Нужно ли в школе изучать основы семейной жизни? Мнение старшеклассников

Со следующего учебного года в средних учебных заведениях для старшеклассников планируется ввести факультатив «Основы семейной жизни». Программа обучения разработана и утверждена Министерством образования Республики Беларусь и предполагает один час в неделю. Занятия рассчитаны на подготовку подростков к серьезным отношениям и созданию крепкой семьи. Предлагается и план тем для факультативного изучения и обсуждения. Так, в девятом классе детям планируют рассказать о психофизическом различии юношей и девушек, репродуктивном здоровье молодежи и особенностях добрачных отношений, факторах и мотивах брачного выбора. В десятом классе программа направлена на выяснение сущности брака и семьи, ее значении в обществе и налаживании гармонизации супружеских отношений. А в выпускном, одиннадцатом, классе, юношам и девушкам поведают о создании семьи, появлении ребенка в ней, регулировании доверительных взаимоотношений с ним и о многих других полезных темах.

В связи с введением данного факультатива в школьную программу, корреспондент «ДВ» решила узнать мнение десятиклассников некоторых школ города и района о том, насколько полезным они считают такое нововведение и какой хотели бы видеть подачу информации на факультативе?

Виктория ДОВГУН, Брашевичская СШ:

– Как мне кажется, факультатив решили ввести по причине безответственного отношения молодых людей к браку. Раннее и необдуманное вступление в семейные отношения, когда оба партнера относятся к этому этапу с завышенными ожиданиями, которые потом разбиваются о реальность – все это приводит к последующим разочарованиям и разводам. И чтобы быть готовым к проблемам и по возможности их избежать, об особенностях и тонкостях серьезных отношений решили рассказывать в школе. Вообще, я считаю это классной идеей, но хотелось бы, чтобы факультатив проходил в непринужденной обстановке и в форме дискуссии, дополненной разнообразными тестами и видеороликами. Тогда я буду посещать его с удовольствием, особенно если там будут учить тому, как, к примеру, избегать семейных разногласий, как в трудные времена искать и получать помощь и поддержку со стороны супруга и как правильно выстраивать отношения с детьми.

Майя ПУРАС, Брашевичская СШ:

– Дети быстро взрослеют, поэтому ничего сверхъестественного в том, что для старшеклассников вводят такой факультатив, не вижу. Однако хочется, чтобы к составлению программы и к его проведению подошли ответственно и с долей креатива. Здорово, если бы, помимо темы о браке и семье, в программу включили вопросы, которые волнуют школьников намного раньше. Например, как построить отношения с парнем, развивать с ним контакт и как понять, что это именно твой человек. И чем старше дети будут становиться, тем более углубленно стоит развивать тему взаимоотношений между девушкой и парнем. В идеале, конечно, правильно было бы рассказывать не только про основы семейной жизни, но и про сексуальное образование, что тоже немаловажно знать старшеклассникам. Ведь некоторые в таком возрасте совершают непоправимые ошибки, о которых впоследствии могут пожалеть. А нужные знания помогли бы избежать нежелательных последствий.

Витя КАРПОВИЧ, Перковичская СШ:

– Вероятно, цель этого факультатива – более углубленно рассказать школьникам о браке и семье, чтобы впоследствии они не боялись этого неизвестного жизненного этапа. Поэтому на занятиях хотелось бы услышать внятные аргументы в пользу вступления в такие серьезные отношения, как себя вести и что делать, чтобы позже не оказаться в статусе разведенных. Было бы хорошо, если бы на этом факультативе мы могли узнать и поговорить о проблемах раннего брака, необдуманного вступления в половые отношения и о причинах, которые повлекли обесценивание семейных ценностей и традиций. А еще хотелось бы, чтобы по форме подачи материала этот факультатив был похож на интересное увлекательное мероприятие, а не на строгий урок.

Ирина БРУХАН, Перковичская СШ:

– Занятия по «Основам семейной жизни» вводят для воспитания у молодежи ответственности к браку. Ведь в последние годы в нашей стране появилась тенденция к откладыванию этого этапа на далекую перспективу. Многие боятся вступать в серьезные отношения, связывать себя брачными узами и заводить детей, поскольку считают это трудным и ответственным делом, требующим значительного приложения эмоций и сил. По этой причине старшеклассников решили подготовить и рассказать о том, что проблемы будут, однако их не стоит бояться. Но, чтобы в понятной и доступной форме донести это до школьников, следует подойти к разработке программы занятий творчески, и выбрать педагога, который хорошо контактирует с детьми. Ведь не хотелось бы, чтобы факультатив был подобен обществоведению с конкретными отчеканенными определениями и подпунктами. Наоборот, он должен проходить в непринужденной форме, и было бы полезно и интересно послушать не только теорию, но и разобрать какие-то конкретные жизненные ситуации. Может, даже делиться историями своих семей и анализировать некоторые проблемы во взаимоотношениях, чтобы узнать, как возникают конфликты между близкими людьми и как их можно избежать.

Виктория ЗАХАРИК, средняя школа №2 г. Дрогичина:

– Мы развиваемся, и вполне естественно, что в старших классах нам решили рассказывать о браке и семейных традициях. Это правильный подход, поскольку подростков стоит готовить к этому периоду заранее, чтобы они не боялись узаконивать отношения, но вместе с этим понимали, с какой ответственностью придется столкнуться. И, принимая это к сведению, в будущем не сделали ошибок в виде раннего необдуманного брака и его расторжения при незначительных проблемах. Но, вместе с темами о семье, на начальном этапе необходимо провести занятия и по сексуальному образованию. Это больше нужно для понимания проблем, которые могут возникнуть при необдуманных половых контактах и взаимоотношениях. Хотя и много времени этой теме посвящать не надо, ведь настоящая семья все же строится на других, более серьезных, взаимоотношениях.

Дмитрий МАЦУЛЕВИЧ, средняя школа №2 г. Дрогичина:

– Семья – главное в жизни человека. На этом основывается наша жизнь, поскольку в семье мы появляемся на свет, взрослеем в ее окружении, взаимодействуем с родными людьми. И, конечно же, впоследствии строим свои собственные отношения и семьи. А поскольку к выбору партнера стоит подходить ответственно, уметь наладить с ним контакт и не отказываться от него при проблемах – нас заранее решили научить этому и подготовить к такому серьезному жизненному периоду. Я считаю, что это не только правильно, но и довольно интересно. Особенно если к проведению факультатива «Основы семейной жизни» в школе подойдут не формально, а творчески. Вроде того, что будут показывать различные фильмы и устраивать семинары со специалистами типа психологов и т.д.. И если занятия буду проходить в интересной и увлекательной форме, то факультатив будет реально полезным для школьников и в будущем поможет им построить свою крепкую и любящую семью.

Беседовала Марина ШАФРАН
Фото автора