изучением химии: химия и математика, а также химия и биология. Наталья Крицкая предпочитает не агитировать детей в профильные классы, а давать им возможность сделать самостоятельный выбор. Изучение химии начинается в 7 классе, и уже к 9 классу дети мотивированы к повышенному изучению предмета.

– С 7 класса начинаю приглашать детей на факультатив «Подготовка к олимпиадам», ни в коем случае не заставляю посещать его, а предлагаю, – подчеркивает учитель химии. – Если вижу, что ребенок схватывает материал на лету, решает задачи, то со временем вкладываю в него все больше знаний, даю дополнительные задания и во время факультатива, и домой. Если ученик выполняет их с интересом, с удовольствием, он – олимпиадник. Если не делает – не заставляю. Олимпиадник – это ученик с большим уровнем самоорганизации. Иногда прошу Елизавету Сушко отдохнуть, убеждаю, что слишком много в ее жизни химии. А она в ответ: «Химия – мой отдых!»

Не могу удержаться, чтобы не задать своей собеседнице вопрос по поводу репетиторства. Почему родители нанимают репетиторов, если в школе настолько углубленно ведется преподавание?

Наталья Крицкая отвечает за себя:

– Обращаться или нет к репетиторам – личное дело родителей. Но я стараюсь убеждать их, что в 10 классе я подготовлю детей и без репетиторов. Профильные группы небольшие: в одной 8, в другой – 6 человек. Четыре часа химии в неделю в рамках школьной программы и три часа факультативных занятий достаточно для усвоения материала на повышенном уровне. Также я много времени уделяю детям при подготовке к ЦТ. В нашей стране проводится три пробных этапа централизованного тестирования, в которых участвуют мои ученики. По их результатам я вижу пробелы в знаниях детей и помогаю им «подтянуться». Репетитор нужен тогда, когда ребенок долго болел и пропустил много уроков. Химия – это наука, представляющая собой цепь знаний, и если одно из звеньев выпадает, то цепь разрушается. Все темы связаны, поэтому репетитор в такой ситуации может быть полезен. Бывает, что ребенок в 8-9 классах не мотивирован к изучению химии, а в 10 решает стать инженером-­химиком, фармацевтом или врачом. Есть пробелы в знаниях – нужен репетитор.

По результатам работы за 2022 год Наталья Крицкая была удостоена звания «Человек года» в номинации «Образование».

***

В свободное время Наталья Георгиевна увлекается вязанием, любит вечером перед телевизором «поперебирать» спицами. Она с удовольствием выполняет заказы мамы, дочерей, супруга на вязанные из шерстяных и хлопковых ниток свитеры, шапки, пледы.

Наталья Георгиевна убеждена, что учитель никогда не стареет душой. При встрече с бывшими коллегами, которые уже находятся на заслуженном отдыхе, она восхищается их активной жизненной позицией, подвижностью, способностью придумывать себе развлечения, увлечения.

– Мне иногда кажется, что ментально я старше наших Натальи Ефимовны Боровик, Людмилы Андреевны Степанюк и Татьяны Алексеевны Куксич, которые трудятся в огороде, путешествуют. Нужно стремиться к их образу жизни, брать с них пример, – улыбается Наталья Крицкая. Впрочем, она и сейчас во время отпуска любит путешествовать по Беларуси и в Россию – Москву, Санкт-­Петербург.

Нина ТКАЧУК.