О БРАКЕ И СЕМЬЕ

В православной церкви брачный союз жениха и невесты всегда рассматривался как таинство. Молодые сами выбирают друг друга, и этот выбор утверждает церковь, надевая на них обручальные кольца. Таинственный союз, в котором Христос воедино соединяет любовь, призван стать малой церковью.
«Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены…», «Мужья, любите своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя», — говорит нам апостол Павел.
В едином организме семьи угасает принцип справедливости. В этике супружества справедливость становится искушением, которое приходится постоянно преодолевать жертвенностью. Задача супругов не в том, чтобы получить «свое» от другого. «Любовь не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, все покрывает, всему верит, на все надеется, все переносит». Такая любовь не говорит: «Ты – мой». Она говорит: «Я – твой!». Любящий – не собственник, а собственность другого. Любящий не берет другого для себя, а отдает себя другому, ничего не требуя взамен. Именно к такой любви мы призваны, и полностью она может реализоваться только во взаимных и искренних отношениях друг к другу.
Смысл христианского брака – соединить две половины в целостное единство. На русском языке такое слово называют «счастьем». Молодым обычно желают счастья (от слова «часть», «сочасть», «соучастие»). Поэтому слова «будьте счастливы» означают буквально «будьте едины», «будьте всегда вместе».
Православный брак – это благодатный союз мужчины и женщины ради спасения души своей, ради выполнения заповедей Божьих, ради умножения жизни, то есть – ради чадородия. Человек предназначен от сотворения своего жить семейной жизнью для того, чтобы растить детей, которые, с точки зрения православия, есть дар Божий и Его благословение. Семья – это средство спасения, без которого большинство людей, живущих на земле, целомудренно провести свою жизнь не могут. Поэтому конечной целью христианского брака является не социальное и материальное благополучие, и не плотское удовлетворение (хотя церковь благословляет в браке влечение мужа и жены), и даже не обеспечение детей, а жизнь во Христе. Жить церковной жизнью – это значит не только сохранить семью, но взрастить и скрепить в ней главное: Божественную любовь жены к мужу, мужа – к жене, и обоих – к деткам своим.
Христианский союз не заканчивается нашей земной жизнью, а продолжается в жизни вечной. Библия учит нас, что семейный брак настолько важен и спасителен, что приравнивается к церкви, потому и называется – малая церковь.
Тайна, рожденная в браке между мужчиной и женщиной однажды, может возрастать всю жизнь, создавая из разных людей одно единое целое. Это и есть цель и смысл православного брака.

Иерей Валерий РОГОВОЙ,
клирик Свято-Сретенского храма г.Дрогичина.