spot_img

Настоящая верность

Дата:

Часто нам, людям, стоит поучиться у братьев наших меньших (зверей и птиц) таким качествам, как настоящая любовь, родительская забота, супружеская верность… Наблюдая за миром природы, я уже не раз находила подтверждение этому и даже рассказывала о семье аистов в одной из публикаций. Позвольте поделиться с вами, дорогие читатели, еще одной историей об этих замечательных птицах, которые являются символом не только нашей родной Беларуси, но и эталоном настоящей семьи.

Наша Воловельская школа, где я работаю уже больше 20 лет, находится в очень живописном месте – прямо на опушке леса. Весной и летом заливистыми песнями радуют нас птичьи голоса: неустанно стучит трудяга-дятел, считает года кукушка, заливаются трелями соловьи. Осенью грибы не собирает разве только ленивый – подосиновики, подберезовики и белые растут прямо на территории школы. А зимой излюбленным местом для зимних забав и веселья становится Лысая горка.

Мы все любим нашу школьную околицу за чистый воздух и живописные пейзажи. Уже много лет назад это место облюбовала семья аистов. Свое гнездо птицы свили на трубе школьной котельной. «Не лучшее место», – скажете вы. Согласна. Но ведь почему-то именно там из года в год высиживали птенцов аисты. В прошлом году мы вместе со съемочной группой программы «Спадчына» наблюдали схватку двух аистов-самцов за сердце «дамы». Они то вступали в сражение в воздухе, по-мушкетерски скрещивая свои длинные клювы, то, опустившись на гнездо, старались столкнуть друг друга, то снова взмывали вверх. А самка снисходительно наблюдала за ними, не вмешиваясь в ход битвы и давая возможность «мужчинам» разобраться самим. Тогда победил сильнейший, и скоро мы могли наблюдать, как заботливые родители выкармливали своих прожорливых птенцов.

С приходом весны мы всегда с нетерпением ждали возвращения наших птиц. Бывало, они прилетали рано, когда еще отопительный сезон не был закончен и из трубы валил черный дым. Но, несмотря на это, аисты смело ремонтировали свой дом, готовились к появлению потомства. Казалось, они понимали, что скоро труба дымить перестанет. Часто от копоти птицы становились совсем черными, и дети называли их «неграми» или «копчеными». Когда топить прекращали, аисты откладывали яйца. И тогда мы уже наблюдали, как трепетно заботится аист-самец о своей самке. С раннего утра до позднего вечера он неустанно трудился, принося будущей матери червяков, лягушек, ужей. А она мужественно высиживала яйца, не вставая с гнезда, чтобы они не застудились.

Так было и в этот раз. Аисты прилетели вовремя и, как обычно, стали ремонтировать свой дом. Казалось, все складывалось как нельзя лучше. Отопительный сезон в этом году закончился намного раньше – апрель порадовал нас прекрасной теплой погодой. Труба давно не дымила, и аисты спокойно начали свою семейную жизнь: самка высиживала потомство, а самец добывал пропитание.

Но природа сыграла с нами злую шутку. После настоящего тепла вдруг снова стало по-ноябрьски холодно. Холода затянулись – в школах и детских садах мерзли дети. И тогда было принято решение продлить отопительный сезон. Из высокой трубы котельной снова повалил черный дым. Самке аиста стало нечем дышать, под гнездом было невыносимо жарко. Она могла бы улететь. Но как же тогда яйца, из которых должны появиться ее птенцы? Материнский инстинкт не позволил ей бросить на произвол судьбы своих еще не родившихся птенцов. Так и осталась птица сидеть в гнезде, медленно и мучительно умирая от невыносимого жара и копоти. Ее верный самец все это время летал над гнездом и ничем не мог ей помочь.

Наконец топить перестали и аист смог опуститься на гнездо. Но там больше не было ни его любимой подруги, ни яиц с птенцами. Вместо них он нашел обгоревшие останки того, что раньше было смыслом его жизни. Теперь ему незачем было жить. Тогда аист взлетел над гнездом, еще раз посмотрел на свой дом. Потом поднялся высоко в небо, сложил крылья и камнем бросился вниз. Тело разбившегося аиста нашли прямо у стен котельной, на трубе которой сгорело его счастье.

Я вовсе не хочу обвинить людей в смерти аистов. Прекрасно понимаю, что труба действующей котельной – не самое лучшее место для их гнезда, что неразумные птицы могли бы подобрать более безопасное место, что их природный инстинкт должен был предотвратить беду. Умом понимаю, а сердцем нет. Каждое утро, приезжая на работу, я по привычке поднимаю голову – смотрю на гнездо: как там наши птицы, все ли у них в порядке? Аистов больше нет.

Хочу ли я, чтобы через год здесь поселилась новая аистиная семья? Не знаю. Если за это птицы должны будут заплатить такую высокую цену, то нет. А вы как думаете?

Инна ЯКОВЧИК,

д.Закозель

Предыдущая статья
Следующая статья

Поделиться новостью:

Популярно

Архив новостей

Похожие новости
Рекомендуем

Как осуществляется соцподдержка людей с ограниченными возможностями

Социальная защита людей с инвалидностью является одной из приоритетных...

Петр Пархомчик: В рамках программы “Один район – один проект” необходимы более продуктивные идеи

В ходе пресс-конференции, которую проводит сегодня для журналистов председатель...

Министр культуры, помощник Президента, руководители компаний и замминистры. Подробности кадрового дня у главы государства

Президент Беларуси Александр Лукашенко 2 декабря рассмотрел кадровые вопросы. Президент...