Определенную загадочность нынешней избирательной кампании придал Виктор Ковалюк, который, будучи зарегистрированным в качестве кандидата в депутаты Палаты представителей, привез в редакцию нашей газеты свою программу и… исчез.
Узнав, что 11 ноября кандидаты-социал-демократы, к числу которых относится упомянутый претендент, проводят пресс-конференцию, я отправился в Брест в надежде хоть там увидеть человека, имеющего желание представлять ивановцев и дрогичинцев в Парламенте.
Надежда оправдалась. Виктор Степанович был в числе однопартийцев. Однако, обо всем по порядку.
Заявленная кандидатами от Белорусской социал-демократической партии (Грамады) пресс-конференция началась со скандала. Одного из потенциальных участников встречи – блогера Голикова – организаторы не пустили в офис. Голиков пытался прорваться, мотивировав свои действия тем, что заявленная пресс-конференция – открытое мероприятие. Однако организаторы заявляли, что блогер не аккредитован.
После словесной перепалки вниманию публики была представлена коротенькая интермедия, сюжет которой составила потасовка между кандидатом Игорем Масловским и Алексеем Голиковым. Итог можно охарактеризовать как боевую ничью. Каждая из сторон оставила себе на память трофей противника: Масловскому достался смартфон Голикова, а Голиков элегантным движением снял очки с носа соперника.
Далее дело снова обернулось словесной перебранкой:
– Верни очки!
– Отдай телефон!
Отдаленно действо напоминало сцену из старого фильма «Гардемарины, вперед»: «Бумаги в обмен на Ягужинскую»!
От себя замечу, что в практике моей работы с такой ситуацией я столкнулся впервые. Алексей Голиков в данных обстоятельствах был прав: пресс-конференция – открытое мероприятие, аккредитация на нее не требуется.
Интермедия закончилась прибытием милиции. Масловский с Голиковым удалились оформлять взаимные претензии, роль ведущей взяла на себя кандидат в депутаты по одному из округов Бреста Анна Канюс.
Содержание всей беседы пересказывать не буду, остановлюсь на тех моментах, которые касались СМИ и Днепро-Бугского округа. Итак, государственные СМИ были обвинены в предвзятости по отношению к кандидатам от социал-демократической партии.
Игорь Гетман: Скажите, ваши кандидаты пытались опубликовать свои материалы в государственных газетах на правах рекламы?
Анна Канюс: Мы давали программы кандидатов. На правах рекламы мы не давали…
Игорь Гетман: Один из кандидатов в нашем округе, Светлана Бартош, использовала возможность опубликования рекламных материалов. Статья о ней имела положительный резонанс, если судить по звонкам в редакцию. Виктор Степанович Ковалюк данный шанс не использовал.
Анна Канюс: Это право кандидата…
Игорь Гетман: У себя в Ивановском районе мы не видели, чтобы Виктор Степанович Ковалюк вел предвыборную кампанию. Подозреваю, что подобная ситуация была и в Дрогичинском районе. Кампании как таковой не было. Был бы хоть какой-нибудь пикет – мы бы опубликовали информацию о нем. Но давать было нечего.
Оба кандидата не являются уроженцами Ивановщины. И, как минимум в этом они были в равных условиях. Но Бартош, в отличие от Ковалюка, за месяц предвыборной агитации посетила массу предприятий и организаций в райцентре, объездила многие сельские населенные пункты.
Ирина Альшова (телеканал «Лагуна»): Если против вас вели такую «оголтелую» кампанию государственные СМИ, как вы говорите, почему вы не обратились в коммерческие издания, на коммерческие каналы?
Анна Канюс: Потому что они коммерческие СМИ, за которые надо платить. Мы жалеем для этого денег. Мы используем деньги для встреч с избирателями, поскольку ездить по районам – это накладная вещь. И Столинский, и Дрогичинский, и Ивановский район – довольно большие. Кандидат в депутаты уходит в отпуск на время агитационной кампании, но ему ведь на что-то в это время надо жить. Кандидаты от социал-демократии вносили собственные средства на избирательную кампанию. Но деньги мы лучше потратим на печатную продукцию, чтобы донести информацию избирателю.
Виктор Ковалюк: Про финансирование хотел добавить. Есть провластные организации, такие как Белорусский Республиканский Союз Молодежи. Им выделяется транспорт, деньги для прогулок (? – И.Г).
Игорь Гетман: У БРСМ нет служебного транспорта…
Виктор Ковалюк: Нет? Есть транспорт у БРСМ! Руководители БРСМ являются, как правило, членами исполнительных комитетов, они подписывают коррупционные решения в нарушение прав человека…
Игорь Гетман: Я тоже член исполкома. Назовите коррупционные решения, которые я подписал?
Виктор Ковалюк: Я не об Ивановском районе говорил…
На этом прервем цитирование разговора, который все больше напоминал беседу глухого со слепым. Заметим только, что несмотря на уверенность Виктора Степановича, в районных структурах БРСМ служебного транспорта все-таки нет…
Игорь ГЕТМАН