О выборе профессии, о своей работе рассказала Дилфуза Эргашевна Мелибоева

Дата:

Дома ее называют просто – Диля. В школе и ученики, и учителя, как и положено, по имени-­отчеству – Дилфуза Эргашевна. Коллеги, детвора и взрослое население агрогородка Осовцы и близлежащих деревень уже давно привыкли к тому, что в местной школе работает педагог с непривычным для славянского слуха именем. Дилфуза Эргашевна Мелибоева приехала в Осовцы в 2003 году из Узбекистана.

Из родного поселка Багдад, что в Ферганской области, она уезжала, не попрощавшись с учениками, которых учила, начиная с первого класса. Боялась, что сердце не выдержит тяжелых минут расставания. Решение уволиться из школы и уехать вместе с дочкой в Беларусь далось Дилфузе непросто. Успокаивало то, что едет она не в неизвестность, а на малую родину мамы.

В жилах Дилфузы течет кровь трех народов: белорусского, узбекского и русского. Во время Великой Отечественной вой­ны белорусский парень Яков Ярмоцык в госпитале познакомился с уроженкой Свердловской области Ксенией Николаевой. Молодые люди полюбили друг друга и поженились. Еще в России у них родился сын. Но вить семейное гнездо Яков Ефимович и Ксения Захаровна решили в родной деревне мужа, и после вой­ны они приехали в Осовцы. Здесь у Ярмоцыков родилось еще трое детей. Мама Дилфузы – Анастасия Яковлевна – появилась на свет в 1950 году. И ей было суждено судьбой познакомиться с солдатом из Узбекистана и уехать вместе с ним на чужбину. Узбек Эргаш проходил срочную службу в Бресте. В мае 1971 года Настя и Эргаш отгуляли свадьбу в Осовцах, а в 1972 году уже в городском поселке Багдад у них родилась дочка. Счастливые родители назвали девочку Дилфуза, что в тюркских и персидских языках означает «радующая сердце». Тогда они еще не знали, насколько точно угадали с именем для дочери.

С малых лет вместе с родителями приезжала Дилфуза в гости к бабе Симе и деду Якову, которого односельчане за отменную память называли Памятушка. Так что свою белорусскую родню Дилфуза знала. Но что самое главное, в Осовцах, в бабушкином доме, вместе со своей семьей уже несколько лет жила ее родная сестра – Наргиза. Она вышла замуж за местного парня Александра Шрамука. Супруги реконструировали бабушкин дом, завели большое хозяйство. Жить в этом доме планировала и Дилфуза с дочкой. Так что в Беларуси их ждал надежный плац­дарм. Родители вместе с младшими сестрой и братом вслед за ней переехали в Беларусь. Наргизе и Александру Шрамукам СПК «Осовецкий» предоставил дом, где они зажили самостоятельно.

– Первые пять-семь лет после переезда я испытывала сильную ностальгию, – при этих словах на глаза Дилфузы Эргашевны набегают слезы. – Хотелось вернуться обратно в Багдад. Скучала по своим детям, по знакомым людям. В Узбекистане нам жилось хорошо, и я до сих пор считаю, что там моя родина, – этим откровением моя собеседница подтверждает мысль о том, что каждый человек на всю жизнь корнями врастает в то место на Земле, где он родился и где закопана его пуповина. – Узбекский и белорусский народы очень похожи между собой своим гостеприимством, доброжелательностью, трудолюбием. Это помогло мне адаптироваться здесь. Беларусь стала для меня второй родиной. Местные жители, коллеги по работе не воспринимали меня как приезжую, как человека с другим менталитетом, все старались помочь, поддержать, дать полезный совет.

«Своими детьми» она и сейчас называет учеников, с которыми рассталась, уехав из Узбекистана. Хотя тем мальчишкам и девчонкам уже самим по 35 лет. Дилфуза Эргашевна учила их писать, читать, считать, вела за руку по стране знаний в начальных классах. А когда они перешли в средние классы, преподавала английский язык и стала для них классной мамой. «Вы лучший учитель! Мы Вас очень любим и гордимся. Низкий поклон Вам, Дилфуза Эргашевна!» – писали ей уже повзрослевшие ученики в социальных сетях после переезда в Беларусь. Ей хотелось на крыльях лететь за четыре с половиной тысячи километров к детям, которые стали для нее родными.

Аведь Дилфуза не хотела быть учителем, педагогика ее не привлекала. В школе ей нравились математика и иностранный язык, она любила рисовать. Получая аттестат о среднем образовании и золотую медаль, Дилфуза мечтала подать документы на юридический факультет или же в технический вуз, чтобы получить техническую специальность, выучиться на инженера или архитектора. Но родные настойчиво убеждали девушку поступать в педагогический институт.

– Я не лирик, у меня математический склад ума. К тому же я не была публичным человеком, выступать перед детьми, перед взрослыми мне было очень тяжело, – делится Дилфуза Эргашевна. – Какой тут пединститут!

И в год окончания школы она решила вовсе никуда не поступать, а пошла работать. Дилфуза устроилась инспектором отдела кадров в районную санэпидстанцию, где трудилась ее мама Анастасия Яковлевна. Шло время, девушка вышла замуж, родила дочь. Ближе к окончанию отпуска по уходу за ребенком было принято решение поступать в педагогический вуз. Дилфуза поступила на очное отделение факультета «Методика начального обучения» Кокандского государственного педагогического института имени Мукими, она решила стать учителем начальных классов. Институт Дилфуза окончила с красным дипломом. На работу она пошла в свою родную школу. Набрала первоклашек, ровесников своей дочери.

– У меня сложились очень хорошие отношения и с детьми, и с родителями, – рассказывает Дилфуза Мелибоева. Говорит педагог на удивление тихо, неторопливо: – Родители были благодарны мне не столько за знания, сколько за то, что дети в классе стали очень дружными, сроднились, как братья и сестрички, что я привила им уважительное отношение друг к другу, к учителям, просто к людям. Они и после окончания школы общаются, помогают друг другу.

Как родную Дилфузу Эргашевну приняли в Осовецкой школе. Сначала она работала педагогом-­организатором, потом – педагогом социальным, была председателем профкома первичной организации, в 2011 году была назначена на должность заместителя директора по воспитательной работе, а в 2013 году – заместителем директора по учебной работе.

– В Узбекистане я работала обычным учителем, решала только свои вопросы. А тут мне пришлось решать вопросы всей школы, и даже на районном уровне, – говорит Дилфуза Эргашевна. – До этого я испытывала внутреннюю боязнь перед посторонними людьми, боялась обратиться к незнакомому человеку. Мне много помогали директор школы Александр Григорьевич Хилько и Анна Зиновьевна Медведь, которая трудилась заместителем директора по учебной работе. Я очень им благодарна, они помогли мне перебороть страхи и состояться как заместителю директора. Анна Зиновьевна передала мне весь свой богатый опыт, все наработки. Мне приятно было в этом году с учениками и другими учителями поздравлять Александра Григорьевича с 75‑летним юбилеем.

Большой груз административной работы и ответственности лежит на плечах завуча. Особенно сложно в начале учебного года, когда нужно оперативно составить расписание уроков, планы, отчеты. При составлении расписания она учитывает, что большинство учителей Осовецкой СШ, добираются на работу из Дрогичина и сельских населенных пунктов, старается создать комфорные условия для работы.

До позднего вечера горит свет в окне рабочего кабинета Дилфузы Эргашевны. По характеру она флегматик. Делает все скрупулезно, дотошно вникая в мелочи, десять раз перепроверит, прежде чем составит план, сделает шаг. Зато можно быть уверенным, что все, за что бы она ни взялась, будет сделано качественно. Можно было бы вечерами поработать и дома. Но завуч предпочитает работать в школе, где под рукой все документы.

Должность у Дилфузы Эргашевны очень серьезная, ответственная. Порой, возможно, завучу надо и командирский голос показать. Но от всех учителей, которым приходилось с ней работать, автор этих строк слышала, что она – человек очень мягкий.

– Я стараюсь наладить с людьми сотрудничество, общаться не через приказы, – объясняет педагог. – Конечно же, бывают моменты, когда без административного нажима не обойтись, но и в такой ситуации я разговариваю тактично, не давая разгореться конфликту. Чтобы работа спорилась, важно наладить с людьми межличностные, профессиональные отношения. Я как завуч стараюсь, чтобы педагоги приходили на работу с удовольствием, чтобы они знали, что им будет оказана методическая, психологическая, а при необходимости и техническая помощь. Мы большую часть жизни проводим на работе. Коллектив, коллеги, с которыми ты долго работаешь, становятся для тебя семьей. С ними надо выстраивать доброжелательные отношения. Эмоциональная, психологическая обстановка в коллективе играет большую роль. От нее во многом зависит психологическое и физическое здоровье людей, и, конечно же, результат общего труда. Комфортно в школе должно быть и педагогам, и учащимся, и техперсоналу, и поварам, и родителям.

Оказавшись в сельской школе, где преподавание ведется на белорусском языке, Дилфуза Мелибоева научилась без ошибок писать по-белорусски, в ее речи то и дело проскакивают белорусские слова. С сельчанами педагог может легко общаться на местном диалекте, в котором смешалась украинская, русская и даже польская речь. А преподает она русский язык и литературу в пятом классе. Педагог убеждена, что человек способен выучить любой язык, было бы с кем на нем общаться. По приезде в Осовцы дочка Дилфузы владела только узбекским языком. А потом она, как и мама, получила педагогическое образование и даже некоторое время преподавала математику в Осовецкой СШ. Муаззам или Мария, как ее крестили в православной вере, по примеру бабушки и прабабушки стала многодетной матерью.

Дилфуза Мелибоева признается: она счастлива, что попала на работу в Осовецкую среднюю школу. Потому что здесь трудится слаженный коллектив настоящих профессионалов. Средний возраст учителей – 47 лет. Больше половины педагогов имеют высшую категорию, почти все остальные – первую.

– Я очень дорожу своим коллективом, – говорит она. – И очень благодарна коллегам за поддержку, потому что одна я ничего бы не сделала, все вопросы решаются в тесном сотрудничестве. В школе созданы все условия для плодотворной работы педагогов и качественного обучения детей. Это подтверждается успехами учащихся и педагогов.

Поддержку коллектива она особенно почувствовала нынешним летом, когда временно исполняла обязанности директора. На хрупкие плечи Дилфузы Эргашевны легли тяжелые заботы по подготовке школы к новому учебному году. Около 20 лет назад здесь был сделан капитальный ремонт, но и сегодня школа выглядит как новая. Во многом благодаря тому, что каждое лето делается косметический ремонт, ежегодно обновляется материальная база, и, конечно же, благодаря бережному отношению учащихся и учителей к родному учреждению образования. С подготовкой к учебному году коллектив успешно справился. Были установлены красивые кованые ворота на центральном входе, надворное оборудование, проделана работа по благоустройству территории школы. Не стыдно было педагогам, когда в школу был назначен новый директор Надежда Владимировна Капуза.

Единственная проблема, которая сегодня всерьез беспокоит Дилфузу Эргашевну, касается демографической ситуации на селе. В 2003 году, когда она впервые переступила порог Осовецкой школы, здесь насчитывалось свыше 150 учеников, три десятка малышей посещали детский сад. Сегодня в школе занимаются 84 учащихся, в детском саду – 24 ребенка. Несмотря на то, что местный СПК «Осовецкий» является экономически сильным хозяйством, достойно оплачивает труд сельчан, строит жилье, молодежь после окончания школы стремится уезжать в большие города.

– Хотелось бы, чтобы и в сельские учреждения образования приходили мотивированные молодые учителя, нацеленные остаться работать в агрогородке или деревне, – говорит Дилфуза Эргашевна. – Сегодняшние ученики и их родители должны понимать, что школа – это храм, где ребенок получает не только образование, но и воспитание, понимание того, как должно развиваться государство, общество, на каких принципах должна строиться семья. Быть учителем – высокое предназначение и большая ответственность. Без учителя, без образованных и воспитанных детей невозможно дальнейшее развитие экономики, социальной сферы, технический прогресс. Было бы здорово, если бы и молодые специалисты мыслили точно так же. Хотелось бы вырастить своих, местных педагогов. Чтобы наши выпускники, отучившись в педагогическом вузе, возвращались в Осовцы, вливались в коллектив родной школы, создавали семьи, приводили в школу своих детей. Будут дети – будет жить школа! А значит, будет жить и развиваться село.

Нина ТКАЧУК.

Поделиться новостью:

Популярно

Архив новостей

Похожие новости
Рекомендуем

Ежегодно 5 октября отмечается День образования подразделений уголовного розыска МВД Республики Беларусь

Предпраздничная неделя в Дрогичинском РОВД началась с важного события:...

В Дрогичине состоялся праздничный концерт, посвященный Дню учителя

В городском Доме культуры состоялось торжественное мероприятие, посвященное Дню...

Лукашенко: в Беларуси установят полный запрет на отчуждение земель сельхозназначения

В Беларуси установят полный запрет на отчуждение земель сельхозназначения....